В понедельник, 6 июля, последователи буддизма по всему миру празднуют 80-летний юбилей своего духовного лидера. Улан-удэнцы увидят видеообращение Далай-ламы
«Между Его Святейшеством Далай-ламой и буддистами России, в первую очередь жителями традиционно буддийских регионов, республик Бурятии, Калмыкии и Тувы, существуют давние и прочные связи. Празднования будут носить прежде всего духовный характер: состоятся молебны о долголетии Его Святейшества, о его здоровье, об устранении всех препятствий, с которыми он сталкивается», — рассказал Тэло Тулку Ринпоче, лама Калмыкии и почетный представитель Далай-ламы в России и Монголии.
Как сообщил почетный представитель Далай-ламы, 6 июля в Москве в честь знаменательного события будет проведен праздничный вечер в Центральном доме кино. Вниманию собравшихся представят аудио-версию знаменитого автобиографического произведения Далай-ламы «Свобода в изгнании», предназначенную для бесплатного распространения новую серию из шести новых книг с комментариями Далай-ламы к буддийским сочинениям, выступлении приехавших из Индии артистов из Тибетского института театральных искусств и Бориса Гребенщикова с группой «Аквариум».
Улан-Удэ отмечает день рождения Далай-ламы
Фестиваль "Голос кочевников-2015" откроется в день рождения Далай–ламы XIV аутентичным концертом на сцене Бурятской филармонии, где можно будет услышать подлинный чистый звук бурятских инструментов, таких как суур и суха-хуур, без сочетаний с электронными звуками. Церемонию открытия организаторы готовят вместе с доктором буддийской философии - геше Эрдэмом Инкеевым, известным по программе "Метод и мудрость" на канале АТВ.
Эрдэм лама приготовил большой подарок для всех нас - видеообращение Его Святейшества Далай-ламы жителям Бурятии!
6 июля 18.30 Бурятская филармония
Концерт-подношение "Аглаг дайдым аялга" (Мелодии вольной степей")
Цена билетов 200-400 рублей.
Его Святейшество Далай-лама XIV – буддийский монах и величайший революционер всех времен
И.С. Урбанаева,
Д-р филос. наук, гл. науч. сотр. ИМБТ СО РАН
Кто он – Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо? В глазах буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы он не обычный человек, а человеческое воплощение Будды в современном мире и имеет с ними особую связь в форме божества Авалокитешвара, который олицетворяет аспект сострадания Будды. Сам же он называет себя простым буддийским монахом и ведет в горном индийском селении Дхарамсала более полувека со времен его вынужденного бегства из родного Тибета такую же аскетическую жизнь, как и великий индийский гуманист XX века и проповедник ненасилия Махатма Ганди
И так же, как Ганди, Далай-лама снискал себе уважение людей всего мира, прежде всего, тем, что живет по тем принципам сострадания и любви, которые проповедует, и искренен во всех своих «деяниях истины». Его мудрые проповеди обращены к сердцам всех людей, без их разделения на «буддистов» и «не-буддистов», «своих» и «чужих» и несут им тепло его чистой любви и чудесного обаяния. Кому-то он кажется мечтателем и идеалистом. Кто-то настроен скептически к его идее Срединного пути как стратегии решения тибетской проблемы. Кто-то критикует его, отстаивая свои убеждения и привязанности. Но повсюду в мире признают его высочайший нравственный авторитет. Все те, кто открыт для того чтобы услышать Далай-ламу, не могут не почувствовать силу его слов, когда он говорит о всеобщей ответственности и этике нового тысячелетия.
Он имеет поразительную популярность. И дело тут не в том, что он крупнейший буддийский лидер современности и самый великий из всех Далай-лам.
Как пишет в своей книге «Зачем нам Далай-лама?» известный амери-канский буддолог и давний друг Его Святейшества Далай-ламы проф. Роберт Турман, «кажется, Далай-лама нравится всем без исключения, даже тем, кто изначально был скептически настроен по отношению к нему». В чем причина такого феноменального явления? Прежде всего, думается, в том, что он настоящий буддийский монах, полностью обуздавший и умиротворивший собственный ум и ясно сознающий, кто он есть на самом деле и какова реальность на самом деле, а потому лишенный тех препятствий, которые мешают собственному развитию, подлинному взаимопониманию и сердечному общению людей.
А раз нет внутренних препятствий, то ничто не мешает изливаться его энергии всеобъемлющей любви на тех, с кем Далай-лама встречается. И люди не могут не чувствовать этого.
