Международный бурятский фестиваль «Алтаргана» имеет свои аналоги, так, в 1992 году прошел первый Всемирный конгресс финно-угорских народов.
Для справки: финно-угры – этноязыковая общность народов, с общей материальной и духовной культурой. Уже состоялось несколько конгрессов, проходят они чаще на территории Российской Федерации, поскольку большинство финно-угорских народов проживает в России (коми, удмурты, мордва, марийцы).
В рамках конгресса проводятся конференции, семинары, «круглые столы», фестивали. С 90-х годов в России проходят международные фольклорные фестивали финно-угорских народов.
Как видим, формат несколько другой, а содержание - близкое по духу и целям. Без политики ставится задача содействия органам государственной власти в деле возрождения культуры, традиций и сохранения родных языков. Об уровне авторитета Конгресса финно-угорских народов говорит участие Президента Российской Федерации В.В. Путина, Президента Финляндии Т. Халонен, премьер-министра Венгрии Ф. Дюрчан в работе очередного фестиваля.
20-летняя история возрождения праздника «Алтаргана» позволяет сделать некоторые обобщения, если не сказать выводы. Возможно, они в какой-то мере будут субъективными, о чем автор хотел бы заранее предупредить. В 1994 году первый праздник «Алтаргана» прошел в Дадал сомоне и скорее имел родовой характер, а по содержанию - песенно-конкурсный.
За прошедшие 20 лет он заметно расширил границы и стал международным, к его подготовке и проведению подключились государственные структуры. Отдельные районы приезжают солидными делегациями и становятся абсолютными победителями, как было в этом году.
Все это не может не радовать, но в то же время в Дадал сомоне в 2014 году не было ни одной делегации из районов Республики Бурятия, вопрос не в том, хорошо или плохо, что не было, а вопрос в другом – это факт или тенденция?
Поэтому немаловажно еще раз обсудить, как будет в последующем определяться участие в «Алтаргане» - по заявительной форме или же по утвержденному регламенту?
Если первый вариант – то по заявке и фактическому прибытию, что соответствует названию - народный и в то же время, возможно, это создает проблемы для организаторов. Или же строго по заранее составленным и согласованным заявкам, что привнесет с собой известные бюрократические издержки, полагаю, по этим двум подходам необходимо коллективное решение. Как уже выше отмечалось, на завершившейся «Алтаргане» первенствовала дружная команда Дульдургинского района Забайкальского края. Данная деталь, на мой взгляд, важна, чтобы перейти к содержательной части самого фестиваля.
За 20-летнюю историю «Алтарганы» количество конкурсов увеличилось, отдельные из них стали традиционными. Благодаря участию в них многие лауреаты приобрели известность и получили путевку на «большую сцену». Но любой конкурс - это состязание, значит, есть победители и побежденные, возможно, слезы и невысказанные обиды.
А основная фундаментальная идея при проведении фестиваля - идея очередной встречи и дальнейшего единения, диалог некогда одного, но волей больших общественных потрясений разделенного народа. По всей видимости, нужно еще раз вернуться к осмыслению, чем для нас является «Алтаргана»? Мероприятием событийно-коммуникационного характера и площадкой, создающей условия для живого диалога и воссоздания социокультурных связей, но при этом с большой долей состязательности и соперничества? Но тогда мы должны сами это понимать и разъяснять заинтересованным лицам, что последнее должно быть на втором плане.
К примеру, все победители борцовского турнира прошлой «Алтарганы» и нынешней - разные, хотя времени прошло менее 2 лет.
Объяснение находят в достаточно больших отличиях в правилах борьбы, кто их установил - не совсем понятно. По итогам других творческих конкурсов тоже есть вопросы. Высказывается большое пожелание об объективности и профессиональном подходе к подведению результатов и определению победителей.
Значит необходимо обеспечить качественный состав жюри, но встает вопрос - по какому принципу его формировать? Поэтому хотелось бы услышать возможные конкретные предложения по содержательной части будущих встреч на «Алтаргане». Что-то, может быть, стоит добавить, видоизменить, расширить. При одном условии и убеждении, что данное мероприятие вне политики. При этом важно узнать мнение самих участников и молодежи. Будет большой ошибкой, если этим займутся только руководящие чиновники от культуры. Порой создается впечатление, что для отдельных из них важно подготовить красочное открытие и закрытие, второе - более ожидаемое. При этом основная идея и задачи фестиваля заслоняются желанием рапортовать о количестве занятых призовых мест.
Последствия глобализации, стирания национальных особенностей и этнического колорита, угроза исчезновения родного языка - эти проблемы в равной степени коснулись бурятского народа, в числе других народов мира.
Если мы будем понимать, что «Алтаргана» вновь вернулась и при этом нашла поддержку на государственном уровне, а также у научной и творческой интеллигенции, молодежи - значит причинно- следственные связи глубже.
Нежели это упрощенно объяснять только общими демократическими изменениями в соответствующих странах и расширением прав и свобод человека.
В этом ключе очень примечательны мысли известного философа и писателя Александра Зиновьева о его видении истинных причин глобализации и призывов к стиранию национальных особенностей. О том, что в последние десятилетия американцы с таким рвением стараются опустить культурный и интеллектуальный уровень во всем мире до собственного, что позволит им осуществить идею однополярного мира и диктата одной страны.
Автор уже выше приводил пример деятельности фестиваля финно-угорских народов, где на открытии фестиваля В.В. Путин дал высокую оценку начинанию организаторов и подчеркнул, что этнический психологический комфорт является одной из важнейших составляющих устойчивости государства, тем более для такого многонационального, как Россия.
В данном контексте рассуждений представляется правильным проведение спортивных и творческих конкурсов на «Алтаргане» дополнить знакомством с работой успешно действующих фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса, где руководителями являются молодые люди, особенно в области организации туризма, с преподаванием и изучением бурятского языка в школе, подготовкой специалистов по языку в педагогическом колледже и БГУ.
Продумать вопрос расширения возможности простого общения и диалога во время фестиваля, с учетом возрастных особенностей.
На прошедшей «Алтаргане» справедливо отдавали дань большого уважения и признательности тем людям, кто возродил фестиваль и расширил границы. Но не менее важно сегодня искать и находить формы раскрытия потенциала международного фестиваля «Алтаргана», как идеального инструмента народной дипломатии, форума для лучшего понимания и сближения не только народов, но и государств, где волей судьбы проживают буряты. Сегодня мы узнаем более полно и пусть с определенной долей критичности о роли и значении деятельности отдельных ярких представителей бурятского народа в деле строительства Монгольского государства. Важнее другое - это позволяет правильно расставлять акценты в сегодняшних взаимоотношениях.
В завершение хотелось бы акцентировать внимание на следующем: на мой взгляд, принципиально важно продумать вопрос об организации деятельности молодежной и юношеской секций будущих фестивалей и сделать постоянной практику проведения конференций.
Где можно и нужно говорить об общих проблемах и задачах, понимая, что угрозы последствия глобализации реальны и может быть возрождение «Алтарганы» - это в какой-то мере неосознанное противодействие этому.
Дальнейшее проведение фестиваля и обогащение содержательной части способствуют лучшему узнаванию демократических перемен в нашей стране и последовательных действий государства по укреплению межнационального согласия, сохранению и развитию культуры народов России, что в конечном итоге будет содействовать подъему авторитета нашей страны в Азиатско-Тихоокеанского регионе.
Цыденжап Батуев,
председатель Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным.
Источник: burunen.ru
Комментарии