Дорогие друзья! Мы публикуем материалы цикла радиопередач БГТРК «Мое село - мои односельчане». Она о тех и для тех, кто не хочет забывать свои корни, кто привязан к земле, кто любит свою деревню, и у кого болит сердце за ее будущее
Гость передачи: Ольга Александровна Рымарева - дочь Александра Рыжакова.
- Ольга Александровна, когда приезжаешь в гости к староверам, утверждают что нужно говорить следующее: здоровы живете, мир вашему дому.
- Как было раньше, конечно же, может, и забыли, но все же придерживаемся.
- Мы сейчас находимся с вами...
- В усадьбе Александра Ивановича. Там кухня, тут была мастерская, где он вечерами пел, точил, шил, в общем, всю-всю работу он умел делать.
- Расписанная горница.
- Ну это мало дело мы сами, мы же не художники, кто че умеет, то и стряпаем. Вот и настряпали. Любо, дорого
- Дорогие друзья, мы приглашаем вас в Тарбагатайский район, село Большой Куналей. Удивительная это деревня, старинные опрятно убранные дома, постройки, как правило, без единого гвоздя и заботливо раскрашенный во все цвета радуги, по карнизам, наличникам, воротам тонкая вязь резьбы. Во всем довольство, порядок, трудолюбие и хоть срубы вполне традиционные, точно поставленные одной стародавней плотницкой артелью, каждая изба нарядна по-своему и вьется улица, словно праздничный хоровод. Здесь живут потомки тех, кто пережил религиозные притеснения, сословное бесправие, высылку и, кажется, что дом здесь не просто ценят, а холят как живое существо, в нем воплощение духа семьи, ее жизненные силы, нравственных оснований и художественной одаренности. А еще здесь поют проникновенно, как пели наши далекие предки. Спасибо мама дорогая, что ты меня веселой родила и янтарь на счастье подарила и в хор семейских привела. Похоже, культура, которую спасли и сумели сохранить до сегодня, определяет мироощущение людей и одухотворяет их жизнь.
Музей-усадьба Александра Рыжакова, крестьянина-старовера, умевшего справляться и с черной, и с тонкой работой, знатока и хранителя старинных русских песен, одного из основателей большекуналейского семейского народного хора. Проект музея-усадьбы «дорогами предков» осуществлен его детьми, внуками и правнуками. Ольга Александровна Рымарева – дочь Александра Рыжакова
Получается все сохранили с той поры, со времен Александра Рыжакова?
-Да конечно. То, что требовалось для жизни, у него все было: и мельница, и кузница, и мастерская. То, что он сам сделал, все это сохранилось. То, что не хватало, нам принесли сестры, тетки, дяди. Кто вырезает, кто красит, кто че ну это все в доме делалось своими руками.
-Домотканные половики, накидки на мебель, а как часто у вас бывают гости?
- Гостей у нас много, своих и улан-удэнцев, была музыкальная школа Линховоина, работники, народ к нам едет.
-Вот этот сенце да или сенец?
- Ну по старинке то сенце,казенка,сенце. В каждом доме у семейских так и было.
- Комодик такой красивый.
- Тоже Александра Ивановича работа. Вот эти столы, видите, какие столы круглые делает красиво, теперь так наверно будет шибко дорого, на века делали и нам досталось, любили красиво делать.
- Шторы вязаные?
- Шторы вязаные есть с цветами старались одна другой чтобы краше была. ты хорошо сделала, а я еще лучше.
- А вот это самопрялки?
- По нашему самопрядка, сами прядем.
- Их несколько
- Да, несколько видов всяко разные, но у нас такие были в нашей семье на трех ножках. Все делали своими руками, вязали. А прядься то надо было одной только ей.
- Это буфет?
- Это буфет. Вот нас три сестры и Александр Иванович делал вот такие приданные, ни одного нету шурупчика, ни одного гвоздочка, все делается вручную, дверцы все открываются. Ничего не расшаталось, ничего не расклеилось.
- Вот написано шкаф 1950
- Вот замуж выходили и он нам всем
- А теперь в дом усадьбу принесли
- А теперь да все осталось. Там вот казенка.
- В казенке есть капитал.
- Да у казенки есть капитал. детей замуж собирать вот какие сундуки видите их же надо было наполнить. Вот видите какая шуба. вот шуба эта должна быть ты же в гости пойдешь, а вдруг у тебя ребеночек, ты же замерзнешь. Весенне-осенняя одежда это халат на верблюжьей шерсти, кахна крытой это только у богатых, а у бедненьких простенький был. Пояса самотканые тетка у нас Татьяна делала вот такие пояса, но мы не научились, жалеем теперь об этом. А вот это все покрывала, одеяла
- Так это тоже вязали?
- Это тоже все вязали. Этим жили.
- А платок то какой!
- Это атлас который завязываем на кичку.
- Дорогущий?
- Дорогущий. Но вот опять же у богатых их было много у невест. А если много в семье девок так попробуй много их дай, каждой много не наберешь. Ну конечно рассчитайся, не богатенький.
- Горшки, чугунки?
- Вот это все со старины, родительское вытащили их
- На плетень?
- На плетень, ага. Пораньше всегда же молоко стопят, выльют все, горшки помоют и на плетень, чтоб на солнце выжаривались.
- Красивая деревня ведь?
- Крашенные, ухоженные домики.
- И чисто в деревне
- И чисто, в домах чисто у нас конечно.
- Да и на улице
- И на улице браво. Вот какие мы есть семейские.
Лишь только весна наступает вокруг все шумит и гудит. Все дружно в поля выезжают, и пашут, и сеют, никто не сидит. В деревне все избы помыты снаружи и каждый покрашен забор. А гордостью были, и остается оркестр духовой и семейский наш хор. Автор этих строк опубликованных на портале «село родное» Агрипина Горбатых родилась в Большом Куналее в 1939 году. Проживала в селе до 1955 года.
