Буддийская традиционная Сангха России провела молебен на родине Агвана Доржиева в Иркутской области.
9-10 августа торжества по случаю 250-летия создания института Пандито Хамбо лам в России состоялись в Иркутской области. Руководство региона уделило большое внимание визиту иерарха.
О значимости визита Пандито Хамбо-ламы в для местных властей говорит и такой факт, что в Иркутске состоялся прием делегации на уровне губернатора области, а спортивные соревнования «Эрын Гурбан Наадан» прошли на центральном стадионе столицы Приангарья «Труд».
В поездке в соседний регион XXIV Пандито Хамбо-ламу Дамбу Аюшеева сопровождали ширээтэ ламы дацанов этнической Бурятии, а также председатель комитета Народного Хурала Цыденжап Батуев. Праздничные торжества состоялись в центре Усть-Ордынского бурятского округа пос. Усть-Орда.
Однако, наиболее важным стал визит Пандито Хамбо-ламы в с. Кырма Баяндаевского района Иркутской области, родину выдающегося религиозного и политического деятеля Агвана Доржиева. Это село находится в таежной местности на севере. Организатором поездки стал уроженец Кырмы Алексей Буинов из Улан-Удэ.
- Для меня Кырма стала откровением, - поэтично выразился Хамбо-лама Аюшеев. – Я не был готов к поездке в зону вечной мерзлоты, к тому, что меня увезут в заповедные места. И когда началась дремучая глушь, я затосковал, воспрянул только тогда, когда передо мной как солнце возник сияющий субурган – субурган Агвана Доржиева! В 1912 году он построил здесь дацан, где было около тридцати лам. Позднее в годы репрессий монастырь, конечно, был разрушен. Но почему Агван Доржиев выбрал именно Кырму? Не только потому, что отсюда его предки, но и потому, что у него была идея фикс.
Он построил дацан на водоразделе Лены и Ангары! Кроме этого он основал дуган в Алари на озере Алят, Унгинский дацан (в Нукутах), Муринский дацан в Алужино (под Усть-Ордой), Харацинский дацан на Ольхоне. Это была линия, охватившая с юга на север территорию проживания иркутских бурят – от Оки до Качуга. Именно в те годы после принятия закона о свободе совести иркутские буряты стали массово переходить в буддизм. Кырминский дацан и стал самой северной точкой, откуда буддизм мог распространяться в Верхоленье.
Местные жители с большим интересом и воодушевлением отнеслись к визиту XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева и ширээтэ лам. Для них визит столь многочисленной делегации буддийских лам был первым в современной истории села. Один из старейших кырминцев 95-летний Василий Банаевич Поронов поделился своими воспоминаниями о первом дацане Верхоленья.
Он рассказал, что прекрасно запомнил тот незабываемый запах благовоний, звуки литавр и рокот ламских молитв. «Конечно, сегодня многое мы утратили, но важно то, что люди хранят память о таких выдающихся земляках как Агван Доржиев, - говорит Алексей Буинов. - И сейчас мы можем говорить о том, что буддизм на деле возрождается на севере Иркутской области».
По его словам, баяндаевцы полны оптимизма и они планируют возродить Кырминский дацан, но для этого им нужно пригласить хорошего ламу, который бы не побоялся известных трудностей.
Баяндаевцы ждут поддержки в этом деле и от своих земляков в Улан-Удэ. В свою очередь Пандито Хамбо-лама обещал выделить сто овец для развития овцеводства в Кырме.
По мнению Цыденжапа Батуева, баяндаевцы не жалуются на трудности, нет нытья и недовольства: «По всему видно, что они привыкли надеяться только на себя. Спрашиваешь, как живете, на что они отвечают – со скотом. И Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев в очередной раз подметил, что необходимо развивать номадное животноводство, призывал людей возвращаться из города в село, к себе на родину и многие соглашаются с ним.
Это, наверное, неудивительно, особенно, в Баяндаевском районе, где красивейшая природа. Глядя на нее, убеждаешься, что наши предки знали и умели выбирать место для проживания. Места у нас хоть и суровые, но красивые и богатые».
Для самого Цыденжапа Батуева эта поездка стала поездкой на родину предков. Напомним, что значительная часть селенгинских бурят, а это большинство южных районов республики являются выходцами из Приангарья.
В дореволюционный период они поддерживали активные связи с родной землей, но в советское время постепенно утратили их. Сейчас предпринимаются попытки возобновить связи с земляками. Так на 16 августа 2014 г. в Иволгинском районе республики планировалась встреча представителей эхиритского рода «буян» из Иволги и Иркутской области.
У Пандито Хамбо-ламы Аюшеева также обнаружились родственные связи с Баяндаем.
У субургана Агвану Доржиеву он встретил свою тетю - невестку из Кырмы ставшую уже бабушкой на его родине в Красночикойском районе Забайкальского края. Этот случай стал еще одним свидетельством глубоких духовных и родственных связей представителей самых дальних уголков этнической Бурятии.
Источник: asiarussia.ru
Комментарии