Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Путем сохранения традиций

Бурятия - уникальный регион России, где дружно проживают представители разных народов – буряты, эвенки и сойоты, русские (в том числе старообрядцы и казаки), украинцы и белорусы, татары и казахи, немцы и евреи…. У нас есть все самое лучшее, что было и есть  у Запада и Востока: буддийская этика бурятского народа, мифология и традиционная жизнь в ладу с природой у эвенков, сильные устои и вера семейских. Более 300 лет совместной жизни на гостеприимной бурятской земле позволили нам постоянно впитывать культуру и традиции других этносов. Эти традиции надо поддерживать, сохранять и развивать, о чем  говорится в проекте программы Бурятского регионального отделения Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Никто кроме нас не ставит перед собой такой задачи, не берет на себя подобной миссии. На это способна только поистине народная партия, партия большинства. О том, как лучше всего сохранить уникальность и общность этносов Бурятии, их традиций наш разговор с профессором, доктором психологических наук, специалистом по межкультурной коммуникации Александром Карнышевым.

- Александр Дмитриевич, мы – русские, буряты, эвенки - испокон веков по - разному хозяйствовали, у нас разные веры и традиции. Но все мы живем на одной земле вместе в дружбе и согласии. Что  же нас объединяет?

- Мы часто забываем, что нас объединяет, прежде всего... природа. По своим физическим и физиологическим данным мы на 99 с лишним процентов одинаковы. Разрез глаз, цвет кожи - все это по современным меркам – несущественно. Отсюда равенство перед природой и другими Высшими силами должно настраивать нас на взаимопонимание. Другое, что нас объединяет – наши общие обязательства перед прошлыми и будущими поколениями. Какой бы национальности я не был, мне важно склоняться перед памятью предков: благодаря им я живу, развиваюсь и совершенствуюсь. А забота о будущем сегодня – это, в первую очередь, защита окружающей среды и обеспечение благополучия людей – не только близких, но и всех, кто с нами связан. Как это сказано в общем нравственном принципе: «не делай другим того, что сам себе не желаешь». Это же надо отнести к народам.

Конечно, нас, казалось бы, разъединяют несхожие обычаи, традиции, привычки. Но, по большому счету, - это не разъединение, а приобретение индивидуальных, самобытных характеристик, которые делают любой народ интересным и привлекательным для других. Как лица отдельных людей уникальны, несхожи и чаще всего по этим причинам обаятельны, так и этнические группы, прежде всего, очаровывают своим своеобразным обликом. В истинном мире ценится бесконечная роскошь различий, а не банальная серость и повторяемость.

- Но подобные праздники очень часто проходят в нашей республике. Мы научились вместе – буряты и русские - праздновать «Сагаалган» с белой пищей  и радоваться блинам на Масленицу. Эта атмосфера, о которой вы говорите и в которой мы часто «купаемся»  с годами укрепила в нас веру, что мы исключительная территория добра и толерантности. Это и есть главное наше духовное достояние?

-У автора песни «Славное море – священный Байкал» Д.Давыдова есть поэтическое признание: «Знакомый с нравами бурята, я чтил его привычки свято». На мой взгляд, именно такое обогащение при взаимодействии разных народов можно и нужно считать главным итогом контактов. Потому что в данной реалии это не только уважение к прошлому, но и незыблемый залог эффективности будущего сотрудничества. Но, конечно, духовное богатство такого рода рождалось чаще всего не за счет красивых слов, а через конкретные, общезначимые дела, уступки друг другу в чем-то, признание этнических институтов.

- Но каждый народ, однако же, старается сохранить свою самобытность и язык. Как нужно решать сегодня вопросы сохранения самобытности и чужих традиций, с какой позиции?

- Американцы после долгих лет концепции «плавильного котла» США, заговорили о своей стране в национальном плане, как о «салате», в котором каждый ингредиент сохраняет свой уникальный вкус. Простите за сравнение, но мы уже многие годы находимся в таком «салате» и от этого только выигрываем. Модная на Западе последние десятилетия теория мультикультурализма веками реально развертывалась на сибирской земле, играя яркими красками всех ее народов. Я, к примеру, проживая в Иркутске, не упускаю случая, чтобы посмотреть выставки бурятских художников, спектакли Бурятского театра оперы и балета, выступления фольклорных ансамблей и т.д. и т.п. И что характерно: в разных формах творчества людей искусства все чаще и чаще проявляются, казалось бы «заимствования» из произведений других народов. Но именно эти «заимствования» демонстрируют потенциалы сотрудничества. Вопрос о связи самобытности и «чужих традиций» лучше всего решать по схеме: «пусть «наше» станет своим для «чужих», а «чужое» близким и понятным для нас». Ни о какой унификации не должно быть и речи.

   - Каким вам видится сотрудничество сибирских народов в будущем? Наш регион может претендовать на некую модель положительного опыта стабильного добрососедства для тиражирования в стране?

 - Самобытное будущее сибирских народов целесообразно базировать на «трех китах»: 1) сохранение и развитие традиционных деятельностей и культуры; 2) совершенствование индустрии туризма и гостеприимства; 3) формирование межкультурной компетентности всех без исключения представителей разных народов.

