Семья из Никольска Мухоршибирского района создала уникальный музей истории семейских
Пасмурное утро. Машина с журналистами «Информ Полиса» мчится в село Никольск, чтобы встретиться с интереснейшими людьми, хранителями истории семейских традиций супругами Бодровыми. Это была долгожданная встреча.
Мои родители – семейские, выходцы из Мухоршибирского района, и поэтому для меня было важно почувствовать атмосферу былых времен и представить, как жили мои предки пятьдесят, сто и более лет назад. Это возможно благодаря уникальному музею, который уже более пятидесяти лет существует в селе Никольск.
У ворот дома нас встретил высокий, крепкого телосложения пожилой мужчина историк-краевед Сергей Ивлевич Бодров.
– Утро доброе, – говорю я.
– Доброе, доброе, – прозвучало откуда-то из-за спины моего собеседника. Это Полина Алексеевна – супруга Сергея Бодрова.
– Ждем вас уже с раннего утра, – говорит она.
Дом семьи Бодровых поразил размерами. Огромное семейское крыльцо навеяло воспоминания из детства. Сразу возникло ощущение, что я дома, настолько теплой и уютной оказалась атмосфера внутри - старинная мебель, большой стол в центре, высокие потолки с резными перекладинами.
– Сергей Ивлевич, как вам пришла в голову мысль создать свой музей истории?
- Это было пятьдесят лет назад. Мои родители всегда говорили, что ценность человека заключается в том, что он обязательно должен оставить после себя след в истории. Человек должен быть полезен обществу, иначе после никто его и не вспомнит. Окончив исторический факультет, после работы в Бичурской школе по семейным обстоятельствам я переехал работать в родной Никольск учителем истории. Написал работу «История села Никольск», которая заняла первое место в республиканском конкурсе, и у меня возникла мысль – почему бы не создать музей истории села. Помню, тогда вместе с женой и учениками мы начали собирать по всей деревне предметы старинной утвари. Люди с удовольствием доставали из своих амбаров давно забытые вещи: орудия труда, бытовые приборы, книги, одежду, фотографии и даже исторические документы.
- Поначалу было трудно, – присоединяется к беседе Полина Алексеевна, - но когда люди поняли, что мы занимаемся этим всерьез, сами стали приносить редкие вещи. На самом деле то, что хранится в музее, еще не все. Самые ценные экземпляры мы храним в другом месте. Мы уже старые и не можем часто посещать музей, а ответственного и увлеченного этим делом человека в наше время найти редко. Поэтому и храним эти ценности вне музея.
В увлеченной беседе Полина Алексеевна много рассказывала о редких ценных книгах. Одну из них – правленый экземпляр книги знаменитого писателя Исая Калашникова – нам удалось подержать собственноручно.
- Эту книгу Исай Калистратович лично прислал мне вместе с письмом, - вспоминает Полина Алексеевна. - В нем он писал, что данный экземпляр у него просят все музеи Улан-Удэ, но зная, что у нас есть местный музей, он решил передать ее на хранение в родной Мухоршибирский район. Эту книгу с автографом писателя и письмом мы храним по сей день в память об Исае Калистратовиче.
- Полина Алексеевна, содержать музей дело ведь непростое…
- Конечно! Музей расположен в местной школе и занимает немало места. Ухаживать за экспонатами в нашем возрасте тяжело. Спасибо ученикам школы за то, что помогают и продолжают наше дело. Сегодня музей испытывает немало трудностей, одна из них - отсутствие витрин. Некоторые экспонаты под влиянием температуры и солнечных лучей потеряли свой первозданный вид. На документах исчезают надписи, на предметах утвари пропадает былая цветность. Денег на витрины и оборудование нет. На сегодняшний день в музее есть бесценные экспонаты – останки древнего шерстистого носорога и останки мамонта. Уникальный зуб весом почти семь килограммов тоже разрушается. Хотелось бы, конечно, чтобы потомки сохранили то, что мы полвека собирали по крупицам.
- В нашем музее собраны не только предметы истории семейских, - продолжает Сергей Бодров. – Здесь представлены культурные ценности бурят, татар и других народов. Ведь когда-то в Никольске дружно жили представители восьми национальностей: евреи, чуваши, мордва и другие.
Говоря о Никольске, нельзя не затронуть тему Никольской церкви, которая является архитектурным памятником семейской культуры. Построенная еще в семидесятые годы прошлого столетия, церковь была перевезена в первозданном виде в Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ. По сей день она ежедневно удивляет тысячи туристов со всего света.
- Строили церковь всем селом, - говорит историк Сергей Бодров. – Каждой семье было дано задание привезти для ее возведения по два бревна. Каждый житель села тогда вложил частичку себя в ее строительство. А покраской церкви и вовсе занимался немец Карл, тоже живший здесь. В 30-е годы прошлого столетия церковь закрыли, и она в основном использовалась как складское помещение. Поэтому для того, чтобы сохранить этот исторический памятник культурного наследия, и приняли решение перевезти ее в Улан-Удэ.
- Сейчас то и дело возникает мысль вновь построить такую же церковь в Никольске, - говорит Полина Алексеевна, – но дело это затратное. Церковь ведь всегда объединяла людей, все держались вместе, никто не пил и не курил. А сейчас на каждом шагу алкоголь и сигареты. Думается, если вернуть церковь в село, это благотворным образом повлияет на каждого жителя и наша жизнь изменится к лучшему.
– Семейские никогда не курили и мало употребляли алкоголя, - говорит Сергей Ивлевич. - В домах на видном месте всегда держали полную бутылку водки, это означало, что хозяин дома не пьёт. Ростом они были до 2,5 метра (!) и обувь носили 49-го размера. Это были сильные люди и физически, и морально. А сейчас народ обмельчал и в прямом, и в переносном смысле. Без прошлого нет ведь будущего. Музей, он как огромный мост в будущее. И если музей будет процветать, то и будущее нас с вами ждет светлое. Молодые, берегите свои традиции и память о своих предках. Ведь когда-то память о вас будет также увековечена на страницах истории.
Постскриптум
Вечером, возвращаясь в Улан-Удэ, думалось: а ведь действительно в наше время ценность музеев незаслуженно забыта. И если в масштабах города музеи поддерживаются муниципальными властями, то на селе эта функция возложена в основном на самих жителей. Честь и хвала тем, кто хранит историю своих сел, ведь это хлопотное, но все же достойное огромного уважения дело.
Комментарии