Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

В Бурятии появится свой Шаолинь

8 апреля 2013

В Мухоршибирском районе при новом буддийском храме будут преподавать ушу для лам 

Обет безбрачия, ежедневные тренировки ушу и практика медитации… Это не только образ жизни монахов в китайском монастыре Шаолинь, но и будущие требования к ламам в Тугнуйском дацане, что строится в местности Баин-Хара 

Тугнуйская долина Мухоршибирского района — одно из уникальных мест Бурятии. Эта земля славится не только своим плодородием и известными людьми. Богата она и в духовном плане. С приходом буддизма в Бурятию, более двух веков назад, здесь начали строить один из первых дацанов. Сначала его возвели в местности Зандин. 

Позже храм «Даши Чойнхорлин» было решено перевезти в Баин-Хару. И на новом месте уже была размечена земля и вбиты колышки. Начались кропотливые приготовления к переезду. Все свое имущество ламы погрузили на повозки, запряженные лошадьми. Но на полпути у первой подводы оборвалась лямка. Тогда было решено ставить дацан на этом месте. Так стал строиться Тугногалтайский дацан. 

По заветам предков 

Но закончить работы в то время так и не удалось. Довести до конца дело предков ныне решил лама Баясхалан Бальжинимаев. 

— Задуманное я решил воплотить со своими единомышленниками, кого знал с детства, обычными сельскими жителями. Но нужны еще и средства, чтобы возвести дацан. С самого начала я решил, что лишь на подаяния строить дацан не буду. В общем, мы открыли сельхозпроизводство. И на заработанные средства мы строим дацан, — рассказывает Баясхалан Бальжинимаев. 

Уроженец Тугнуйской долины Баясхалан-лама в 1999 году, после пяти лет жизни в Индии, вернулся на родину. Некоторое время лама служил в других дацанах. Но у него всегда возникало твердое желание основать буддийский храм на своей малой родине. 

Вспоминая первые шаги, лама рассказывает, что сначала с друзьями построил лишь дощатый сарай. В нем и пришлось зимовать первый год. Чтобы согреться, печку приходилось топить без перерыва. 

— Люди поверили в благое дело. Эта одержимость одной целью во многом сыграла определяющую роль, — вспоминает Баясхалан-лама. — Также мы себя не видим вне Буддийской сангхи. Хамбо-лама многое сделал для централизации и укрепления религии в тяжелые постсоветские годы. Поэтому хотим, чтобы именно он открыл наш дацан. 
  
 
Бурятский Шаолинь 

Вера в собственные силы и учение Будды помогают осуществлять задуманное. Но, помимо веры, Баясхалан-лама считает, что важно и физическое состояние. 

— В основе буддизма положены философия и практика медитаций. Их всестороннее изучение помогает получить ответы на многие вопросы и укрепить свою веру. Но, помимо духовного начала, я считаю, должно быть и физическое совершенствование. Если человек обладает духовной силой наряду с физической, то достигнет намного больше. И это помогает не только в религии, но и в обычной жизни. Считаю, что сильный человек — добрый человек, — уверен лама. 

Для физического самосовершенствования, по мнению Баясхалана-ламы, лучше всего подходит ушу. 

— Заниматься ушу начал еще в Индии. Вообще хотелось бы, чтобы ламы и хувараки практиковали занятия, ну хотя бы в нашем дацане. Во-первых, это здоровый образ жизни. Во-вторых, когда человек физически развивается, отсекает в сторону и все вредные привычки. Не зря ведь говорят, что в здоровом теле — здоровый дух, — уверен лама. 

Однако Баясхалан-лама категорически против участия священнослужителей, владеющих техникой ушу, в спортивных соревнованиях. Ведь цель изучения ушу — познание своих возможностей и победа над собственными слабостями. 

— Думаю, что монахи, которые будут больше злоупотреблять физическим развитием, могут овладеть опасными знаниями. Всегда есть соблазн применить их в жизни. Поэтому изучение ударной техники и боевых искусств у нас будет под запретом, — говорит Баясхалан-лама. 

Принцип буддизма — не нанеси вреда ближнему. Следование этой аксиоме и приносит просветление, считает лама. 

— В идеале нашей целью должно стать сходство с монастырем Шаолинь. То есть это место будет закрыто для семейных лам. В дацане будут жить только монахи, давшие обет безбрачия. Философия, медитация и физическое развитие — это и будет основа. Неважно, кто станет ширээтуем (настоятель дацана. — Прим. авт.), главное, чтобы этот дух всегда неукоснительно соблюдался, — убежден Баясхалан-лама. 

