Президентом страны, духовным лидером партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимиром Путиным и председателем партии премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым не раз говорилось о значимости для экономики страны перехода промышленности России на инновационные рельсы. В обновленной стратегии БРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» инновационному прорыву в экономике Республики Бурятия уделяется главное место. Что это такое? И как его достичь? На эти вопросы отвечает доктор технических наук, профессор, проректор ВСГУТУ по научной части Игорь Сизов
- Слово «инновация» в современном обществе, благодаря руководителям нашего государства стало модным. Его автоматически пристегивают ко всему новому, что появляется в нашей жизни. Но так ли это? Что такое инновация с Вашей – научно-практической точки зрения?
- Представьте, что у кого-то появилась идея, как, к примеру, повысить выработку молочных продуктов с одного литра молока. Проводится целый цикл научных исследований по разработке такой технологии. Далее, чтобы полученный результат этих исследований мог стать инновационным, он должен быть оформлен как интеллектуальная собственность. Для этого необходимо направить пакет документов в Роспатент, чтобы там посмотрели, насколько эти результаты новы и годится для защиты их государством. В случае положительного решения оформляется охранный документ (патент, свидетельство, база данных и т.д.). Однако, получение охранного документа не гарантирует инновационности предлагаемой технологии или продукта. Необходимо, чтобы этот продукт был востребован и конкурентноспособным на рынке. Для этого требуется проведение экономических расчетов себестоимости данного продукта, а также маркетинговые исследования рынка. Только проведя весь этот комплекс мероприятий можно говорить об инновации и предлагать ее к внедрению.
- Получается, что мало уметь Левше подковки на блоху ставить. Надо еще обосновать свое изобретение в чертежах и уравнениях, в базах данных, ноу-хау и прочем, без чего никто не поверит, что это вообще возможно. Не много ли для простого российского Левши?
- Боюсь, что Левше, чтобы стать инноватором в нашем современном обществе, пришлось бы для начала получить высшее техническое образование. Иначе никак. Именно поэтому во всем мире инновации, в большинстве своем, привилегия ученых, а не дилетантов. Впрочем, если Левша сможет привлечь к своей изначальной идее ученых, и они возьмутся за патентование, то что-то может получиться и без высшего образования Левши. Но это будет скорее исключение для талантов и гениев, чем закон для всех. И далеко не факт, что инновация по подкованию блохи вообще кому-нибудь в мире будет нужна. А инновация без промышленного производства – досужее развлечение, не более того.
- И как же свое запатентованное ноу-хау вместе с промышленным образцом или базой данных двинуть в производство?
- Рядом с ученым в идеале должен стоять промышленник, предприниматель, тот человек, который увидит в инновации выгоду для своего бизнеса и захочет купить патенты. Это в идеале, который, кстати говоря, в большей степени достигнут в Германии, в свободном государстве Саксония, представители которого не так давно принимали участие в экономическом форуме в Улан-Удэ. Там путь от идеи, ее оформления, патентования, промышленного образца до покупателя очень короткий. Возможно, самый короткий и самый быстрый в мире. Россия пока находится только на пути к такой организации продвижения инновационных продуктов. Технопарки постепенно строятся и внедряются по всей стране, где есть крупные научные центры. В Сибири хорошо известны инновационные регионы: Новосибирск, Томск, Тюмень, Екатеринбург, Красноярский и Алтайский край. Бурятия только приступает к созданию своего БиоТехноПолиса. Поэтому пока в нашей республике инновации в большинстве своем приходится продвигать самим ученым.
- То есть, им приходиться заниматься не свойственной для себя деятельностью, поскольку местный бизнес не торопится вкладывать в инновации деньги. Это так?
- К сожалению, так. Новая идея, новый продукт, новая технология – то, куда надо вкладывать длинные деньги, для российского бизнеса пока не столь привлекательно, чем налаженное производство, в модернизацию которого главным образом и стоит, на их взгляд, вкладывать деньги. Это можно понять. Слишком велик риск вообще ничего не заработать на инновации. Никто ведь не скажет, что блошиный цирк Левши хотя бы окупит затраты на его производство, содержание штата и гастроли. Чтобы о нем узнали не только в России, но и во всем мире, надо вложить в маркетинг и рекламу немалые суммы, которые не всегда есть. Например, чистейшая вода Байкала, конечно, не инновация. Всем известно, что Байкал – самое крупное хранилище чистейшей пресной воды в мире. Но даже ее продвинуть на международный рынок и потеснить западных монополистов пока никто не в состоянии. Что ж говорить о совершенно новых вещах, о которых еще только предстоит рассказать мировому сообществу!
- Если малый и средний бизнес в России боится прогореть на инновациях, а крупный бизнес прибирает к рукам только то, что связано с энергетикой и добычей сырьевых ресурсов, значит, кроме государства об инновациях позаботиться некому. Оно должно думать, как продвинуть инновации в промышленную сферу?
- Безусловно. От государства зависит очень многое. Кроме создания технопарков – площадок для реализации инновационных идей вплоть до промышленного образца, нужна и финансовая поддержка ученых и предпринимателей. Чтобы довести свою идею до патента ученому требуется много времени и средств. Если он будет знать, что в итоге все его старания окупятся, он получит гранты на разработку нового продукта или технологии, он будет трудиться. А предприниматель, ощутив финансовую подушку государства, перестанет бояться инноваций. Понимание этой проблемы найдено в администрации главы республики и правительстве Бурятии. Вячеслав Владимирович Наговицын совсем недавно в своем послании депутатам Народного Хурала РБ озвучил в качестве приоритетных задач в развитии экономики Бурятии не только само строительство БиоТехноПолиса, но и поддержку инноваторов и инновационных предприятий. Более ощутимую поддержку, чем была ранее.
- Сколько инновационных предприятий в нашей республике?
- Среди промышленных гигантов нашей экономики, где применяются инновационные технологии, можно назвать Улан-Удэнский авиазавод, ЛВРЗ, Улан-Удэстальмост и т.д. Это отдельная тема для разговора, поскольку на этих предприятиях используются, как местные, так и российские, и западные инновации. В чистом виде бурятских инновационных предприятий совсем немного. Всего в Федеральном реестре малых инновационных предприятий от нашей республики на сегодняшний день зарегистрировано только 11 малых инновационных предприятий (МИПов). Из них – 2 принадлежат БГУ, 1 – БГСХА и 8 МИПов - ВСГТУ. Могло бы быть гораздо больше, поскольку разработок, предлагаемых, к примеру, только учеными нашего университета более 100. Но университет просто не имеет возможности предоставлять им всем производственные помещения. К тому же, далеко не все ученые, получившие патенты на свои изобретения готовы стать предпринимателями. Это совсем другой вид деятельности, требующий финансовых вложений, времени и, если хотите, состояния души. Время для ученого – невосполнимый ресурс. Тем более, что риск потерять его безрезультатно достаточно велик.
- Есть ли пример успешного МИПа?
- Пока можно говорить только об относительном успехе, поскольку до промышленного производства дошли единицы. О них тоже следует говорить особо в силу узкой специфики их инновационного продукта для того же У-УАЗа, что делает, например, МИП «Байкальский центр прочности» . Есть понятный всем пример успешного вхождения нашего инновационного предприятия в одну из крупнейших торговых сетей Республики Бурятия. Наш МИП «Доктор хлеб» выпекает инновационную мучную продукцию, обладающую профилактическими качествами, а так же быстро приготовляемые каши целебные во всех отношениях. Хорошо известна жителям нашего региона продукция МИП «Бифит», выпускающего концентрат бифидобактерий, на основе которого выпускаются молочные продукты «Целебный», «Бифивит» и т.д. Можно назвать и МИП «БайкалЭкоПродукт», выпускающий в том числе и сувенирную продукцию. Этот МИП занимается производством оборудования для переработки дикоросов и сам же их перерабатывает и пакует в подарочные наборы. Причем делает все это на высоком, международном уровне. Наши подарочные наборы уходят в Европейскую часть России. Есть договоренность о поставках в Великобританию и Израиль. Кто-то жалуется, что не видит сувенирной продукции местного производства в столице Бурятии. Она есть. Но ее не хватает, поскольку мощности МИПа ограничены, торговых точек мало. В приоритете, конечно, экспорт. Трудно осуждать за это наш МИП. Пока не нашелся ни один местный предприниматель, который купил бы инновационные патенты и сам расширил бы производство.
- Будет поддержка государства, появится и местный предприниматель. Видимо, все ждут именно этого. И последний вопрос: с чем из инновационных идей, на Ваш взгляд, можно совершить прорыв в экономике республики на более высокий уровень?
- Совершенно согласен с мнением Вячеслава Владимировича Наговицына, что строительство Фармкластера в Улан-Удэ в рамках создания БиоТехноПолиса даст толчок экономике республики к продвижению к новым высотам. ВСГУТУ участвует в этом проекте всеми своими научными силами и МИПами, поскольку университет обладает огромным инновационным потенциалом. Об этом можно говорить особо. Тема инноваций очень и очень обширна, чтобы войти в рамки одного материала.
- Трудно с этим не согласиться. Спасибо за интересную беседу. И до новых встреч!
Александр ПРОХОРОВ
Комментарии