Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

В Петербурге отмечают 100 лет со дня освящения буддийского дацана

В этот день 100 лет назад был освящен дацан Гунзэчойнэй – единственный на северо-западе Европы буддийский храм. SPB.AIF.RU рассказывает об истории его строительства, сложностях советского периода и печальной участи его основателя 

В Северной столице насчитывается примерно 30 тысяч человек, исповедующих буддизм, а в целом в России последователей этой конфессии не более 1% от всего населения. Это число можно считать условным, поскольку буддизм не требует отказа от других религий и обязательного посещения храма. 

В буддизме при всей его аскетичности есть очень зрелищные традиции и ритуалы: например, рисование мандал (орнаментов из цветного песка) или предновогодний ритуал Дугжууба с сожжением символичных фигурок из теста в священном костре. Все это на Северо-Западе Европы можно увидеть лишь в одном месте – в петербургском дацане Гунзэчойнэй, которому в 2015 году исполняется 100 лет. 

Построенный в начале XX века, этот храм хранит немало ценностей, среди которых фигура Стоящего Будды и уникальные витражи по эскизам Николая Рериха. 

В день 100-летия освящения дацана SPB.AIF.RU рассказывает, как проходило строительство храма и какая участь постигла его в советские годы. 

Храм для двухсот буддистов 

До революции 1917 года в России действовали 35 дацанов (32 из них в Забайкальской области, 2 в Иркутской губернии и один в Петербурге), к XXI столетию из них сохранились около 30. Несмотря на то что петербургский храм расположен вдали от буддийских центров – Бурятии, Тывы и Алтая, - съезжаются в него со всей страны. 

История буддизма в России берет свое начало в XVII веке, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, согласно которому буддизм был признан одной из религий в Российской империи на государственном уровне. Спустя 23 года Екатерина Великая учредила должность Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Таким образом она приравняла буддизм к официальным религиям, а в ответ на это бурятские ламы назвали ее воплощением Белой Тары (бодхисатвы, то есть просветленного существа, исполненного мудрости) на земле. 


Буддизм получил наибольшее распространение в Тыве и Забайкалье, где к началу XX века действовало более 40 дацанов и 140 малых храмов. В имперской столице первый и последний дацан заложили в 1909 году, хотя буддисты здесь имелись еще в петровские времена – волжские калмыки в числе прочих возводили город. Особого внимания они к себе не привлекали. 

А в переписи населения 1869 года в Петербурге отмечен только один буддист, назвавшийся разночинцем. К 1897 году их было уже 75, в 1910 году – 184, причем по большей части это были все те же калмыки или буряты. Примерно в это же время зашла речь о строительстве дацана в городе – хлопотал об этом российский представитель Далай-ламы III Агван Доржиев. 

Комитет востоковедов 

Разрешение на строительство храма Доржиев получил, добившись встречи с императором Николаем II в 1900 году. Однако для верующих свои двери дацан открыл лишь через 15 лет. 

Участок для строительства был получен в 1909 году – тогда это была дальняя окраина города. За 2940 квадратных метров земли на Старой Деревне Доржиев заплатил 18 тысяч рублей. Управлял строительством целый комитет востоковедов, в составе которого были Василий Радлов, Сергей Ольденбург, Эспер Ухтомский и Николай Рерих. Последний участвовал не только в научном руководстве, но и приложил руку к художественному оформлению храма. Созданные по эскизам Рериха витражи с изображением девяти буддийских драгоценностей считаются одной из уникальных черт этого храма. 

Проект дацана разрабатывал архитектор Гавриил Барановский – автор зданий магазина братьев Елисеевых и Русского географического общества в Петербурге. Строили его по канонам тибетской архитектуры. Половину средств на работы пожертвовал Далай-лама XIII, часть – Агван Доржиев, а остальное собрали у верующих Бурятии и Калмыкии. Храм стал одной из самых дорогих буддийских построек в Европе – вместо традиционного кирпича здесь использовали колотый гранит. 

Работы заняли шесть лет, но первую службу здесь провели уже на четвертый год строительства в честь 300-летия дома Романовых. 

Безмятежный год и репрессии 

Освящение дацана прошло 24 августа 1915 года. Первым настоятелем стал все тот же лама Агван Лобсан Доржиев, вложивший в это дело столько трудов. 

Согласно документам того времени, в год открытия храма в Санкт-Петербурге проживало чуть более 150 буддистов – буряты и калмыки Сибири и Поволжья. К ним можно прибавить приезжих из Китая, Японии и Сиама. 

Однако период спокойной работы для дацана был недолгим – уже в 1916 году регулярные службы здесь прекратились, а монахи эвакуировались из Петрограда. Пришедший в запустение храм был разграблен в 1919 году и пять лет простоял пустой и разоренный. Только в 1924 году богослужения возобновились, чтобы вновь прерваться в 1935-м, когда борьба с религией в СССР захватила и буддистов. Кровавый 1937 год в истории дацана отмечен ночной облавой, во время которой сотрудники НКВД арестовали монахов и востоковедов, которые не успели его покинуть. Печальный удел ждал основателя храма 85-летнего Агвана Доржиева – его арестовали, после чего он выдержал только один допрос и скончался в 1938 году в тюремной больнице Улан-Удэ. 

Физкульт-дацан 

В советское время, как многие церкви, дацан был переоборудован под вполне мирские учреждения: физкультурную базу, военную радиостанцию и лабораторию Зоологического института АН СССР. 

В 1939 году Даниил Храмс писал в повести «Старуха»: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море». 

Буддистам храм вернули только в 1990 году решением Ленгорсовета. Год спустя он получил свое нынешнее имя Гунзэчойнэй («Источник святого учения Будды, сострадающего ко всем»). В 1994 году в главном алтаре была установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле (из папье-маше, покрытого сусальным золотом). Высота туловища Будды вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 метров. В 2003 году в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды», однако полностью восстановить храмовый комплекс после советского периода до сих пор не удалось. 

Как отмечают 100-летие 

Празднование векового юбилея дацана растянулось на целый год, а основная часть программы пришлась на конец сентября – начало октября. Центральным событием стала историко-художественная выставка, которая пройдет с 28 сентября по 28 ноября в Петропавловской крепости. Там в Инженерном доме ламы Дуйнхор дацана (Бурятия) возведут песочную мандалу – изображение дворца божества – Бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. Впервые в Петербурге мандала будет находиться в неизменном состоянии два месяца, а ее разбор состоится в конце ноября. 

В рамках празднования также пройдет Международная научно-практическая конференция «Буддийская традиция в Санкт-Петербурге. К 100-летию Дацана Гунзэчойнэй» и будет выпущена памятная медаль, посвященная Санкт-Петербургскому буддийскому храму. 

В юбилейный год продолжается реставрация дацана – осенью приступят к третьему этапу работ и до 10 декабря отреставрируют фасады здания. 

источник: www.baikal-daily.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 2078

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Лунный календарь
Ноябрь 2024

    
1
29
2
1
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
22
20
23
21
24
22
25
23
26
24
27
25
28
26
29
27
30
28
 

Декабрь 2024

      
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
12
14
13
15
14
16
15
17
16
18
17
19
18
20
19
21
20
22
21
23
22
24
23
25
24
26
25
27
26
28
27
29
28
30
29
31
1
     

Самое читаемое

Сельские поселения Бурятии — победители Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика»
Подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2024 году. Победителями от
Елена Лавренова: Путешествия – это лучшее лекарство от всех болезней!
Как мы сообщали, в Бурятии проходит Акселерационная обучающая программа для предпринимателей сферы т
Зэдын аймагай Сагаатын һургуулида үнгэргэгдэһэн "Абын табан эрдэм" гэһэн Улас түрын мүрысөөнэй Гран-
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -