На примере родного края, хочу показать и доказать, что возрождение и развитие народного ремесла в Бурятии - это неотъемлемая часть нашей жизни. В наше время, когда люди, особенно в деревнях и сёлах, не могут приобрести дорогие вещи, на помощь приходят все те незаменимые народные умельцы. Они изготавливают мебель, предметы кухонной утвари, ковры, одежду, обувь.Тема возрождения ремесла по пошиву переметной сумы - одна из актуальных в наше время. Сегодня в век высоких технологий национальное изделие бурят. «Перемётная сума» имеет широкое практическое применение у охотников и туристов. Рукоделие выполняется с душой. Двух одинаковых ручных вещей не бывает. Мастера вкладывают душу при изготовлении изделий. Среди мужчин моего села с давних пор установилась традиция заниматься охотничьим промыслом. Мой отец также увлекается любительской охотой, при этом, не забывая традиции охоты. Когда охотник собирается на охоту, берет с собой продукты в перемётной суме. Ведь охотнику приходится охотиться в любую погоду: и в дождь, и в ветер, и в жару. В результате чего продукты питания могут прийти в негодность. Благодаря качествам перемётной сумы продукты сохраняют свои качества: не промокают, не портятся. Я начал проявлять интерес к истории возникновения и технологии изготовления перемётной сумы. При исследовании данного материала мы обнаружили интересные факты в истории «уут». Народные ремёсла показывают быт и обычаи наших предков. Возрождение народных ремёсел - это историческая память. Современный человек должен знать историю родного края. Великий русский писатель Пушкин сказал: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего». Цель нашей работы - сохранить и возродить это ремесло, которое создали и оставили нам наши предки. Во все времена и у всех народов эти мастера были, будут и есть.В этом и есть перспектива.
1.Из истории переметной сумы.
Сума - это мешок из ткани или кожи, куда складывали необходимые вещи при перевозке вьючным транспортом. Для того чтобы груз на спине животного был распределен равномерно, суму делили на две части, переметнув через плечо или седло. Отсюда и возникло выражение - «сума переметная». Нередко этот груз перемещался с одной стороны на другую, что мешало и животному и человеку. Во время переездов буряты возили свое имущество в переметных сумах, сшитых из шкур животных, они называются «уута».
Со слов охотника Бадмаева Пунцэг Гомбосуруновича (46 лет, В-Торей):
«Уута» - национальное изделие бурят, предназначенное для перевозки продуктов на близкие и дальние расстояния на лошадях: переезд с летника на зимник, охота. «Уута» - изделие из натуральной кожи быка, состоит из двух сум соединенных либо ремнями, либо сплошным соединением между сумами. «Уута» перекидывается через седло, две сумы находятся по бокам лошади. В каждую из сум закладываются продукты одинаковые по весу для равновесия, при езде наезднику «уута» не создает неудобств, тем она хороша и практична. «Уута» - нужный практичный предмет в быту у бурят.
Раньше до 20-го века «уута» изготавливали, размерами меньше чем в наше время, потому что охотники ездили охотиться недалеко от дома, так как зверей в то время было много, самое большее на неделю, за пушниной. С собой брали небольшое количество провианта: хиимэ (кишка, начиненная мясо с жиром), сушеное мясо (борсо), хурууд (спрессованная отработка от молока). С развитием цивилизации и расширением сферы влияния деятельности людей, ареал обитания зверей уменьшился. На охоту надо было ехать далеко в тайгу на 2-3 недели, а то и на месяц. Соответственно, исходя из запасов продуктов, «уута» стали делать объемным.
В Верхнем Торее сегодня, «уута» пользуется широким спросом не только у охотников, но и у туристов, выезжающих отдыхать на целебное озеро «Таглей».
Технология изготовления перемётной сумы.
Выделка кожи.
Шкура быка – самый прочный материал для изготовления сумы. Шкура любого животного состоит из волосяного покрова, эпидермиса, дермы и подкожной, жировой ткани. Вид животного, его возраст, пол, порода, условия содержания и кормления, климатические условия влияет на строение и свойства шкуры.
