- Мы говорим сегодня о возрождении села, духовных традиций на селе. Ваше видение, насколько важно сегодня это движение и что оно может дать людям?
- Я буду говорить со своей, духовной точки зрения, и приведу один небольшой пример.
Батуринский женский монастырь. С тех пор как храм восстановили, и монастырь зажил правильной монастырской жизнью, в селах вокруг стали происходить изменения. Во-первых, в монастырь стали приезжать – старожилы, дети, паломники, как из Бурятии, так и из других регионов России.
Жители окрестных деревень очень интересуются духовной жизнью монастыря. И в последние полгода я стал замечать, что в монастырь стали приходить на службу местные жители. Это добрый знак.
Справка редакции: Батуринский женский монастырь был основан в 2000 году по инициативе Управляющего Читинской и Забайкальской епархией Владыки Евстафия.… В 18-19 веках село Батурино было процветающим. Оно стояло на торговом тракте, Была церковь со своим, не с приезжим попом, что говорило о величине села.. На службу в храм по праздником съезжалось много народа из окрестных деревень. После того как храм был разрушен, село пришло в упадок. В 2000 году (начало восстановления) там оставалось всего около 20 дворов. Село и сегодня числится в ряду депрессивных. Игуменья Ника – настоятельница монастыря ведет большую работу по налаживанию полноценной монастырской жизни. При монастыре имеется келейный корпус, строится паломнический центр. И местные жители все охотнее присоединяются к монастырским будням, помогая сестрам в их повседневных хлопотах.
Я думаю, что возрождение духовных традиций - есть непременное условие возрождения села вообще.
Без духовных основ даже при наличии работы и достойной заработной платы село не возродится.
Опять же пример. На моей малой родине мой добрый приятель решил открыть небольшой завод на 50 рабочих мест по розливу питьевой воды. С хорошей зарплатой по 12-15 тысяч. Для сельских жителей это был очень высокий доход. Люди пришли, отработали месяц. Но после первой же выплаты заработной платы на работу вернулось только два человека. Остальные так и не вернулись по весьма распространенной у нас причине. Поэтому директор предприятия вынужден был налаживать систему подвоза рабочих из города.
Этот пример говорит о том, что, не имея духовности, люди не изменят свой образ жизни, даже при наличии работы.
- Как вы сами чувствуете, есть ли тенденция возвращения людей к духовным истокам?
- Там, где открываются храмы, как правило, да. Сегодня все больше и больше людей из сел обращаются к нам с просьбой открыть храм. Сейчас у нас проходит регистрацию община в селе Романовка Баунтовского района. Начинаем искать средства для строительства храма. Часть денег жертвуют жители, но им не по силам полностью освоить эту стройку. Поэтому мы рассчитываем на дополнительную помощь предпринимателей, всех неравнодушных людей.
И если нам удается возвести храм, освятить его и назначить туда священника, то есть создать условия, чтобы приход зажил полноценной жизнью, тогда происходят явные позитивные изменения и в этом селе. Вокруг храма образуется община, своя жизнь, своя деятельность. И благодаря этому общество в целом начинает двигаться в другую, в лучшую сторону.
- Нам известно, что епархия много работы проводит по возвращению людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к полноценной жизни. Расскажите, пожалуйста, об этом движении, что удается, а что, наоборот, реализуется с трудом?
- Да, в этом направлении у нас работает целый отдел. Проводятся курсы трезвости, организовываются летние лагеря трезвости. При Кяхтинском храме во имя Успения Пресвятой Богородицы организован приют для алкоголезависимых. Развивается еще одно направление – работа с наркозависимыми. Работа это очень сложная. И результаты бывают не всегда такими весомыми, как хотелось бы. Люди восстанавливаются, потом оступаются снова, и опять приходят к нам за помощью. Но есть и позитивные примеры, которые радуют и даруют веру, что работа ведется в правильном направлении.
- Вопросы сиротства, трудных подростков вы тоже не оставляете без внимания?
- Конечно, это очень важные вопросы. С трудными подростками мы работаем совместно с МВД Республики Бурятия, ведем беседы, помогаем в приобретении необходимых вещей, летом есть возможность направить их в спортивные лагеря. А что касается сирот – то наши священники подают личный пример. Совсем недавно – отец Роман Хлыбов, который возглавляет в Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, взял под опеку девочку из детского дома. У него самого уже трое мальчиков, и они с супругой еще молоды. Но, тем не менее, взяли на воспитание девочку и теперь оформляют полное ее удочерение.
- Церковь приходит на помощь там, где это возможно. Сегодня у нас целые поселения оказались в сложной ситуации: меняется уклад жизни, меняются границы традиционного ведения хозяйства, жизнь начинает диктовать совсем новые условия. Чем может помочь Церковь в таких случаях?
- Церковь всегда готова помочь. Другое дело, что люди сами должны хоть немного захотеть стать ближе к Церкви. Действительно, в селах, где традиционный уклад жизни сохранился, люди более охотно и активно объединяются для строительства храма. Хотя доходы их невелики. А в тех селах, где достаток гораздо выше, но потеряна связь с духовными основаниями, с традициями, даже при наличии желания иметь храм, люди очень трудно идут на объединение усилий. И застревают в своих проблемах.
Человек одухотворенный живет другими ощущениями, по-другому смотрит на мир, менее эгоистично, более трезво, как бы это парадоксально не звучало. Он рассуждает с позиций не только личного, но и общего блага.
- Владыка, Вы в Бурятии служите с 2009 года. Чем она стала для Вас?
