Кто-то кур и уток разводит, кто-то – гусей и индюков. А у Лютаевых – перепелки. Разведение столь необычного вида птицы в крупных масштабах не оставил нас без внимания, и мы встретились с директором крестьянского хозяйства «Мать Земля» Геннадием Лютаевым.
«Здоровье и красота в ваших руках» – гласит слоган на упаковке с перепелиными яйцами.
Не пугайте птичек
– Геннадий Владимирович, откуда такой интерес к перепелкам? В нашем регионе это достаточно редкий вид птицеводства, нужны ведь определенные знания в этой области…
– Сейчас идет большой отток населения из села в город, земля остается, можно сказать, без хозяина. В магазине – сплошные добавки в продукты, чтобы долго не портились и были «выгодны» по цене покупателю. Что касается натуральности – мало кто задумывается, какие и сколько удобрений было использовано при выращивании овощей, фруктов, не говоря уже о мясе… Это-то и стало решающим фактором в открытии своего дела, которое направленно на производство натуральных, экологически чистых продуктов. Начинали, конечно, сначала для себя. Подумывали о том, чтобы заняться пчеловодством. Как вид деятельности оно понемногу исчезает, в деревнях этим занимаются лишь единицы. Купили три семьи. Долго искали нужную породу – выбрали самую медоносную для нашего региона – средне-русскую. Пчел держать непросто, тем более в такое лето, как нынче, от засухи цветы мало выделяют нектара, пчелы голодные. Зиму тоже не все переживают – полгода в спячке. Сейчас у нас около сорока семей, в будущем планируем увеличивать. Мысль о том, что мы едим каждый день и как это отражается на нашем организме, давно не давала покоя. И выбор остановили на перепелках. Купили два десятка попробовать для себя. Через некоторое время поняли, что польза от их яиц колоссальная.
В основном разводят кур, индюков, перепела в диковинку пока для многих. И этот сегмент рынка пока не занят. Сбыт продукции не предполагает вытеснения куриных яиц. Хотя на обычную домашнюю птицу расходуется больше корма, необходимо делать постоянно прививки. Перепелки из-за высокой температуры тела не нуждаются в прививках. Научно пока не доказано, но бытует мнение, что они не болеют сальмонеллезом. Яйца перед отправкой на торговые точки проходят бактериологические исследования. Все сертифицировано.
– Перепелки не достигают и 200-граммового веса, как же вы успеваете в производственных масштабах их выводить, кормить, выхаживать и собирать «урожай» у взрослых птичек?
– Первую крупную партию в 600 голов мы закупили в Иркутской области, сформировали родительское стадо. Как я и говорил, опыта было мало, без жертв первое время не обошлось. Главное – поддерживать температурный режим, четко соблюдать световой день, время уборки, вентиляции. Даже если перепелок испугать, они не будут нестись. И даже если они слишком просторно сидят в «батареях» (клетки, поставленные в несколько рядов. – Прим. авт.), они чувствуют себя одиноко. Обычно для 25 птиц отводится 0,5 метра.
Бизнес у нас семейный: мои жена и мама в этом хорошо помогают. Мама очень щепетильна в вопросе выводков – благодаря ей, выживаемость птенцов почти стопроцентная. Вес у птенцов удваивается в первые сутки, через неделю появляется оперение. Порода яйценоская, потому яйца начинают откладывать уже через 35-40 дней после вылупления. За десять дней в среднем от одной перепелки 6-7 яиц получаем.
А вот следить за чистотой и порядком в птичнике наняли рабочих.
Гореть своим делом
– Затратное, наверное, содержание…
– Мифов очень много на этот счет. На самом деле окупаемость, если все делать правильно, не заставит себя долго ждать. В среднем за год можно выйти на доходный уровень. Человек должен гореть идеей. Если любишь свою землю, то обязательно найдешь способ «договориться» с ней. Главное – верить в себя. «Здоровье и красота в ваших руках» – гласит наш слоган на упаковке с яйцами. К примеру, моя постоянная покупательница за два года систематического употребления перепелиных яиц отметила, что ее перестали беспокоить колики, гастрит вылечен, улучшился цвет лица. О пользе этого продукта можно говорить часами. Не зря же их использовали в древности китайские целители, а потом и японцы одомашнили эти птицу. Дети в восторге от веселого, пестрого раскраса яиц, к тому же, в отличие от куриных, перепелиные яйца не вызывают аллергии.
На самом деле в наших руках всё – и то, что мы едим, и то, как будут жить наши дети, зависит всецело от нас.
– Хорошее и серьезное заявление, люди на самом деле в большинстве надеются на государство, кое-где и на пресловутое «авось». У вас уже опыт в разведении перепелов, вы специально этому обучались?
– Нет, по образованию мы далеки от сельского хозяйства: я – IT-инженер, жена – экономист. Не было наставников. Всю информацию черпали, в основном, из Интернета: шишек набили немало, птичники отписывались редко, да и те много воды лили. Секретами разведения делиться никто не хотел. Так методом проб и ошибок мы полгода откатывали систему выведения и разведения птиц. Заодно и с законами познакомились. У меня есть «корочки» пчеловода, в этом деле, действительно, сначала нужно поучиться у знатоков, хорошо, что в нашей сельскохозяйственной академии есть курсы пчеловодов.
– Польза от разведения перепелов очевидна, как и от возрождения пасек. Только вот время у нас кризисное. Засуха, вступление в ВТО… Как справляетесь, наверняка возникают трудности на пути к большому и экологически чистому будущему?
– Да, не без этого. Вступление в ВТО пагубно отразилось на реализации местного меда. Цены отечественным производителям пришлось снижать из-за ввоза импортного, при этом затраты на содержание пчел остались прежними. Получилось, что отработали себе в убыток… С засухой меда накачали только себе и своим знакомым. Зимой пчел ведь тоже нужно кормить… Проблема основная – отсутствие фуража, которая служит основной кормовой базой в любом животноводстве. Бурятия и без того зона рискованного земледелия, а тут еще и алтайская компания сократила производство комбикормов…
– С чем связано столь необычное название «Мать Земля», цепляющее слух, и в то же время чувствуется сила в этих двух словах?
– В планах на будущее – переезд в сельскую местность. Будем поднимать престиж жизни на селе, ведь город живет деревней. Не будет деревни – не будет и промышленности в полисах. Козьего молока в Бурятии нет, уже работаем над этой темой. Документов там потребуется больше, а спрос, думается, будет высок.
А на выбор птицеводства, я считаю, повлияла родовая память – название «Мать Земля», думаю, с нею напрямую и связано. Она нас и кормит, и поит, а IT-технологии с космосом подождут.
Источник: журнал "Мир Байкала", №3, 2015 г.
Комментарии