Новую дисциплину предложило ввести Министерство финансов Российской Федерации. Сейчас оно готовит специализированные учебники для школьников 1-11 классов
Экспериментальные занятия по предмету начнутся уже этой осенью в пяти регионах страны. Как сообщил корреспонденту «Байкал Финанс» специалист Министерства образования и науки Республики Бурятия, в число «пилотных» субъектов она не входит. Но после апробации уроки финансовой грамотности, скорее всего, начнут давать и бурятским школьникам.
- Мы всегда готовы к подобного рода новшествам, тем более что в свете модернизации и изменения прав на рынке труда знать основы экономики должны все, - подчеркнули в ведомстве.
Это подтверждают и представители Минфина РФ. Нынешняя система образования, по их мнению, не обучает рациональному использованию сбережений и управлению личными финансами. Опыт же родителей зачастую бывает ограничен или отрицателен. Особенно тяжело приходится выпускникам детских домов и интернатов, фактически никогда не державшим в руках деньги, пишет «Коммерсант».
Министерство финансов Республики Бурятия оценивать нововведения не взялось. Однако, по словам консультанта отдела бюджетной политики и планирования бюджета Доржи Цыремпилона, проведённый осенью 2012 года среди местных вузов фестиваль финансовой грамотности стал хорошим начинанием.
Стало быть, и введение новой дисциплины юному поколению, а также студентам вузов и ссузов не помешает. Тем более, по заявлению федерального Минобрнауки, школы могут делать её частью дополнительного образования. Говорить о включении предмета в обязательный учебный план до окончания эксперимента (то есть 2018 года) не планируется, сообщает «Коммерсант». Сам по себе он является компонентом масштабной программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования РФ», которая стартовала в июле 2011 года. Проект рассчитан на пять лет и имеет бюджет в 113 (по другим данным - 110) миллионов долларов (из них 25 миллионов - заём Всемирного банка).
Предварительное исследование «экономической подкованности» пятнадцатилетних школьников был проведено в 42 регионах России. Когда его результаты станут готовы, эксперты сравнят их со знаниями детей из других стран. Но базовые программы Министерство финансов РФ начало разрабатывать уже сейчас. Книги, по которым детей хотят обучать финансовой премудрости и планированию семейного бюджета, будут носить «игровой характер».
Ведомство заверяет, что их раздадут и родителям, поскольку за границей изучением этого специфического предмета занимаются всей семьёй. Для старших же школьников предусмотрены лекции, а для - студентов и других заинтересованных лиц (в частности, людей с низким и средним уровнем доходов и получателей потребительских кредитов - тренинги и семинары по управлению личными финансами. Всего же будет апробировано около 30 видов учебников и курсов для школ, детских домов и учреждений начального и среднего профобразования и т.д..
Однако, чтобы программа увенчалась успехом, необходимо подготовить грамотных преподавателей, которые имеют экономическое образование и действительно способны обучать детей новой дисциплине, а не просто зачитывать им отрывки из пособий и превращать уроки в профанацию. Заниматься такой работой на альтруистических началах или на учительскую зарплату профессиональные финансисты (то есть тьюторы) вряд ли станут. А значит, придётся искать дополнительные инвестиции.
Осуществлять их, по словам координатора проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине Анны Зеленцовой, будет федеральный и региональный бюджет. Что касается надбавки школьным учителям, взявшим на себе новые полномочия, её выплатит Министерство образования и науки РФ, отмечают «Известия».
Если же предмет «финансовая грамотность» к 2018 году будет включён в обязательную учебную программу, её придётся тщательно согласовывать. Некоторым предметам (к примеру, набившему оскомину природоведению, химии и физичке с задачками в духе «сколько из какой трубы выливается и куда вливается») нужно будет «пододвинуться и освободить часы, дабы не перегружать школьников.
Это, в свою очередь, подразумевает переквалификацию кадров либо частичное сокращение штата, и, как следствие, рост безработицы. Решать подобные проблемы придётся не сколько Минфину, сколько другим, непричастным к проекту ведомствам (тому же Центру занятости и Минтруду). Быть может, именно по этой причине нововведения встречают ожесточённое сопротивление у некоторых их представителей? Вопрос пока что риторический.
Источник: http://baikalfinans.com
Комментарии