- Домом. Конечно домом. Я приехал сюда не для того, чтобы временно поработать и уехать. Каждый священник, а особенно архиерей, он же не выполняет какую-то работу в общепринятом смысле этого слова. Мы этим живем. Живем всегда, каждый день, каждую минуту.
И приехав сюда, я приехал с настроем послужить Богу здесь, в Бурятии, стать пастырем для ее жителей. Еще до приезда сюда я был уверен, что полюблю Бурятию. И это оказалось несложным – очень открытые люди, уникальная природа.
- Какие ваши любимые места?
- О, это очень сложно сказать! Каждое место здесь по-своему прекрасно. Трудно выделить что-то одно. В начале этой зимы я поехал в Баунтовский район, доехал до Багдарина. Суровая красота этих мест заставляет замирать сердце. Поехали в Северобайкальский район, проехали по Муйской долине, до Таксимо – там своя красота. Юг Бурятии – Мухоршибирь, Бичура с ее абрикосовой долиной. Тункинская долина – Саяны, Хамар-Дабан. Невозможно не сказать о Байкале. В прошлом году впервые побывал на Чивыркуе, посетил Баргузинский заповедник. Там такие первозданные места, что у меня не хватает слов, чтобы описать все ощущения, которые я там пережил. Поэтому в каждый уголок Бурятии я еду с большим удовольствием. Ну а самое главное – это наши люди. Может быть благодаря тому, что они еще не испорчены цивилизацией, не изнежены, как на западе России. Как человек, приехавший из западного региона, я вижу эту разницу.
Я думаю, что у нашей республики есть большое будущее, если мы сами сумеем его реализовать, сами захотим этого.
- Вы представляете Русскую Православную Церковь, которая, как известно, очень плотно взаимодействует со всеми основными конфессиями России. Мы в Бурятии очень гордимся своей религиозной толерантностью. Скажите, для вас это тоже так, или у вас иная точка зрения?
- Действительно, РПЦ имеет точки соприкосновения со всеми традиционными религиями в части основных общечеловеческих нравственных законов, которые, увы, сегодня нередко попираются.. То есть, мы легко находим общий язык. Я недавно встречался с уважаемым Хамбо-ламой Дагбой Аюшеевым. Мы с ним обговаривали многие вопросы и были совершенно едины во взглядах на многие социальные проблемы и общечеловеческие ценности.
Что же касается толерантности, то она, на мой взгляд, по-хорошему удивляет. Но мне не нравится само слово «толерантность». На мой взгляд, оно обозначает невмешательство в дела других до тех пор, пока не затронуты личные интересы. «Пока ты мне не мешаешь, я тебя терплю». Но ведь это фактически бездействие, особенно когда рядом творится беззаконие.
Я бы использовал слово «терпимость». И в Бурятии она присутствует в полной мере. Может быть где-то даже излишне.
Меня глубоко трогает, когда ко мне подходят местные жители, даже нехристиане, и обращаются с просьбой благословить. Это очень значимо.
Но почему я говорю об излишней терпимости. С нашей терпимостью мы допускаем появление здесь вредных тоталитарных сект. Но ведь у них совсем иная цель. Их цель запутать человека и сделать его психологически зависимым. Поэтому нам надо обозначать границы нашей терпимости. Терпимость должна быть осмысленной. Иначе это уже не терпимость, а бесхребетность. Мы должны сохранять свои традиции, свою культуру, свои нравственные основы, иначе их можно потерять. А Церковь говорит о том, что мы должны защищать свое Отечество, защищать свои ценности. И если придется – защищать всем миром.
- Раз уж речь зашла о защите своего отечества, то здесь Бурятия также занимает уникальное геополитическое положение. Мы – пограничная территория. И тема «китайской угрозы», «китайской экспансии» для нас не пустые слова. Что вы думаете на этот счет?
- Вы знаете, если мы будем продолжать жить так, как сейчас живем, с такой же беспечностью относясь к своей жизни, к своей семье, к своему здоровью, то нас и завоевывать-то не надо. Через некоторое время нас здесь просто не станет. Например, количество абортов у нас сохраняется на высоком уровне. А почему мы считаем, что имеем право убивать своих детей? Почему мы халатно относимся к воспитанию своих детей? Почему мало рожаем? Вы ведь знаете, что многодетные семьи – это одна из основ православной традиции, так же как и для традиционных буддистских семей.
Нам надо обратить внимание каждому на себя. Надо молиться, чтобы мы спохватились, задумались над тем, как мы живем и в каком направлении двигаемся. Что толку говорить о китайской угрозе, если мы сами для себя ничего не делаем.
- Ваше преосвященство, у Вас есть мечта?
- Это очень громкое слово. Но у меня есть большая, может быть даже грандиозная цель. На настоящий момент ее можно назвать и мечтой: чтобы церковная жизнь в Бурятии била ключом. Нужно поставить на ноги нашу молодую епархию, построить кафедральный собор, помочь людям обрести храмы в районах Бурятии. Такие задачи стоят на пути к осуществлению этой мечты.
- И в завершение, ваши пожелания порталу «Родное село».
- Порталу «Родное село» я желаю развития. Он и сейчас очень интересен. В нем, простите за использования сленга, можно «зависнуть» надолго. Я сам недавно провел там полтора часа, совершенно не заметив, как пролетело это время: цепочка за цепочкой, одна заметка за другой. Очень интересно читать материалы. Это уже наш общий сайт. Я бы сказал, что в море интернета портал «Родное село» - это капля позитива, это что-то очень свежее и чистое. А читателям портала я желаю помощи Божией во всех добрых делах!
Спец. корр. портала «Родное село» Мария Подгорбунская
Комментарии