Дорогие друзья! Мы публикуем материалы нового цикла радиопередач БГТРК «Мое село - мои односельчане». Она о тех и для тех, кто не хочет забывать свои корни, кто привязан к земле, кто любит свою деревню, и у кого болит сердце за ее будущее.
Гости передачи - Баир Бальжиров председатель ассоциации «Фермеры Бурятии», Сергей Савченко, предприниматель Хоринского района, Михаил Цыбиков глава поселения Тохорюкта.
Баир Бальжиров - председатель ассоциации «Фермеры Бурятии», о деревенской жизни, о крестьянском труде и о фермерах, усилия которых направлены на развитие села:
- Я вырос в маленьком селе Улзыто в Кижингинском районе. Учился в малокомплектной школе. И в начальной и в семилетней школе. Я считаю, что получил в конечном счете великолепное образование, которое позволило мне смело поступать в один из лучших медицинских вузов страны. Деревня меня научила работать, колоть дрова, носить воду, убирать за животными, водить трактор, машину и вообще любить землю, лес, степь.
Для того чтобы процветала республика, нужно, чтобы процветали села. Для того чтобы были села вообще, большие, малые, средние нужно, чтоб были и совсем маленькие, микро села, их мы называем гурты, заимки, бусы и т.д. Сельские жители своим трудом, зачастую без какой-либо поддержки государства делают нужное дело: разводят животных, пашут землю, занимаются растениеводством, выращивают картофель. При этом очень важно, чтобы в маленьком селе был энергетический центр. Это, как правило, глава поселения, учительница, врач, фельдшер, фермер, ветеран. Если они есть, то вокруг них вращается жизнь, село живет, поднимается экономика и это видно. Село развивается, село не умирает. Люди престают уезжать. И отдельно о фермерах. Сегодняшние фермеры – это удивительные люди. Прежде всего, трудолюбивые, умелые, ответственные и на самом деле я нахожу вдохновение в общении с ними. Это люди, конечно, думают и своем хозяйстве, о том, как его развивать, поднимать доходность, прибыльность и т.д. но при этом, как правило, они переживают за свое родное село. Они поддерживают свое родное село, помогают школе, клубу и именно благодаря им появляются все эти признаки жизни на земле.
Сергей Савченко, предприниматель Хоринского района:
- Первое это лесозаготовка, потом распиловка, есть своя столярка. В городе есть свой магазин строительный. То есть у нас закрытый цикл, мы сами заготавливаем, сами перерабатываем, сами продаем, без посредников. Также в Хоринске имеется небольшой рынок, где люди могут торговать. Есть задумки создать перерабатывающий, мясоперерабатывающий и рабоперерабатывающий цеха.
- Ну и турбазу хотите открыть?
- Да, и турбазу, это мое самое заветное желание. Она будет на озере, чтоб люди могли просто приехать. Те же городские жители смогут покататься на лодке, порыбачить и просто ставить барбекю.
- Сергей Савченко, предприниматель с. Удинск Хоринского района, заядлый рыболов. Одно из любимых мест отдыха – озеро Колпинное, оно находится в ста километрах от Улан-Удэ, рядом с республиканской автотрассой и совсем не далеко от Удинска. Именно здесь планируется разводить рыбу и открыть базу отдыха. Проект готовился долго и тщательно, говорит предприниматель.
- Я много думал, как все это облагородить, сделать, чтоб люди не просто проезжали, а заезжали, отдыхали, потому что вода – это все. Мысль родилась, что надо сделать здесь небольшую базу отдыха и вот решили зарыблять озеро, разводить сазана. Чтобы человек приехал, взял домик, лодочку, порыбачил. И улов есть, и отдых, и азарт.
- А омуль можно выращивать?
- Мы пробовали выращивать омуль. Он прижился. Но так как были дожди, дамбу прорвало, какая-то часть омуля ушла. Мы дамбу сейчас восстановим, и я думаю, что со временем займемся и омулем. Сазан - рыба донная. Сейчас озеро тихонько начало зарастать, а сазан питается именно тиной, водорослями. Он очистит озеро. Это первоочередная задача. После чего мы начнем зарыблять щукой, омулем.
- Не только для того, чтобы рыбачили?
- Да, в дальнейшем мы планируем сделать промышленное рыбоводство. То есть будет часть озера отгорожена сетями, там будет разводиться именно промышленная рыба. Приобрели модули, из мальков будем выращивать годовиков и доращивать их в озере. Долго обдумывалось, долго обсчитывалось. Хочется, чтоб все получилось так, как было задумано.
- Сергей Алексеевич, вы в некоторой степени, начинающий фермер.
- Да, есть программа республиканская по поддержке начинающих фермеров. С помощью администрации нашего района нас выбрали, и мы подготовили проект, получили финансирование. Очень большая была проделана работа.
- Вы, конечно же, деревенский, родом из села…
- Да, я деревенский, родился в Верхних Тальцах, учился в деревне, поступил в технологический институт, ушел в армию, вернулся, доучился, остался в городе, поработал. Но я же деревенский, я не могу жить в каменных джунглях. Посмотрел, вернулся обратно, привез семью, сначала конечно семья не хотела ехать, но убедил их. Воспитываю двух пацанов.
- И озеро Колпинное рядышком с вашей деревней.
- Да, на республиканской трассе. На самой дороге. Мы сделали летом столики, и очень много машин стало заезжать.
- Как получилось, что это озеро стало вашим?
- У нас земли в селе поделены на паи. Я свои паи вложил в эту землю. А все, что находится на моей земле, является моей собственностью. Я решил сделать нормальный пруд и стать хозяином своего озера и обязательно с рыбой.
- Сергей Алексеевич, и все-таки, почему так дорога вашему сердцу деревня?
- Село это есть село, это родина. Как я всегда говорю, выйти утром, просторы посмотреть, по росе пройтись. Если чувствуешь, что на своем месте дети крепкие вырастают, здоровые и приспособлены к жизни. Потому что они все могут и это очень хорошо в жизни, я считаю, особенно парням, деревенский труд очень пригодится. Копать умеем, строить, проводку протянуть, и выращивать все можем, и собирать урожай тоже очень приятно.
- «На земле очень много красивых уголков, завораживающих необычной красотой, но у каждого есть свой родной край, который особенно дорог сердцу. Для меня таким уголком является Тохорюкта на берегу реки Курба» - написала на сайт www.selorodnoe.ru девятиклассница Билигма Лундукова. Жители маленького улуса – активные пользователи портала. Делясь новостями, они рассказывают о проектах ТОСа «Энгир». Это строительство детской игровой площадки, создание национального театра студии или же реставрация памятника. Они также высказывают, например, озабоченность качеством сотовой связи в деревне и выражают желание подключиться к цифровому телевидению. Что отличает жителей журавлиного распадка? По мнению главы поселения Михаила Цыбикова, тохорюктинцы люди простые, добрые и отзывчивые, но, а в подтверждение, вот, что он рассказал:
- Есть такая история, связанная Хамбо ламой Итигэловым. Так вот, он учился в Анинском дацане, который находится, если перейти горы, где-то в километрах сорока от нас. И раньше паломники из нашей деревни переходили через эти горы по небольшой дороге, и ходили молиться в дацан Анинский.
- А горы как называются?
-Курбинский хребет. Хамбо лама Итигэлов был хувараком. Его отец был казачьего звания. Казаки все должны были идти служить. Для них не было такого, чтобы откосить от армии и Итигэлова начали власти заставлять идти служить. А он пацифист, естественно. Существовал такой порядок, если ты не хочешь служить, ты обязан в госказну платить деньги каждый год. Настоятель Анинского дацана приехал сюда и сказал: «Давайте платите деньги, чтобы этот человек в армии не служил». И тохорюктинцы выплачивали деньги в госказну, чтобы Хамбо лама Итигэлов учился. Представляете, эти средства, говорят, были очень большие. Каждый год равнялась цене хорошего автомобиля. И в благодарность, за то, что наша деревня способствовала, чтобы Хамбо лама Итигэлов таких высот достиг, родственники из института Хамбо ламы Итигэлова каждый год на Сагаалган приезжают к нам. Такая история.
- Какой житель улуса без лошади? И какой бурятский стол без деликатесов из конского мяса? Хозяйство в Тохорюкте крепкое. Табунное поголовье около пятисот, КРС в каждом дворе не меньше десяти. 16 фермеров села получили поддержку в виде приобретения сельхозтехники по программе «Сохранения и развитие малых сел». Стоит задача увеличения поголовья, рассказывает Михаил Цыбиков. А для этого нужно выбираться за пределы деревни, на гурты, туда, где обширные пастбища и летние зимние стоянки. Как говорит глава поселения, многие потомственные скотоводы готовы включиться в эту работу.
- Мы же скотоводы, в Баргузине тоже скотоводы были. Мясо сбывали на рынках, расположенных в Читинской области. Раньше было все упорядочено. Ярмарки были, продавали скот тысячами. Не было такого, чтобы один район привез и продавал. И вот, по нашей деревне проходил тракт через Анинский дацан и дальше. По этому тракту перегонялся скот. Мы стояли на берегах полноводной реки торговли. Тохорюкта – истинные животноводы, мы дальше хотим быть животноводами. Традиции наши сохранять и сохранять. И думаю, мы дальше будем процветать.
- Говорят в вашем селе, очень много лошадей, табунное поголовье большое.
- Да, в традициях конечно бурятского животноводства практикуется круглогодичный выпас, табунное коневодство, лошади буквально круглый год пасутся.
- В каждом дворе лошадь.
- Лошади в поле.
- Ну а владельцы-то?
- Владельцы - несколько есть в деревне, не более десяти человек, которые держат во дворе лошадь. Но держать во дворе лошадь – это очень трудно. Это же надо поймать дикого коня, объездить его, обучить его впрягаться в сани, телегу. И многие не хотят эти трудности: зачем, когда есть трактор. Но есть люди, которым нравится ухаживать за конем.
- А вы к какому числу относитесь?
- К прогрессивным, к технике я ближе.
- Но у вас тоже есть лошади?
- Да, конечно есть!
Радиожурналист Ольга Линхобоева. Следите за радиоэфиром!
Комментарии