Тульская газета «Молодой коммунар» посвятила статью отдыху на Байкале и в Бурятии. Публикация получила название «Россия начинается с Бурятии»:
«Альянс руководителей региональных СМИ (АРС-ПРЕСС) объединяет людей, искренне любознательных и на этой почве готовых к любым авантюрам. Поэтому проект «Узнаем Россию вместе» встретил живой отклик. Казалось бы, за плечами членов АРС-ПРЕСС — весь мир: Израиль и Греция, Италия и Гонконг, Португалия и латиноамериканские Никарагуа и Сальвадор… А вот поди ж ты, желающих ознакомиться с красотами родной страны это ничуть не убавило… И мы полетели на Байкал.
Самое глубокое — 1642 м — озеро планеты. Возраст — 25 миллионов лет. 1800 видов флоры и фауны, две трети из них — эндемики, то есть встречаются только здесь. «Славное море» громко воспето в жанре, который сейчас благоразумно отнесли бы к шансону. Именно песенный фольклор навевает мысли о каторжной истории края, что, в общем-то, справедливо. Другой вопрос, что речь идет отнюдь не о банальных душегубах: республика Бурятия — некогда место ссылки казаков и староверов, декабристов и мятежных поляков, людей, бесспорно, культурных и интересных…
Край староверов и каторжников
Что удивительно, память обо всех вынужденных переселенцах, их нравах и обычаях заботливо сохранена как в Этнографическом музее, где можно ознакомиться с бытом всех достойных и разных представителей древнего края, так и в повседневной жизни. Причем те самые нравы и обычаи сплетаются порой в причудливый узор. Шаманы, конечно, белым днем по улицам не ходят. Но наш заботливый и эмоциональный гид Наташа в любую жару представала перед нами в летнем наряде, дополненном плотными чулками. Призыв раздеться и не мучиться пришлось сглотнуть с кончика языка, когда девушка потихоньку сказала, что она — из «семейских», здешних староверов. Но ни привычки, ни запреты, ни вера предков не помешали ей увлеченно крутить барабаны с молитвенными мантрами в Иволгинском дацане. Крутанул пару раз — считай, что помолился. И будет тебе счастье. Удобно, ничего не скажешь. Даже староверы ведутся…
Для любителей экзотики здесь — просто рай. Поклонники экотуризма тоже не будут разочарованы: необыкновенной чистоты воздух мы с наслаждением вдохнули, едва вышли из здания аэропорта. Большие перспективы у агротуризма — хоть в бурятском стойбище, хоть в староверческой деревне. Даже простые любители селфи получат колоссальное удовлетворение — первыми в столице Бурятии нас встретили огромные скульптуры тигров. А на центральной площади Советов красовалась занесенная в Книгу рекордов Гиннесса гигантская голова… Ленина. Весит она 12 тонн, высота — 13,5 метра! Проект памятника, говорят, был разработан к 100-летию со дня рождения Ленина… Красота, конечно, спорная. Но не убирать же — история все-таки. Каменный такой эндемик…
Славное море, священный Байкал
Но, сохраняя прошлое, пусть и недавнее, в республике думают о будущем. В ста с небольшим километрах от Улан-Удэ в поселке Турка строится новый порт. И не только порт. Здесь в рамках особой экономической зоны реализуется масштабный проект «Байкальская гавань». Экономическая основа этого проекта — государственно-частное партнерство. Государство на паях с регионом вкладывает средства в создание транспортной и инженерной инфраструктуры, частный бизнес развивает инфраструктуру туристическую. Срок реализации проекта собственно гавани — 2017 год.
Ставка делается на активный и даже экстремальный туризм. Но не только. Есть здесь и лечебно-оздоровительные ресурсы — целебные источники, которых в Бурятии великое множество, традиционные восточно-медицинские практики, безупречная экология. И, конечно, сам Байкал.
…Утро на Байкале оказалось не слишком приветливым: погода хмурилась. Ветер — не баргузин, но все-таки ощутимый такой ветерок — дул старательно, сопки окутал туман… Меньше всего хотелось в воду. Но мы сделали так, как учили местные коллеги: сняв с себя все лишнее, повернулись к озеру, поздоровались и, широко раскинув руки, попытались принять в себя всю колоссальную энергетику этого грозно-синего, отливающего свинцом чуда. И… вошли в воду. Не скажу, что далось это легко. Семнадцать градусов отчетливо давали о себе знать. Но после короткого «заплыва» ситуация в корне изменилась: солнце так и не выглянуло, ветер дул, туман сползал с окрестных сопок все ниже. А холодно не было. Совсем. Мы стояли мокрые на берегу. И наслаждались какой-то новой, невесть откуда взявшейся в мышцах и неслабых наших душах силой… А если добавить к этому омуля, запеченного вечером на рожнах, и все, что к этому омулю прилагается…
Шопинг как искусство
Кстати, об омуле. Почему-то многим из нас казалось, что это — рыбища под три метра длиной и весом килограммов в 200. Отнюдь. Это такая рыбка размером с селедку, но с нежнейшим вкусом и неповторимым ароматом, сплетающим запахи воды, леса и какой-то непривычной чистоты. В Улан-Удэ омуль — везде: на прилавках магазинов, в ресторанах и, конечно, на рыбозаводе. Соленый, вяленый, копченый, мороженый, свежий… Мы тоже ели его вареным (в ухе), жареным, печеным. И не могли наесться.
Надо ли говорить, что серьезная часть рыбных запасов Байкала откочевала в Центральную Россию, в Ростов и в Поволжье в наших чемоданах. Вместе с заботливо упакованными рыбками там теснились изделия из кожи и войлока, шерсти верблюда и яка, куклы в национальных костюмах, кедровые орехи и масло и бог весть что еще…
В моем чемодане, например, была еще и белая офисная рубашка, купленная в улан-удэнском магазине. Сидит как влитая, хлопок — высокого качества, производство — российское. Дома я почитала этикетку и обомлела: сделано в… г. Узловая Тульской области. Вот где встретиться-то довелось…
И напоследок — о самом главном: любителям турецкогоallinclusive беспокоится незачем. Но тем, кто неравнодушен к природным красотам и исторической мифологии (в Бурятии, например, на полном серьезе утверждают, что мать легендарного Чингисхана — уроженка здешних мест!), тем, кто предпочитает активный отдых и здоровый образ жизни, а также интересуется самой жизнью, в Бурятии побывать стоит. Тем более что встретят здесь всех как родных. Встретят спокойно, дружелюбно, с достоинством».
Комментарии