Со слов народной умелицы Жалцановой Даримы Манеевны, я узнал о процессе выделки кожи: «Выделка кожи - это многогранный и сложный процесс. Выделкой шкуры буряты занимались весной. Когда осенью забивали четырехгодовалого быка на мясо, шкуру подсушивали, снимали остатки жира и мяса, складывали и хранили ее до наступления тепла. За зиму шкура подсыхала. Для того чтобы шкура стала влажной, ее закапывали в сырую землю. После этого шкуру 3-4 сутки выдерживали в молочной сыворотке для удаления шерсти. Затем шкуру вынимали и соскабливали деревянной палочкой оставшуюся шерсть и оставляли для подсушки. В солнечный теплый день шкуру полностью намазывали одним из ниже перечисленных видов специально приготовленного раствора:
1. молочным продуктом, образующимся после перегонки молочной водки;
2. отстоявшимся жидковатым тестом, вымешанным на прокисшем молоке;
3. тараком (простокваша);
4. рыбьим жиром.
Оставляем шкуру для пропитки на 2-3 дня. После пропитки складываем шкуру пополам, еще на 2-3 ряда и начинаем выделывать шкуру при помощи специального приспособления - крутящейся кожемялки (эрьюулгэ). Сложенную шкуру заворачиваем вокруг оси кожемялки и с помощью рычага приводим в движение.(Рис. 1 Крутящаяся кожемялка.)
Кожемялку крутили то в одну, то в другую сторону по кругу, периодически вытаскивая шкуру из кожемялки, растягивая ее. Повторно намазываем шкуру кисломолочным продуктом. Из вскипяченного молока, с которой снята пенка, делаем тарак, добавив обезжиренное молоко к аарсу (молочный продукт, оставшийся после отделения сыворотки) и также выделываем шкуру в крутящейся кожемялке в течение 2-3 дней, периодически вытаскивая шкуру из кожемялки для растягивания и скребывания на коленной кожемялке.(Рис. 2 Коленная кожемялка).
Таким образом, шкура становится мягкой, красивой, готовой кожей для дальнейшего ее использования. Но если кожа не готова после повторной выделки, еще раз повторяется процесс. Выделка кожи – процесс творческий и трудоёмкий. А мастер на протяжении своей деятельности приобретает навыки и опыт работы по выделке кожи.
Кройка.
При исследовании истории переметной сумы мы изучили два вида данного изделия. У переметной сумы жителей Закаменского района своя особенность: «уута» состоит из двух сум без крышки, в каждую суму на земле закладываются продукты, стягиваются ремнями и укладываются на коня. (Рис. 3 « Уута» жителей Закаменского района.)
У переметной сумы жителей Джидинского района своя особенность: «уута» имеет цельное соединение между двумя сумами. «Уута» перекидывается через седло, затем закладываются продукты; мясо, хлеб, соль. (Рис. 4 «Уута» жителей Джидинского района).
Со слов народной умелицы Борбоевой Тамары Лубсановны (В-Торей): «Кожа - это прочный материал, при транспортировке не рвется, задеваясь об сучки, ветки, камни. В данное время «уута» стоит 15-20 тысяч рублей. На изготовление «уута» уходит 1-1,5 шкуры быка. «Уута» изготавливают из бычьей шкуры. Выкройку сумы, делают немного больше размера, чем нужно, со временем «уута» под действием внешних факторов солнца, воздуха и воды уменьшается. Сума - очень крепкое износостойкое изделие. Бычья шкура обладает своими особенностями, по хребтовой линии шкура толще. Жители Джиды кроят так, чтобы соединение между сумами приходилось по центральной части кожи для выдерживания тяжести с обеих сторон. Обе крышки кроят соединенными между собой". (Рис.5 Выкройка «уута» жителей Джидинского района).
Жители Закамны кроят так, чтобы дно сумы приходилось по центральной части кожи, чтобы выдерживать вес поклажи. В обоих случаях также кроят боковины, ремни, каемки, завязки шнуровые. В наше время в качестве ремней используют парашютные стропы. (Рис 6. Выкройка «ууты» жителей Закаменского района).
