Вопреки оптимистичному настрою властей республики, так называемые продуктовые санкции, введенные Россией против некоторых стран Запада, существенно повлияют на продовольственный рынок Бурятии. Например, практически вся колбаса в Бурятии делается из импортного мяса. И хотя она, конечно же, не исчезнет, но станет существенно дороже. Изменится ситуация и с другими, даже вполне отечественными, продуктами
Правительство России опубликовало полный перечень товаров из целого ряда стран, которые попадают под санкционные запреты. В нем оказались: мясо крупного рогатого скота и свинина, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое. Здесь же разместились рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, молоко и молочная продукция, овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды, фрукты и орехи. Также под запрет попали колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе, готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров, молокосодержащие продукты на основе растительных жиров.
Многое из этого перечня, так или иначе, до недавнего времени было на прилавках нашей республики. Реже в виде готового продукта, чаще в виде переработанного российскими фабриками сырья. Теперь им будут искать замену, причем в ближайшее время.
Оказались не готовы
- Куриные окорочка из США и блочное мясо – это то, на чем в основном держится производство колбас. Отечественного сырья либо не хватает, либо оно очень дорогое, что в итоге сказывается на себестоимости, - рассказывает Евгения, коммерческий директор одной из крупнейших торгово-продовольственных сетей Бурятии.
Долговременных запасов мяса у компаний-импортеров не оказалось, а то, что осталось, расходится по цене, существенно превышающей стандартную. Причем, как считают эксперты, это явление можно назвать временным, но лишь частично. Когда пройдет паника и рынок успокоится, начет работать уже более здоровая ценовая политика. Но и тогда цена на мясо будет выше, чем была до введения санкций.
- У нас так принято, что на фоне паники и истерии под шумок идет повышение цен. Может быть, и незаслуженно наши компании повышают цену, а может быть, это адекватная цена на мясо из Бразилии – сейчас сложно сориентироваться. Но однозначно стоимость мяса растет, - рассказывает Евгения.
Яркий пример – куриные окорочка. Сегодня они стоят на главной «перевалочной базе» страны – в Санкт-Петербурге - уже 110 рублей. И это для оптовиков. Эти окорочка закупят наши торговые сети, привезут сюда (все это стоит денег), добавят стандартные проценты «накрутки» – и цена составит уже около 130 рублей за килограмм. При этом еще две недели назад тот же самый товар в розничных сетях Бурятии продавался за 80 рублей.
- Повышение цен уже произошло. И все крупные сети города уже отреагировали, потому что нет смысла продавать дешевле, чем будешь покупать. Сейчас уровень цен на куриные окорочка колеблется уже от 110 до 120 рублей, - говорит Евгения.
2 месяца на перестройку
Заменить европейского и американского производителя должны, по возможности, наши соседи (Иркутск и Красноярск) и страны Южной Америки и Африки: Бразилия, Парагвай, Аргентина, ЮАР. Но для того чтобы к нам стало бесперебойно приходить южноамериканское мясо, необходимо наладить торговые каналы, заключить контракты и еще много всего, что сопутствует такого рода сотрудничеству. На все это может уйти до двух месяцев. Все это время рынок будет слегка «лихорадить», как выражаются сами производители.
Впрочем, у наших производителей есть шанс благополучно переждать этот период, ведь, как правило, запасы сырья делаются не меньше чем на месяц вперед. Сегодня главный вопрос – хватит ли его до следующих поставок, уже из Южной Америки.
Следует отметить, что новое мясо будет стоить несколько дороже, чем европейское. Это обусловлено элементарной логистикой, ведь из Бразилии в Россию везти мясо гораздо дальше, чем из Европы, а значит, и дороже. По некоторым оценкам, стоимость мясного сырья поднимется на 15 процентов. А это значит, что и все продукты, производимые из этого мяса, подорожают – будь то продукция «Бурятмяспрома» или фабрики «Селенга».
Прощайте, шпроты
Что касается остальных продуктов, здесь тоже позитива не много. Например, запрет на ввоз рыбы из Норвегии, которая до сего времени была главным поставщиком семги и форели, стал поводом повысить цены на горбушу и кету, которые прекрасно ловятся в России и ни под какие санкции не подпадают.