Его Святейшество Далай-лама настолько чист от присущих нам, обычным людям, привязанностей к положению, славе, репутации, титулу, богатству и прочим привлекательным вещам, что без ложной скромности называет себя обычным человеком и обращается к другим людям не как Далай-лама, а как человек. Он говорит с людьми, куда бы ни отправился, о тех вещах, которые всех объединяют и по-настоящему важны для каждого отдельного человека, для человечества и нашей планеты. Проф. Турман в своей книге совершенно справедливо пишет, что нам всем следовало бы глубже понимать Далай-ламу и предпринимаемые им «деяния истины», следовало бы «больше обращаться к его мудрости и состраданию для решения проблем мирового значения».
Будучи буддийским монахом и лидером индо-тибетской махаяны, Далай-лама никогда не занимается миссионерством – не пытается обратить в буддизм тех, чьей традиционной религией буддизм не был. Более того, по его словам, Будда не приходит в мир как «буддийский» Будда. Иными словами, разделение людей на религиозные группы, как и прочие формы разделения, способно порождать конфликты и войны и оно противоречит тому, что в своей сущности все люди равны. Поэтому он активный приверженец межрелигиозной гармонии и взаимной толерантности.
Его Святейшество способен совершать «деяния истины», вселяющие в других оптимизм и надежду даже в самой тяжелой ситуации, ибо сам он является достоверным существом. Так же как Будда Шакьямуни, которого великий индийский философ и логик Дигнага в своей «Праманасамуччае» называл «Ставший достоверным существом», Его Святейшество Далай-лама стал достоверным существом: он не претендует на то, чтобы быть Спасителем и никогда не назовет себя воплощением божества, но всей своей жизнью и деятельностью показывает, что Учение, проповеданное Буддой – это не утопия и не абстрактная философия, а нечто в реальности осуществимое и в высшей степени полезное для всех живущих. Далай-лама – особого рода реалист: он познал реальность, как она есть – в бессамостности и относительности, и реализовал силою этого высшего знания благую природу своего сознания. Благодаря этому он способен доказать другим людям своим образом жизни и мысли, что потенциал человеческой личности имеет великую мощь и благую энергию, которой мы должны овладеть, совершив внутреннюю революцию. В этом смысле Его Святейшество Далай-лама, как и Будда Шакьямуни, является величайшим революционером.
Революция в сознании – это единственная по-настоящему полезная для всех революция, и быть буддистом означает совершить эту ментальную революцию, которая высвобождает великую энергию добра, направленного на всех без исключения. Тот, кто совершил революцию в сознании, способен действовать намного масштабнее и на гораздо более тонких уровнях реальности, чем обычные люди. И идеи ненасилия, сострадания, альтруизма и другие истины взаимозависимого существования, которым он учит, пусть и кажутся кому-то несбыточными, на самом деле основаны на самом глубоком понимании природы вещей и людей, а потому будут получать признание все большего числа людей. Поэтому буддизм, особенно индо-тибетская махаяна, сегодня широко распространяется по всему миру и вызывает перманентно растущий интерес.
Та форма презентации буддизма, которая характерна для Его Святейшества Далай-ламы, основана на рационалистической традиции древнеиндийского монастырского университета Наланда. Его Святейшество часто говорит, что является сыном Индии – и потому, что Индия стала его второй родиной, и потому, что он является наследником Наланды. Сегодня он вместе с другими тибетскими учеными и ламами возвращает Индии утраченное ею богатство Дхармы. И из Индии Учение Будды получает распространение по всему миру.
Понимая планетарное, более того, вселенское, значение личности Да-лай-ламы, не следует забывать, что он человек, рожденный в Тибете. Он сын своего народа, взращенный соками древней тибетской культуры и воплощающий его лучшие качества. Правитель, потерявший свою страну.
Изгнанник, стремящийся вернуться на родину. Политика Срединного пути, которой Далай-лама придерживался до тех пор, пока не положил конец существованию института Ганден Подранг как политического института и не отказался полностью от выполнения каких-либо государственных и политических функций, продолжает проводиться Центральной Тибетской администрацией под руководством Лобсанга Сенге. Несмотря на кажущуюся утопичность, она выражает подлинные чаяния тибетского народа и наиболее реалистичную перспективу достижения компромисса в более чем полувековом конфликте. Позиция Его Святейшества Далай-ламы в тибетском вопросе самым убедительным образом подтверждает, что он на самом деле является бодхисаттвой, существом с великим сердцем. Кто как не бодхисатва, несмотря на все трагические эпизоды новейшей истории Тибета, связанные с его вхождением в состав КНР, и участившиеся акты самосожжений тибетцев в знак протеста против китайского правления, способен не утратить любви к «китайским братьям и сестрам» и остаться искренним в этих чувствах?
В этом году 6 июля в ИМБТ СО РАН состоится международный семинар на тему «Буддизм и трансформация традиционных мировоззрений народов России, Внутренней и Восточной Азии», посвященный 80-летию со дня рождения Его Святейшества Далай-ламы.
Источник: gazetarb.ru
Комментарии