Сухожилия быка, лося, оленя служат сшивающимся материалом для соединения деталей сумы. В наше время используют шелковые нитки. Если вдруг во время транспортировки сумы рвался один шов, то другой сохранялся. Между слоями кожи помещается, сшивается вдвое сложенный узкий кусок кожи, который защищает переметную суму от попадания воды внутрь при переходе реки вброд. При шитье на указательный палец надевается кожаный наперсток. По краям верхней части сумы и по краям крышки, пришиваются ременные каемки, которые укрепляют суму и вдеваются кожаные шнуры для стягивания верхней части сумы. На двух внешних сторонах сумы и на верхе крышки вышивается национальный орнамент. Детали сшивали двумя швами, идущими друг к другу, при помощи шила. (Рис. 7 Сшивание деталей «уута»)
В 2007 году правительство Российской Федерации одобрило создание сети туристско-рекреационных зон на территории России, в том числе в Республике Бурятия. Этому способствует сама природа нашей республики: изобилие водных ресурсов, таёжная зона с их богатыми биоресурсами. В нашем районе много памятников истории, культуры и природы для создания туристско-рекреационных зон. Из водных памятников можно отметить озеро Таглей, которое расположено между хребтами Большого и Малого Хамар Дабана. Это одно из красивейших озёр Забайкалья с обилием рыбы и водной растительности. Администрация Джидинского района, администрация сельского поселения «Верхнеторейское» совместно со ВСГАКИ, туристской фирмой «Байкал – Наран тур» разработали проект создания туристско-рекреационной зоны «Таглей». В этом году на внедрение этого проекта выделены средства. В этнопоселении Улзар построены гостевые летние дома для посетителей. Разрабатываются маршруты конных переходов Улзар – озеро Таглей, Улзар – Темник, Улзар – Кит-Кит (радоновый целебный источник на территории Закаменского района) с отдыхом в этих местах. В наше время, когда люди устают от цивилизации, многих привлекает «дикий отдых» в местах, где нет никаких удобств, где стоит нетронутая природа. В рамках этого проекта к нам на отдых у озера Таглей приезжали гости из Америки, Японии, Кореи (исследователи по восточным языкам), жители других районов нашей Республики. Гостям в этнопоселении «Улзар» были предложены выставки, мастер-классы разных видов ремесел, народного творчества джидинских бурят: выделка кожи, пошив сумы, процесс изготовления войлока, разделка барана на «хонин-тѳѳлэй», изготовление молочных продуктов, фольклор. Постарались показать способы выделки кожи, изделия из кожи. Наших гостей заинтересовал процесс обработки кожи для переметной сумы. Гости попытались сами на практике участвовать в выделке кожи. По мнению гостей, переметная сума, является натуральным, практичным и удобным изделием для перевозки продуктов на конях в условиях непроходимой тайги и бездорожья. В нашем поселении есть несколько мужчин, которые занимаются пошивом сумы. Этот процесс трудоемкий, требует немало усилий, сноровки и умений. Но все старания, расходы окупаемы. Ведь сума стоит сегодня 15- 20 тысяч рублей. А это немалый вклад в бюджет семьи.
Заключение.
При поиске материала я столкнулся с отсутствием литературы по изготовлению и применению переметной сумы. Во многих источниках есть только материал про выделку кожи. Моя работа основывалась на рассказах жителей нашего села, печатную продукцию. В истории изготовления и применения перемётной сумы есть много неизученного.
Я сделал вывод, что перемётная сума «уута» из кожи самый прочный мешок для перевозки вещей. При упаковке вещей или продуктов очень важно распределить их равномерно в обе стороны сумы. Если нерадивый хозяин неравномерно распределяет груз, то этот груз перемещается с одной стороны на другую, что мешает и животному и человеку. Оказывается, человека без принципов и убеждений, готового перейти из одного общества в другое презрительно называют «сума переметная».
В процессе работы над этой темой я подумал, что в дальнейшем можно открыть малый бизнес по изготовлению сумы, при условии увеличения спроса на этот предмет. Но для выделки кожи использовать автоматизированный аппарат по выделке кожи для облегчения труда человека. Также организовать пошив сумы не только из кожи, но и из ткани с использованием декора (сумка-сума, декоративная сума). При развитии туристско-рекреационной зоны проводить мастер-классы, обучение на платной основе. Это еще один из многих способов заработать на селе, который нужно изучить, рассчитать все риски и перспективы.
Корр. Дашиева Валентина УЧАСТНИК АКЦИИ
Комментарии