- Может быть, это обусловлено паникой, и цена будет падать в течение месяца. Но на сегодняшний день цена на рыбу достаточно высока для этого сезона – процентов на 30-40 выше, чем в прошлом году, - говорит Евгения.
Впрочем, как сообщают рыболовецкие компании, пока улов идет по плану, а значит, есть вероятность, что после окончания путины рыбы на рынке будет много, что позволит снизить цену до нормальной.
Но не всю рыбную продукцию можно заменить. Например, шпроты, которые попали под санкции, теперь вряд ли появятся на наших прилавках, ведь нигде, кроме Латвии, шпроты и не производятся. Хотя шпроты вряд ли можно назвать жизненно необходимым или даже повседневным продуктом. Многие потребители, скорее всего, и не заметят пропажи рижских рыбок из наших магазинов. Однако если есть поклонники именно этого продукта, то стоит поторопиться – торговые сети сделали некоторые запасы, которых хватит всего на пару месяцев.
Китай нас спасет?
Что касается овощей, то на них санкции повлияют слабо – по крайней мере, для Бурятии. Традиционно, как только на прилавках заканчиваются местные овощи (а держатся они не так долго), торговые сети начинают закупать овощи у Китая. Процент европейских овощей крайне мал, а иногда и вообще сводится к нулю. Здесь больше пострадают жители центральной России. Им до Китая далеко, и они активно все это время закупали европейские овощи.
Совсем другая ситуация с фруктами. Здесь все зависит от сезонности, и на основе этого фактора в республике существовала некая система закупа, которая теперь рушится.
- Сегодня в Китае еще не собран до конца урожай фруктов. На наших прилавках еще нет «Фуши», «Медового» - традиционных сортов яблок. Ориентировочно, мы их ждем в сентябре. Ввоз же импорта со стороны Запада сейчас резко ограничен: Европу запретили, Аргентина соберет свой урожай только в декабре. Чили и ЮАР не смогут предоставить нам тот ассортимент, к которому мы привыкли: это классические «Голден», «Грени». На прилавках появятся другие названия, может быть, в чем-то и лучше, но, скорее всего, они будут дороже, - говорит наш эксперт.
Выходит, роста цен не избежать не только для мясной продукции. Жителям Бурятии следует уже сейчас готовиться к тому, что вместо привычных относительно дешевых продуктов на прилавках появятся непривычные и более дорогие.
Шансы для местных
Что касается перспектив для бурятских производителей, то особых поводов для оптимизма не просматривается. Местное мясо, конечно, закупается и будет закупаться розничными сетями, но его объемов явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности жителей Бурятии.
К тому же, чаще всего оно оказывается дороже импортного мяса. А теперь, когда рынок лихорадит, представители торговых сетей опасаются, что производители воспользуются ситуацией не для того, чтобы увеличить производительность, а для того, чтобы повысить цены.
- В Бурятии такого количества мяса сейчас нет. У нас традиционно забой происходит осенью. До этого времени фермерам забивать скот не выгодно, поскольку скотина еще не набрала вес. Сейчас наше мясо - одно из самых дорогих. Может быть осенью оно и упадет, но опять-таки наши фермеры будут ориентироваться на цены импортируемого мяса – чуть выше, чем блочное мясо. Все будет зависеть от того, как поведет себя импортный рынок, - рассказывает эксперт.
На планы властей по замещению мяса птицы эксперты также смотрят несколько скептически.
- На рынке птицы заменить европейского производителя могут только наши соседи. Это Красноярский край и Иркутская область. Производство мяса птицы подразумевает очень большие затраты на электроэнергию. Поэтому у наших соседей этот бизнес гораздо выгоднее, чем у нас, поскольку тариф на электроэнергию там гораздо ниже. Даже если у нас и появится такое производство, то в цене оно будет проигрывать, - говорит Евгения.
Иркутские же производители с объемами сегодня справляются. Но если западная часть России из-за дефицита начнет перетягивать часть этих объемов на себя, у нас курятины на всех не хватит. Возможно, придется докупать бразильскую курицу, сообщает «Номер один».
Комментарии