Возле визит-центра «Байкал заповедный» установили старинные вагоны – первые элементы историко-мемориального комплекса «Байкальская железнодорожная паромная переправа».
Наступает такой момент, когда идея, до этого выраженная в определенных концептах и словах, начинает воплощаться в зримых и осязаемых вещах и неуклонно движется к своему реальному завершению. 20 июля возле визит-центра Байкальского заповедника были установлены 2 старинных двухосных вагона, которые стали первым экспонатом планируемого мемориального комплекса «Байкальская железнодорожная переправа». Это событие стало очередным шагом к воплощению идей сохранения историко-культурного наследия.
Для того, чтобы понять важность создания данного комплекса, следует рассказать немного о самой Байкальской железнодорожной переправе. В конце XIX века железная дорога обрывалась у порта «Байкал» - горные массивы и многочисленные русла рек делали дальнейшую прокладку железнодорожных путей невозможной. Стало ясно, что Средне-Сибирскую и Забайкальскую железные дороги можно связать только с помощью паромной переправы. Первая переправа такого типа была построена на озере Байкал в 1893 – 1900 гг. Пассажиров, вагоны, паровозы, груз, рельсовые пути – все это перевозили два парома – «Байкал» и «Ангара». В 1903 г. была построена пристань на станции Танхой. Именно линия Байкал – Танхой была кратчайшим расстоянием между берегами Байкала. Рейсы выполнялись 3-4 раза в сутки.
Существование железнодорожной паромной переправы позволило российскому командованию в преддверии русско-японской войны (1904 – 1905 гг.) доставить на Дальний Восток войска и вооружение, в том числе, подводные лодки и миноносцы. Организация паромной переправы, включая сооружение и поддержание таких сложных объектов, как портовая инфраструктура, – одна из героических страниц в истории российских железных дорог.
В Байкальском заповеднике при поддержке ОАО РЖД идея сохранения этой страницы истории нашла свое воплощение в создании историко-культурного комплекса, первым этапом в реализации которого и стала установка старинных вагонов. В своем интервью журналистам телеканала «Вести. Россия» директор заповедника Василий Сутула отметил: «Это олицетворение еще одного шага, совершенного в сотрудничестве с железнодорожниками в реализации историко-культурного мемориала. Это важно, поскольку, когда мы разрабатывали идею строительства визит-центра, было принято во внимание то, что рядом находятся уцелевшие сооружения порта «Танхой», куда подходили паромы «Байкал» и «Ангара». Сообщение не прекращалось круглый год – после окончания навигации паромов рельсы прокладывались по льду. Эти исторические события мы хотим запечатлеть в мемориале, и эти два вагона – часть будущей экспозиции. Внутри них также будет размещаться экспозиция. Важно отметить, что стоять они будут на том же месте, откуда они заходили на паром. Нами движет желание рассказать о практически забытом пласте русской истории, который, без сомнения, будет интересен посетителям заповедника».
Байкальский заповедник
Сайт МО "Кабанский район"
Комментарии