Что касается первого «кита», то нет сомнения в том, что чабан в степи, охотник в труднопроходимой тайге, производитель национальных сувениров – эти и подобные профессии не только приносят пользу людям, но и сохраняют материальную базу для любого культурного творчества. Мне, к примеру, очень импонирует деятельность буддийских дацанов и лам, которые стремятся всемерно поддержать внедрение аборигенной породы овец «буубэй» и бурятской породы лошадей. За такой заботой лежит сохранение традиций, языка и культуры народа. Специфические меры надо принимать и другим этническим группам, сотрудничая при этом друг с другом. Я говорю, прежде всего о «землеробном» искусстве и мастерстве старообрядцев-семейских, веками сохраняющих уникальность древних русичей. Важно подчеркнуть, что все традиционные деятельности экологичны в своей основе, ведь они в течение многих тысячелетий адаптированы к конкретным условиям ландшафта и климата. Экологичной надо делать и всю современную хозяйственную активность.

Второй «кит» - туризм. Я думаю, о нем говорить много не надо: на территории вокруг Байкала, в Тункинской долине, в других привлекательных местах Бурятии он проявляет себя конкретными делами, постройками и дивидендами. Кстати, Бурятия в этом бизнесе наступает на пятки гораздо большей Иркутской области. Туризм способствует не только заработкам местных жителей, но и сохранению культурного, этнического разнообразия региона. Экологический туризм, характерный для нашего региона, крепит любовь к природе и позитивно влияет на патриотизм людей. Все эти моменты еще больше повышают внимание к нам со стороны туристов, особенно зарубежных.

Отсюда и третий «кит» - межкультурная компетентность (МК). Местный русский человек, незнакомый «с нравами бурята», бурят или эвенк, не понимающий нормы и традиции русских людей – такого рода люди должны стать нонсенсом. Я уже не говорю о различного рода мигрантах, для которых порой демонстрирование пренебрежения к российским законам и обычаям становится формой амбициозного самовыражения. В таких случаях говорить о толерантности по крайней мере проблематично. Здесь полезно вспомнить, что еще в 30-х годах 20-го века талантливый психолог К.Левин утверждал, что нередко феномен толерантности должен быть поставлен в определенные рамки: «Демократический принцип толерантности имеет одно существенное ограничение: не менее необходимой является «демократическая нетерпимость к нетерпимым».  Надобность определенным образом «лимитировать» толерантность снимает с неё ореол универсальности в качестве безусловной категории межнациональных отношений и делает ее «подчиненной» установленным правилам. Определение таких правил и норм и составляет науку и искусство межкультурной компетентности.

Что касается модели. На мой взгляд, в области стабильности и благополучия межнациональных отношений, в области добрососедских контактов с народами, живущими рядом – как в других регионах, так и в других странах – наш регион всегда был «модельным». Этот имидж дополняется глубоким почитанием природы в целом и Байкала, как её квинтэссенции. Так что модель – гуманная, экологичная, эстетичная и добрая по своей интернациональной душе – налицо. Правда, надо подчеркнуть восточный профиль данной модели. Байкальский регион завсегда был «мостом» в развитии связей с Монголией, Китаем, Кореей, Японией. И сейчас, когда Россия выстраивает свою четкую евроазиатскую политику, значимость такого моста возрастает. Возрастает и интерес молодежи к странам – соседям. Мы опросили свыше 900 студентов из Бурятии, Иркутской области и Забайкалья. На вопрос, чем привлекают их восточные страны, были получены следующие ответы. При понятном приоритете таких факторов, как технические успехи азиатов и экзотичность восточных стран, также были названы: отношение к природе и экологии восточных народов (36,3%), тибетская медицина (31,9%), использование традиций азиатских народов в современной жизни (29,9%), йога и другие методы самосовершенствования (28,1%), обычаи и обряды шаманизма (21,7). Заметим, что большинство из «объектов интереса» так или иначе представлено в Бурятии. Значит, на них можно строить и интерес к республике, и улучшение контактов со всеми другими народами. Конкретные дела сохранят и доброе, и вечное.

- Огромное спасибо за беседу.

Источник: БРО ВПП "Единая Россия"

Автор: Модератор
Просмотров: 3563

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Лунный календарь
Ноябрь 2024

    
1
29
2
1
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
22
20
23
21
24
22
25
23
26
24
27
25
28
26
29
27
30
28
 

Декабрь 2024

      
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
12
14
13
15
14
16
15
17
16
18
17
19
18
20
19
21
20
22
21
23
22
24
23
25
24
26
25
27
26
28
27
29
28
30
29
31
1
     

Самое читаемое

Эксперт Елена Лавренова делится опытом (второй рассказ)
Первая история была о том, как удачно сложились все факторы для успешного развития малого бизнеса в
Фермер из Прибайкалья провел мастер-класс для студентов
Геннадий Лютаев, глава собственного фермерского хозяйства, на днях провел мастер-класс по дисциплине
Бурятский сыровар увеличил производство в шесть раз
Сыродела Дандара Мунхоевича Галанова уже хорошо знают в Бурятии. Многие, попробовав его крафтовые сы
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -