XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев живёт в Бурятии. Последние 20 лет он возглавляет Буддийскую традиционную Сангху (общину) России. О вере и ламах, о своих страхах и надеждах рассказывает Дамба Аюшеев.
- Хамбо ламой вас выбрали в 33 года. Не страшно было в столь молодом возрасте становиться главой российских буддистов?
- Был бы старше, подумал бы. И, возможно, отказался бы. Но в 33 года я не осознавал, что мне предстоит. Поэтому сейчас назначаю настоятелями дацанов молодых лам, которые ещё не понимают, через какие трудности им придётся пройти.
- В чём состоит ваша миссия?
- В возрождении буддизма, который уничтожали в течение 70 лет советской власти. Сейчас я выполнил свою миссию на 80 процентов – восстановил все дацаны, которые были до революции. Но ведь чтобы построить храм, много ума не надо. Главное – это внутренняя жизнь. Важно, чтобы современные люди стремились в дацан. Это раньше буддийские храмы были центром образования, науки, культуры и религии. А сейчас у молодых людей много иных возможностей.
- Сколько времени нужно, чтобы стать ламой?
- Закончить буддийский университет и прожить в дацане не менее 12 лет – то есть полный астрологический цикл. За это время человек привыкает быть ламой. Это как в любой другой профессии. Если кто-то 12 лет проработал учителем в школе, а потом ему предлагают сменить профессию, сложно будет перестроиться. Мы в Бурятии уже вырастили своих лам, сейчас они стали преподавателями. Когда-то в республике было очень много тибетцев, они и сейчас остались. Собирают людей, дают им учение. Однажды я беседовал с «тибетскими ученицами». Они мне сказали такую вещь: «Тибетский лама – это драгоценность, монгольский лама – это мудрец, а бурятские – недоразумение». Спросил их: «Кто же вас, буряток, научил так не любить свой народ?» Я против таких учителей и считаю, что умные ламы находятся в своей стране, а ещё лучше – в своём дацане. А те, кто выезжает с учениями, просто не востребованны на своей родине.
- Может ли женщина стать ламой?
- При всём моём уважении к женщинам они не в состоянии постичь буддийскую философию. В тантрическом смысле – пожалуйста: у нас есть женщины-божества. А вот в философском – нет. Пусть женщина мечтает в своём сыне найти ламу. В этом случае он всю жизнь будет молиться за свою мать.
- Сейчас Иволгинский дацан в Бурятии считается Меккой российского буддизма. Там находится нетленное тело Хамбо ламы Этигэлова. Что изменилось в жизни республики?
- Мы построили дворец для Хамбо ламы. Во время больших праздников спускаем его во двор, он принимает участие в службах. Приходит очень много людей – каждый со своими вопросами и просьбами. Сейчас открыли границу с Монголией, и оттуда идёт поток верующих. Я знаю, что Хамбо лама многим помог.
- А вы можете с ним разговаривать?
- Это моя самая большая мечта! Но я имею право задать только очень важный вопрос, а такого пока нет. С Хамбо ламой общается его хранитель и оракул Бимба-лама и передаёт нам его учения. Когда-нибудь мы сумеем их расшифровать. Думаю, что значимость учения человека, сумевшего победить время, бесценна.
- К Хамбо ламе Этигэлову приезжали президенты, учёные, артисты...
- Проще сказать, кто не приезжал. Конечно, и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев были. Этигэлов – это вызов для любого здравомыслящего человека. Он приглашает к себе и спрашивает: «Хотите посмотреть на меня и убедиться, что в этом мире не всё так, как вы думаете?»
- Вы входите в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Вам часто приходится общаться с Владимиром Путиным?
- К счастью, нет. Если бы я часто обращался, это бы означало, что у буддистов есть проблемы. Ведь с радостью к президенту не ходят.
- До 1917 года все российские императоры считались земным воплощением богини Белая Тара. Сейчас что-то изменилось?
- Эта традиция велась с Екатерины Второй – именно при её правлении появился институт российских Хамбо лам. Сейчас ничего не изменилось, государство же существует. Президент обладает огромной властью, на нём колоссальная ответственность. Это даётся в наказание или в счастье? Скорее всего, в наказание, ведь от груза ответственности никто здоровее не становится. Так что прикрывать надо.
- Чего бы вы хотели достичь?
- Поймать пустоту. Если я её поймаю, то смогу сам выбирать, кем быть в будущей жизни. Но кроме Хамбо ламы Этигэлова это не удалось пока никому.
- Вы знаете, кем были в прошлой жизни?
- Нет. Но знаю, что в этой жизни я неудачник, потому что обрёл человеческое тело в океане страданий. Выражаясь образно, я сижу в тюрьме. Кому интересно, кем я был до этого? Гораздо важнее, как и куда я выйду из этой тюрьмы. Буддисты должны жить не прошлым, а настоящим – тогда нас ожидает будущее.
Я нашел, что искал
- Вы живёте в очень скромной резиденции на территории Иволгинского дацана. Не хотели бы переехать в более комфортные условия?
- Не я её строил, не мне её ломать. Это намоленное место: здесь ламы жили, радовались, учили других. Почему я должен что-то менять? Я кто?
- Вы часто бываете за границей?
- Практически не бываю. Раньше я находился в поиске. Учился в Монголии. В Индии шёл по всем святым местам Будды, был в Шри-Ланке, Таиланде, Японии. Но после возвращения Хамбо ламы Этигэлова нет в этом необходимости. Я нашёл всё, что искал. Пусть теперь к нам едут – ведь любой нормальный буддист хочет увидеть Хамбо ламу Этигэлова.
- Вы обращаетесь к врачам?
- Нет. Считаю, что самое лучшее лекарство – это горячая кипячёная вода утром перед завтраком. Мы же моем тело и лицо? А когда пьём кипяток, умываем наш организм изнутри. Лучше я буду иметь грязное лицо, но чистый желудок. Хотя в идеале нужно всё держать в чистоте. По такому принципу я живу.
Чудо
XII Пандито Хамбо лама Этигэлов родился в 1852 году. В 1911-м стал главой российских буддистов.
В 1927 году, завещав своим ученикам навестить его через 30 лет, ушёл в нирвану. Саркофаг поднимали два раза, тело оставалось нетронутым. В 2002 году подняли снова: тело осталось в прежнем состоянии. Буряты и монголы признали Этигэлова живым.
Автор: Алена Бобрович
Фото: metronews.ru
Источник: metronews.ru
Комментарии