- Я старшая дочка. Он в клуб на репетицию, я тоже. И вот с детства, итак по жизни я прошла. Сестры поют тоже и запели, было время такое, что в комсомол стыдно было петь семейские песни, но время повернулось, и у нас запели хорошо, они уже побывали во многих странах, участники раздолья, ну а мы рады.
- Тарбагатайский район, село Большой Куналей, музей-усадьба Александра Рыжакова. Большекуналейский хор давно стал легендой в мире музыкального фольклора, знаменитый семейский распев старинных русских песен Куналейской певческой школы изучают во многих консерваториях. Народный коллектив не раз выступал в Большом театре в Москве, в Колонном зале дома союзов. Песни в его исполнении звучали по всероссийскому радио, в концертном зале имени Чайковского. Семейский хор желанный гость многих международных фестивалей. Хору 80 лет, он остается одним из главных хранителей старины, говорят в селе. Но в рассказах старожилов деревни нет-нет и послышится щемящая нота. Жизнь уже не во всем совпадает с песней, не нужно преувеличивать устойчивость народного обычая. Культурные традиции тогда живы, когда их поддерживают, как огонь в очаге.
Ольга Александровна Рымарева – дочь Александра Рыжакова.
- Александр Иванович был одаренным человеком.
- Да. Жизнь заставила. То что петь у него дар был.
- Вы сами сейчас поете в хоре?
- Пою, поем. Любители этого дела им уже некогда, им годы такие. не надо петь, а мы поем.
- Есть любимые песни, любимые мелодии?
- Конечно. Мы стараемся передать своим внукам то что пели наши предки, как нас учили так мы и стараемся передать. Мы с Екатериной Алексеевной работали в школе, 15 лет руководили «Родничком» нашим, дети там запели, были образцовыми. и когда ушли на пенсию и взялись за детей, которые желают петь семейские песни. И мы с ними пропели 15 лет.
- Частушки то пели?
- Про частушки и разговора нету, это все-таки можно петь, а вот семейскую детей петь учить это очень сложно. Это надо от земли, надо душой, это многоколенные, многокуплетные песни.
- А нам что напете?
- Ну наши песни же поются хором. Это надо с кем-то чтоб спеть вам.
- Тогда частушку может быть
- А частушку надо гармошку
- А без гармошки никак?
- Без дуды ноги ходят не туды. ну не знай. Ой подруженька моя, че я сегодня слышала, будто ты моему милому платочек вышила. Вы говорю своему деду, я в Америку уеду, а дед в ответ, ниче там нет.
- Зато все есть в Большом Куналее. Фотографий много и Александр Иванович есть.
- Да вот фотография Александра Ивановича, это все его ученики, на смотрах везде были, и на фетивалях и на декаде, и в Америке побывали, во Франции, в Голландии. Это конечно его заслуга.
- И вы тоже побывали?
- Побывала, слава богу. Вот эта фотография где композитор, тут такая техника допотопная, пишут песню. Конечно это был труд, он моложе этих стариков. Это соловей Влас Трофимович, конечно же, не заменимый и земля не родила такого соловья, в Куналее имею в виду.
- Соловьем кого же вы называете?
- Иванова Власа Трофимовича, у него такой был голос, он намного старше Александра Ивановича. второй голос был Александр Иванович, а это первый. Когда они загуляют, идут по улице то им открывают ворота и зазывали в гости - заходите, мы с вами попоем. Вот как было душевно петь, вот именно старинную песню. В наших песнях семейских история жизни. Как жили сочиняли, шли за плугом, с косой, поедут на работу на телеге. Александр Иванович знал очень много песен, у него была золотая память.
- Сейчас в репертуаре Большекуналейского хора сколько песен?
- Тоже много песен. Наш возраст остался, конечно же, мы их с детства знаем, а если куда то поехали, 3 часа едем – 3 часа поем, 4 мы 4 поем и все одна, другая, третья и все новая, и все новинка.
- Не устаете?
- Не устаем, у нас такого не бывает. Посмотри, каких мужиков было в хоре?
- Много
- Ох много, много конечно все голосистые. Ну конечно хор это был хор. Заправдашний был хор
-а сейчас по-другому?
Тех певцов, которые должны петь их нету, осталось нас человек семь – восемь, которые издавна идем, ну а молодежь прибавляется маловато. Детский ансамбль есть в клубе. Много певучих женщин.
- Внуков все-таки готовите?
- Внуки запели. Вы знаете, запели заправда. Вот там есть фотография, где Максим, Максим это повторил Александру Ивановичу. Сильный голос. Вот Максим, вот Миша, а этот закончил, этот еще учиться в аспирантуре сейчас, это тоже учиться третий внук. Все поют. Это сестра певучая такая.
- Семья такая
- Да такая. Жили бедно, но весело.
- Ну и сейчас весело живете?
- Не знай, может единственное веселье у нас что осталось, а больше ничего. Бабкина Надежда у нас тут была, тут мы все пляшем, видите. Ребятишек, с которыми занимались, свозили в Монголию, в Новосибирск.
- Александр Иванович был настоящим хранителем культуры старообрядцев
- Вот да когда мы начинали учиться петь, я с детства помню
Дорогие друзья, это была очередная передача нашего проекта «Мое село - мои односельчане». Она о тех и для тех, кто не хочет забывать свои корни, кто искренне любит свою деревню у кого болит сердце за ее будущее.
Мы благодарим всех за внимание и говорим до встречи в нашей следующей программе, ну а на портале селородное.рф, вас ждут каждый день.
Радиожурналист Ольга Линхобоева. Следите за радиоэфиром!
Комментарии