Наша республика славится сильной школой ушу. Бурятские спортсмены известны по всему миру, в том числе и на родине этого спортивного искусства — в Китае. 

— Было бы хорошо, если бы и Федерация ушу республики оказала помощь монахам в тренировочном процессе, — считает лама. — В будущем, со строительством спортивного зала, дацан мог бы стать бесплатным летним лагерем для занятий ушу всей местной ребятни. 

Буддийское производство 

Многие считают, что дацаны должны сами себя содержать. По мнению Баясхалана-ламы, это возможно только при наличии собственного производства. 

— На людские подаяния живут только ламы-отшельники, которые полностью посвятили себя медитации, — убежден лама. 

Для этого он и занялся сельским хозяйством. Вокруг сарая, ставшего первым убежищем, появилась производственная площадка. Под руководством ламы рабочие построили коровник, гараж, токарно-слесарную мастерскую, открыли пилораму, прачечную, столовую, теплицу. Баясхалан-лама основал своего рода коммуну. Люди здесь круглогодично работают. Готовят пиломатериал, пасут скот, выращивают картофель, запасаются сеном… 

— В Баин-Харе постоянно проживают 30 человек. Это рабочие и их семьи. Если в будущем здесь появится крепкое село, то я только буду рад, — говорит лама. 

К слову, сам дацан расположен в 3 км от производственной площадки. Летом на строительство сюда приезжают еще больше рабочих. Сейчас в коммуне есть 5 машин, 2 трактора и другая сельхозтехника. Поголовье крупного рогатого скота насчитывает более 100 голов, разводят баранов, овец, коз и другую живность. 

— Несмотря на то что мы стараемся все делать своими силами, местные жители оказывают нам помощь и поддержку. Многие из них отдали в аренду нам свои паи. Не осталась в стороне и власть. Глава района Юрий Петров и глава райсовета Светлана Доржиева выделяли строительный материал, оказывали и финансовую помощь. Администрация выделила дацану и землю бывшего колхоза, — с благодарностью говорит Баясхалан-лама. 

Не забывают в коммуне и о рабочих. Помимо материальных выплат все рабочие обеспечиваются дровами, сеном, продуктами. Каждый работник содержит, кроме родственников, выходцев из близлежащих сел Нарсата, Бом, Тугнуй и Галтай. 

В планах у хозяйства увеличение площадей под овощные и садовые культуры. Но главным, считает лама, для них является выращивание и культивирование аборигенного скота. В наших условиях это позволяет круглогодично использовать пастбища и сенокосы. 

Как отмечает лама, если бы он не думал о результате, не надеялся, то никогда бы не взялся за это дело. Большинство местных жителей несмотря ни на что не остались в стороне и поддержали. 

— Я знаю, как они живут, был практически в каждом доме. Считаю, что мы никогда не должны забывать о народе и находимся у него в неоплатном долгу, — говорит Баясхалан-лама. 

И теперь дело всей жизни священнослужителя наконец обретает видимые очертания. После десяти лет непрерывной работы дацан должен распахнуть свои ворота для лам и прихожан в сентябре этого года. 

Источник: http://www.infpol.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 3338

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Лунный календарь
Ноябрь 2024

    
1
29
2
1
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
22
20
23
21
24
22
25
23
26
24
27
25
28
26
29
27
30
28
 

Декабрь 2024

      
1
1
2
1
3
2
4
3
5
4
6
5
7
6
8
7
9
8
10
9
11
10
12
11
13
12
14
13
15
14
16
15
17
16
18
17
19
18
20
19
21
20
22
21
23
22
24
23
25
24
26
25
27
26
28
27
29
28
30
29
31
1
     

Самое читаемое

ЕЛЕНА ЛАВРЕНОВА. Встреча  с медведями
Я в своей жизни несколько раз встречалась с дикими животными. Много раз, конечно, но этот случай, пр
Елена Лавренова: Встреча с тиграми
Елена Лавренова, человек влюбленный в природу России, убеждена, что будь то Тверская земля, Приморск
Елена Лавренова. Третий рассказ. Встреча с морскими львами
Вот три истории - это одна из причин, возможностей встреч, незабываемых и не сравнимых ни с чем эмоц
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -