Исполнилось сто лет со дня рождения Бидии Дандаровича Дандарона (1913–1974 гг.), буддийского йогина и религиозного наставника, ученого-востоковеда, человека удивительной и трагической судьбы
В этот мир Бидия Дандарович пришел в 5 часов утра 12 ноября (25 ноября по новому стилю) 1913 г. Эту дату записал Гудоржо, его старший единоутробный брат. Бидия был признан Сандан-ламой (Лубсан Санданом Цыденовым), перерожденцем знаменитого святого-перерожденца из тибетского монастыря Гумбум Джамба лин Джя-яг Ринпоче XIII Галсан Цултим Данбий Нимы. Масштаб деятельности Бидии Дандарона выходит за пределы не только Бурятии, но и России — о нем как мастере буддийской тантры и подвижнике духа знают во многих странах мира, его имя упоминается в одном ряду с именами великих духовных учителей человечества. В книге «Ваджра-гуру Бидия Дандарон» (составитель А.М. Стрелков, издательство «Удумбара», 2013 г.) представлена попытка хоть и краткого, но разностороннего охвата жизни и деятельности Б.Д. Дандарона, предпринятая его учениками, последователями, родственниками и земляками. На страницах этой книги предстают деяния великих тибетских и бурятских лам и йогинов: проповедь в Бурятии Джяяг Ринпоче Галсан Цултим Данбий Нимы, достижение сиддх бессмертия Лубсан Санданом Цыденовым, обретение нетленного тела Агван Силнамом, проповедь Бидии Дандарона и его уход из этого мира в состоянии глубочайшего самадхи.
Основными источниками данной книги стали предания, сохраненные в непрерывно продолжающейся традиции Бидиядары (полная форма имени Б.Д. Дандарона, соотв. санскр. Видьядхара — «Обладающий знанием (ведением)»; может иметься в виду, в том числе мистическое знание), а также воспоминания о нем его учеников, родственников и друзей. Многие из знавших Б.Д. Дандарона уже покинули это свое рождение, и я благодарен судьбе, что своевременно успел записать их драгоценные воспоминания.
Также важными источниками книги являются тибетские тексты, имеющие отношение к традиции Бидиядары, свидетельства тибетских святых, принадлежащих к данной традиции или связанных с ней, и материалы моих 15 тибетских экспедиций (1996–2013 гг.). В первую из этих экспедиций в морозном феврале меня провожали любимый ученик Бидиядары (первый из его учеников, приехавший с Запада — из Москвы) Александр Иванович Железнов (1940–1996 гг.) и сын ученика Бидиядары Ванчина (1918–1992 гг.) Цыван-ламхай (Ц.В. Дашицыренов). Благодаря этим экспедициям удалось, прежде всего, связать бурятскую и современную тибетскую ветви традиции Бидиядары.
Книга состоит из семи частей. В первой части – «Рождение» – рассказывается о гуру Бидиядары Лубсан Сандане Цыденове, а также родителях и родственниках Бидиядары.
Вторая часть – «Гирлянда джатак» – посвящена линии перерождений, к которой принадлежит Бидиядара. В кальпу Будды Шакьямуни эту линию открывает Вималакирти (тибет. Дримед Дагба), один из его главных учеников. Нынешний Джя-яг Ринпоче – Лобсан Балдан Чойджи Ванчуг (род. 1992 г.) – главный святой монастыря Гумбум Джамба лин. В третьей части книги – «Традиция» – рассказывается об учительской традиции, к которой принадлежит Бидиядара. Его учителями были Лубсан Сандан Цыденов и отец Агван Силнам. Четвертая часть книги – «Жизненный путь и духовный подвиг» – содержит описание основных событий жизни Бидии Дандарона. В пятой части книги – «Научное наследие» – представлен анализ научной деятельности Бидии Дандаровича. В шестой части – «Слово об Учителе » – приведены воспоминания о своем гуру учеников Бидии Дандаровича.
Заключительная седьмая часть книги содержит подборку цитат из опубликованных работ Бидии Дандаровича Дандарона.
А. СТРЕЛКОВ.
Источник: http://kizhinga.ru
Комментарии