Приезд в Кижингу Досточтимого Гьетрул Джигме Ринпоче, держателя двух духовных линий передачи школы Ньингма – буддийской школы древних переводов, в том числе полного цикла Гесара (Гэсэра – бур.) в виде Сокровищ ума, долгое время находился под вопросом. Потому как паломнический тур по святым местам Гэсэра Джигме Ринпоче и следовавшей за ним группы верующих проходил в горных Тунке и Оке, где и состоялись основные мероприятия.
И всё же благодаря усилиям лам из Кижинги визит состоялся – Джигме Ринпоче дал своё согласие на посещение Кижингинской долины, и в ходе визита дал целый ряд учений и благословений удачливым буддистам, сообщает газета «Бурятия».
В горных Оке и Тунке
Держатель традиции Гэсэра прибыл в Бурятию в середине июня и большую часть своего времени провел в Окинском районе, который, по поверьям, родина Гэсэра – легендарного царя-воина. Там Джигме Ринпоче дал ряд наставлений и благословений, после чего отправился в столицу республики, где принял участие во встрече с сотрудниками Бурятского научного центра. Досточтимый Джигме Ринпоче ответил на многие вопросы ученых, дал разъяснения по некоторым аспектам Гэсэра.
С именем Гэсэра в Бурятии и других странах связано много мест. По бурятской версии считается, что родиной Гэсэра были высокие горы Саяны, а троном Гэсэра - самая высокая вершина – гора Мунку-Сардык (Мунхэ-hарьдаг - вечный голец), расположенная на границе Монголии и Бурятии. Возле Улан-Удэ создан архитектурный комплекс «Стоянка Гэсэра». Здесь, согласно мифу, герой эпоса останавливался для отдыха и привязывал своего коня к коновязи перед тем, как отправиться дальше. Тысячелетие эпоса «Гэсэр» торжественно отмечалось в Бурятии в 1995 году.
От Зандан Жуу в Кижингу
Далее лотосовые стопы Джигме Ринпоче устремились в Эгитуйский дацан, в котором с начала прошлого столетия пребывает одна из пяти прижизненных копий Будды Шакьямуни – Зандан Жуу (Сандаловый Будда). Воздав почести Зандан Жуу, проведя молебен и дав короткое посвящение, живое воплощение Гэсэра отметил, что Эгитуйский дацан является, пожалуй, самым святым местом Учения Будды на территории «таёжной, озёрной и степной».
Затем Джигме Ринпоче направился в Кижингу, где его уже на границе с Хоринским районом встретили ламы Кижингинского дацана и многочисленные верующие в национальных одеждах, с хадаками в руках. Среди встречавших держателя традиции Гэсэра были первые лица района – глава МО «Кижингинский район» Геннадий Лхасаранов, председатель райсовета Доржо Бадмаев, глава МО «Нижнекодунский сомон» Борис Рантаров и многие другие. Радушное гостеприимство кижингинцев, стойко перенесших в ожидании буддийского мастера небывалую жару, тронуло Джигме Ринпоче. Он коротко рассказал о цели своего визита в Бурятию, заключавшейся в том, что на наших просторах есть немало мест, так или иначе связанных с Абай Гэсэром – великим царём-воином, победителем демонов. А местность, на которой произошла первая встреча кижингинцев с Джигме Ринпоче, и вовсе отмечена знаками Гэсэра. Здесь, по словам буддийского мастера, нужно проводить мероприятия, связанные с великим царём-воином.
Ночь Джигме Ринпоче провёл в Кижингинском дацане, где высокого гостя встретили местные ламы во главе с ширээтэ ламой Гармажапом Жамбаловым.
Боритесь с пороками, копите заслуги
С раннего утра в Кижингинский дацан отовсюду стали стекаться верующие. К началу посвящения народу было так много, что просторный Цогчен дуган не смог вместить всех желающих, поэтому многие расположились на площадке перед дацаном. Казалось, сама природа радуется этому событию – сразу после приезда Ринпоче прошёл долгожданный ливень, а на следующий день подул приятный освежающий ветерок. Все это располагало к внимательному слушанию Учения просветленного мастера.
Дав посвящения, Джигме Ринпоче рассказывал собравшимся об особенностях традиции Гэсэра, основных постулатах Учения Будды. Верующие слушали наставления буддийского мастера с большим вниманием и воодушевлением, ибо сказанное тронуло сердце каждого из присутствующих. Ринпоче отметил и такие негативные моменты нашей жизни, как пьянство и табакокурение.
- У вас засуха, солнце палит нещадно. Нет дождей. В этом вина живущих здесь людей, которые, употребляя в больших количествах алкоголь и смоля сигареты, вызывают неприязнь у других живых существ, в том числе и у тэнгэри – небожителей, которые в отместку, а также и за другие греховные деяния, не посылают на ваши земли благодатную влагу, а с ним и урожай. Не надо удивляться тому, что ваши дети, так же, как и старшее поколение, пристрастились к вредным привычкам, ведь вы сами, взрослые, показываете им плохой пример. Проезжая по дорогам Бурятии, заметил: на земле лежит много пустых бутылок из-под водки, окурки, мусор. Нужно прекратить употреблять водку, курить сигареты, необходимо воздерживаться от неблагих деяний и мыслей. И тогда вы заметите, как всё изменится, - тонко подметил Джигме Ринпоче.
По мнению буддийского мастера, счастье, к которому стремится каждый из людей, заключается в том, чтобы изменить проекцию ума, направить его на благие поступки, на достижение покоя в сознании.
- Это значит, что ум настоящего буддиста-практика должен быть всегда бдителен и направлен на развитие благих качеств, таких, как сострадание, щедрость, дисциплинированность, терпение и прочее. Не должно быть так, что буддист становится примерным человеком во время посещения дацана, а в семье и обществе - другим. Чтобы люди, увидев такого «практика», не обходили его стороной. Настоящая практика всеобъемлюща, не ограничивается посещением молебнов – она должна быть всесторонней и радостной. Радостной оттого, что ты можешь приносить пользу себе и другим, - пояснил высокочтимый лама.
Например, тому, у кого изо рта сыплется нецензурная брань, нужно задуматься над тем, что это есть накопление неблагой кармы. Нужно понимать: плохие поступки и мысли возникают у нас чаще, чем благие, что негатив легче осуществить, чем сделать добро.
- Вы, буряты, как и тибетцы, на протяжении многих веков придерживаетесь Учения Будды. Вы, образно говоря, впитываете его с молоком матери, и потому у вас есть необходимый потенциал для дальнейшего развития на этапах пути к просветлению, для достижения состояния Будды. Поэтому нам нужно продолжить работу над своим сознанием, с каждым днём совершенствуя его. Таким образом, мы сможем избежать падения в низшие миры и продолжить путь к обретению просветлённого состояния. Потому Учение Будды обретает всё большую популярность в западных странах, жители которых хотят изменить мир к лучшему, - резюмировал Джигме Ринпоче.
Слова воплощения Гэсэра были точны, как стрелы мэргэна, – они воодушевили собравшихся счастливцев, дав им новую благую энергию на продолжение успешной практики. Позитивный настрой ещё долго витал в воздухе, даже после отъезда Джигме Ринпоче, и было видно: сказанное буддийским мастером не пропадёт зря и каждый из присутствующих задумается и с новой силой продолжит работу над дальнейшим развитием благих качеств.
Джигме Ринпоче преподнёс ширээтэ ламе для дальнейшего развития Кижингинского дацана все подношения, которые были поднесены в тот день эманации Гэсэра верующими, поблагодарив лам и местное население за тёплый приём и радушие.
СПРАВКА
Гьетрул Джигме Ринпоче родился в Индии и приходится сыном прославленному тертону, или «Открывателю сокровищ», Его Святейшеству Намка Дриме Рабджаму Ринпоче, держателю линии Рипа. Он был распознан в возрасте трёх лет Его Святейшеством Кьябдже Дуджомом Ринпоче в качестве перевоплощения Гьелинга Йонтена Лхундруба Гьяцо Ринпоче, который был проявлением бутанского тертона Пема Лингпы, одного из пяти великих, тертонов Ваджраяны. Среди прежних воплощений Ринпоче был Манджушримитра, один из восьми великих индийских Видьядхар и мастер Дзогчен.
С 1993 года Джигме Ринпоче начал выполнять функцию духовного учителя. Кроме того, Ринпоче ведёт благотворительную деятельность, являя пример того, как, будучи буддийским практиком, можно активно участвовать в общественной жизни.
Гьетрул Джигме Ринпоче путешествует по странам и континентам, выступает с учениями и лекциями, стремясь помочь прийти к внутренней гармонии и взаимопониманию. Руководит монастырями линии Рипа в Непале и Индии. В 1996 году Ринпоче впервые даровал учения в Европе. С тех пор он несёт драгоценную Дхарму на Запад и занимается организацией буддийских центров в Швейцарии, Франции, Люксембурге, Испании, Германии, Японии, на Украине.
В 2О08 году Джигме Ринпоче по настоянию своего отца впервые приехал в Россию. С тех пор он регулярно посещает нашу страну и с великой любовью и заботой дарует учения, предназначенные как для буддистов, так и для широкого круга слушателей. Благодаря ему создан проект «Центр Рипа», который направлен на самопознание и духовное развитие в условиях современной жизни.
Героический эпос «Гэсэр» является уникальным памятником духовной культуры не только бурятского, но и других народов, входивших в монголосферу. Он распространён у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северо-тибетских уйгуров и стал в определённом смысле символом центрально-азиатской общности различных культур и традиций. Многие народы, знающие эпическое сказание о Гэсэре, поклоняются ему как небожителю, божеству, великому духу. Гэсэр покровительствует воинам, защищает стада, он победитель демонов и податель счастливой судьбы. В шаманских призываниях Гэсэра называют бурханом или тэнгэри - сыном неба, обитающим над высокой белой горной вершиной, в доме облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены многие соратники и противники Гэсэра, у монгольских народов предметом культового почитания является только Гэсэр. У бурят существуют предания о том, что песни о Гэсэре охраняют от призраков умерших и демонов. Существовали специальные магические талисманы Гэсэра, которые должны были спасти их владельца от козней злых духов.
Комментарии