За неполный год безвизового въезда между Россией и Монголией Бурятию посетили свыше 100 тысяч жителей соседней страны, а экспорт республики вырос на 22%.
Бурятия становится всё более привлекательной для соседей: вводится регулярный авиарейс, падает стоимость национальной валюты, готовится к завершению реконструированный пункт пропуска.
Либерализация въездного режима между Россией и Монголией позволила повысить внешне-торговый оборот республики на 22% уже за первые полгода. Об этом сообщил сегодня на встрече парламентариев в рамках форума «Байкальского диалога» Вячеслав Наговицын. Форум прошёл в Бурятии уже в четвёртый раз и собрал депутатов парламентов из России, Японии и Монголии.
По данным, озвученным представителем Монголии, в результате подписания соглашения о безвизовом въезде, Бурятию посетили около 100 000 граждан Монголии. Экс-спикер Великого Хурала Монголии отметил, что в последние два года отношения между Бурятией и Россией особенно сблизились и напомнил о взаимных визитах глав государств.
Напомним, соглашение о безвизовом въезде между Россией и Монголией было подписано главами стран ещё 3 сентября прошлого года. Фактически безвизовый въезд открылся 14 ноября. Как стало ясно уже к концу месяца, пассажиропоток на пропускном пункте в Кяхте увеличился до 1,5 тысяч человек. Подавляющее большинство гостей двигалось на территорию Бурятии. В основном, в Бурятию ехали с туристическими целями.
В связи с тем, что пропускной пункт явно не был рассчитан на подобное количество прибытий, на границе в Кяхте автоматически начались «пробки». С монгольской стороны последовали жалобы на таможню, обращённые к руководству республики. Как проясняли таможенники, пропускной пункт работает в круглосуточном режиме, и готовится работать круглосуточно в полную мощность.
В конце ноября 2014 года Вячеслав Наговицын потребовал благоустроить улицы Кяхты и территорию, прилегающую к международному пункту пропуску до лета 2015 года, и «прекратить шмон» на границе.
В декабре из-за обвала рубля и до того привлекательная для монголов Бурятия и вовсе стала потребительским раем. Многие товары вследствие изменения валютного курса стали в Бурятии дешевле, чем в сопредельной и безвизовой Монголии. Сообщалось, что это может помочь предпринимателям республики преуспеть, если они вовремя сориентируются и «сыграют на объёме». В преддверии Нового года по восточному календарю жители Монголии ринулись в Бурятию, чтобы закупиться продуктами и хозтоварами. Особым спросом пользовались печенье, конфеты и посуда.
В феврале со стороны Монголии прозвучала очередная жалоба на медлительность республиканской таможни. Как отметила монгольская сторона, на КПП «Кяхта» проверяется от 5 до 7 автомашин в час.
В марте прилетевший в Бурятию глава Росграницы Константин Бусыгин потребовал завершить реконструкцию МАПП «Кяхта» до 1 сентября. Правда, впоследствии дату окончания перенесли на ноябрь. Отметим, одним из основных подрядчиков на объекте является фирма «Икат», которой недавно былпредъявлен иск о банкротстве.
В апреле в СМИ появились сообщения о том, что не знакомые с российским законодательством монголы пытаются вывезти из Бурятии крупные (коммерческие) партии товаров без сертификатов, в результате чего «нарываются» на таможенные штрафы.
Со временем жители приграничных районов Монголии стали настаивать на возвращении визового режима, поскольку теряют торговую выручку. Власти Монголии признали, что в Улан-Удэ после отмены виз направился солидный денежный поток. Но вот обратного эффекта не видят. Как пояснил один из депутатов монгольского парламента, покупки объясняются не высоким качеством товаров, а низкой ценой.
- Мы ездим, потому что рубль упал, а не из-за того, что у вас качество повысилось. Это временное явление, - заявил в мае депутат парламента Монголии Зоригт Монхчулуун.
13 августа глава Бурятии попросил у зампреда правительства России Дмитрия Рогозина миллиард рублей на ремонт 105 километров дороги от Гусионоозёрска до Кяхты.
- Грузопоток уже увеличился на 20 процентов из-за введения безвизового режима. А учитывая то, что с той стороны КНР строит дорогу на Алтан-Булаг, придет время и грузопоток станет еще больше. Мы должны быть к этому готовы. Я обратился с просьбой, чтобы включили в план работы минтранса ремонт участка– 105 километров. Стоить это будет около миллиарда рублей, а завершить работы можно за два года, - сообщил глава региона.
Как стало известно буквально вчера, с 4 сентября возобновляются отменённые осенью 2012 года регулярные авиарейсы между столицами Бурятии и Монголии. Причиной возобновления авиарейса стал всё тот же безвизовый режим и повышенный туристический поток из Монголии . Авиарейс на воздушных суднах CRG-200, вместимостью 50 пассажиров будет выполнять иркутская авиакомпания «Ир Аэро».
источник: ИА "Байкал Дейли"
Комментарии