Каким мы видим будущее нашей республики? Конечно же, красивым, богатым, счастливым! Все так и будет, если сегодня, здесь и сейчас, в настоящем моменте мы что-то конкретное для этого делаем. И наоборот, мечты останутся мечтами без реальных сегодняшних дел по улучшению нашей жизни. В обновленной стратегии бурятских единороссов намечены глобальные планы прорыва в развитии экономики Бурятии, в выходе на новый, более высокий уровень. Как его достичь? И что можно сделать уже сейчас для его достижения? Ответы на эти вопросы в интервью с человеком всю свою сознательную жизнь посвятившим проблемам экологии Байкала и прибайкальских территорий, доктором наук, членом российской Академии, видным единороссом в Народном Хурале республики, а теперь и сенатором, защищающим ее интересы в Совете Федераций РФ Арнольдом Тулохоновым.
- На Ваш взгляд, в каком направлении должно идти развитие региона?
- Только не в сторону сырьевого развития. Потому что сырьевое развитие тупиковое. Кончились ресурсы, упала экономика. Нам нельзя делать на добычу сырья серьезную ставку. Основа нашего развития в промышленных предприятиях республики.
Хотел бы вспомнить в этой связи первые пятилетки, когда в глухой сибирской глубинке Улан-Удэ начали строиться паровозный завод, авиационный завод, мясокомбинат… Все – лидеры экономики той поры. И до сих пор они остаются в лидерах. Они являются опорой экономики республики. И эту опору нужно, конечно же, развивать.
В остальном же, нужно учитывать две вещи. Первая – что нужно стране? И вторая – что нужно народу? Если ответы на эти вопросы сходятся в одном направлении, на нем и следует сосредоточить все свои силы. Когда народ не спрашивают о его нуждах, развитие получается однобокое.
- И что, по Вашему мнению, нужно жителям Бурятии?
- В первую очередь – дороги! Географическое положение Бурятии таково, что республика одновременно является и серединой Сибири, и приграничной территорией. У нас есть Трансиб, БАМ и ветка на Китай, которая гораздо короче других. В этом наше преимущество перед другими регионами, и это преимущество надо укреплять и развивать.
Надо строить дороги, надо строить тоннели, чтобы не гонять автомобильный транспорт по «тещиным языкам». В одной только маленькой Норвегии этих тоннелей построено для удобства автомобильного и железнодорожного транспорта больше, чем в огромной России. Мы что их строить не умеем? Ведь тоннели экономят длину дорог, повышают их качество. Это же аксиома!
Крайне необходимы и транспортные развязки. К тому же, дороги нужно не только строить, но и оснащать инфраструктурой. Насколько бы выиграла Бурятия от автодороги на Монголию, будь она электрифицирована! Республике крайне необходим свой путь в Монголию, обустроенный, цивилизованный, удобный во всех отношениях. Не сделаем этого мы, сделают китайцы. Если мы не протянем свою колею в Улан-Батор, китайцы нас отсекут от Монголии.
Удобная транспортная магистраль от Улан-Батора до Иркутска может в буквальном смысле озолотить Бурятию. В этом я глубоко убежден. Поэтому и говорю, что на первом месте в стратегии развития республики должны быть дороги и транспортные коммуникации.
- Что на втором месте?
- Газификация. Ее отсутствие – это главная проблема развития экономики Бурятии. Россия – самая богатая природным газом страна, но мы почему-то топимся дорогим углем. Газпрому не интересна малонаселенная Бурятия. Но Газпром государственная организация, которая должна решать государственные задачи. Почему газопровод из Якутии в Китай хотят строить в обход Бурятии? Не понятно. Надо решать этот вопрос в пользу республики, в которой нет ни одного газифицированного города, не то что села или деревни. О каком тогда развитии вообще говорить, если мы, как полвека назад все так же зависим от угля!
Отсюда вырастают и другие геополитические проблемы. Монголия, не видя усилий России по газификации в ее направлении, собирается строить ГЭС на Селенге. Для Бурятии и Байкала такое строительство может обернуться экологической катастрофой.
Если мы не пробьем решение этих двух глобальных проблем для Бурятии на государственном уровне, то так и останемся периферией, отток населения из которой будет только нарастать.
Вспомните Петра Степановича Столыпина! Он еще 100 лет назад предупреждал, что, если не поддерживать периферию, не развивать ее, то она отпадет сама собой и Россия потеряет эти территории.
- Мы ждем от государства дороги, коммуникации и дешевый газ. А что можем дать сами государству и мировому сообществу в целом? Кроме Байкала и туризма, развитие которого, естественно, зависит от газа и дорог. Какой продукт мог бы стать прорывным в экономическом развитии Бурятии?
- Бурятия – единственная территория, которая не имеет химической промышленности и больших промышленных центров. Мы уже 30 лет не используем на полях удобрения. Нигде в мире такого нет. Нам сам Бог велел заниматься органическим сельским хозяйством. Наше молоко, мясо, рыба, кедровый орех, байкальская вода – продукты чистейшей экологии, что высоко ценится во всем мире. В этом наша уникальность. Проблема в том, как пробиться на мировой рынок с этим богатством. Опять не обойтись без государственной поддержки, без капитальных вложений в маркетинг и рекламу.
А у нас пока даже подарочный набор с природными дарами Бурятии и Байкала днем с огнем в Улан-Удэ не сыскать. В Иркутск за ними ездить надо. Иркутяне у нас скупают мясо, рыбу, дикоросы, красиво упаковывают и продают. Пора бы нам самим научиться делать то же самое.
Если говорить об инновационных программах, то прорывом в экономическом развитии Бурятии должен стать Фармакологический кластер, разработкой которого занимается наш Бурятский научный центр. Уже и смета составлена в сумме 4 миллиардов рублей. На основе природных ресурсов Бурятии мы могли бы производить уникальные фармакологические продукты с использованием технологий древнейшей тибетской медицины. У нас есть богатейший природный ресурс, опытные научные кадры…Не хватает только современного производства. Но если этот бизнес-проект удастся защитить и привлечь инвесторов, то Бурятия станет известна всему миру не только Байкалом и вертолетами.
- Как же привлечь инвесторов к этой цели?
- Думаю, нужно вспомнить и возродить хорошо забытое старое – межрегиональные конференции по развитию производительных сил с участием союзных министров. Хорошо бы возродить и Байкальскую межведомственную комиссию, которая 20 лет назад была создана. В Москве есть понимание, что это необходимо сделать. К тому же, наш президент Вячеслав Наговицын стал главой экологического Совета при полномочном представителе Президента РФ по Сибирскому Федеральному округу. Думаю, что первое заседание этой комиссии мы проведем вместе. К нам приедут все руководители регионов, входящих в СФО и потенциальные инвесторы. Там и расскажем о Байкале, Фармкластере и «зеленой» сельхозпродукции. Надо чаще и больше об этом рассказывать. И деньги в республику придут. Это длинный путь, но дорогу осилит идущий.
Александр ПРОХОРОВ
Комментарии