Тимофей Петрович Лапухин: «Бывших земледелов не бывает»…
«Новый год – к весне поворот», – говорили на Руси. Бывший заместитель министра сельского хозяйства Республики Бурятия по растениеводству и механизации, д. с. н. Тимофей Петрович Лапухин знает об этом не понаслышке. Потомку первых казаков, пришедших на бурятскую землю, хорошо известно, что если сейчас, зимой, не позаботиться о севе – потом поздно будет. Заслуженный агроном Республики Бурятия, Тимофей Петрович Лапухин и на пенсии принимает активное участие в сельскохозяйственной жизни республики.
Об особенностях земледелия в Бурятии
- До Байкала – зона рискованного земледелия, а после – безнадежного земледелия. Работать на этой земле можно только в тесном сотрудничестве с наукой, - говорит Тимофей Петрович.
Об этом Лапухин в свое время не стеснялся лично сказать бывшему министру сельского хозяйства России Алексею Гордееву.
- То, что хорошо, скажем, в Новосибирске, совершенно не подходит у нас, - продолжает он в сердцах.
Бурятским сортам семян – да!
- У нас своя, особая система семеноводства. Семена селекционеров Бурятии позволяют собирать более высокий урожай. В прошлом году один сорт нашего БурНИИСХ дал на десять центнеров зерна больше! Десять дополнительных центнеров с гектара, понимаете?! Просто нужно обратить внимание на то, чтобы селекционные работы продолжались, чтобы институт пополнялся новыми кадрами! Нужно внедрять на полной площади посевы семян высших репродукций. Бурятские сорта семян применяют в Монголии. Но над обновлением семенного фонда нужно работать постоянно.
Время запасать удобрения.
Территория Бурятии состоит из сухой, сухо – степной и лесо – степной зон. Сухо – степная зона занимает целых 450 тысяч гектаров, притом, что всего пахотных земель в Бурятии не более 700 тысяч га. Содержание гумуса – плодородного слоя в почвах Бурятии невысокое - 1-1,5 % . Для сравнения, в Иркутской области содержание гумуса в почвах составляет 4%. Кажется, подумаешь - разница, а отличие в урожае серьезное. По мнению Лапухина, в бедной гумусом почве Бурятии, хорошо работают азотные удобрения. Как специалист, который всю жизнь работал над вопросом питания растений, Тимофей Петрович утверждает:
- Удобрения закупать сейчас – самое время. Потом они подорожают, и поля останутся голодными. Только для этого должна быть сформирована система применения удобрений. Нужно делать химический анализ почвы. Станция химизации должна работать четко – знать, где и когда ожидается саранча, где прошла яйцекладка и т.д.
«Поля выравнивают – хоть самолеты сажай»
В основном в Бурятии неполивное земледелие – богора. В этих условиях остро встает вопрос орошения удобрения почв. Есть исключения, конечно.
- Плодородие почв Кабанского района объясняется тем, что когда - то, миллионы лет назад, русло реки Селенги протекало именно там. Плодородный ил до сих пор способствуют повышению урожайности всего, что произрастает на кабанской земле.
В этой зоне, по мнению Тимофея Петровича, можно использовать безплужную обработку земли, что с успехом применяется ООО «БИН-Агро».
- Поля в этом хозяйстве выравнивают – хоть самолеты сажай, используют современную технику, оттого и результат – урожай хороший собрали. Валки были под два метра, я перешагнуть не мог, - рассказывает Тимофей Петрович.
Что на равнине хорошо, то в горах - смерть
По поводу необходимости перевооружения технического оснащения хозяйств, Лапухин с политикой, проводимой минсельхозпродом, полностью согласен. Только и тут нужен особый подход.
- Российская техника подчас очень затратная – солярку жжет, а производительность страдает, - говорит Тимофей Петрович. По этой причине, года четыре назад, Лапухин вместе с единомышленниками составили целое исследование о том, какая техника в Бурятии предпочтительнее.
- При подборе техники нужно руководствоваться зональной системой Бурятии, - говорит Тимофей Петрович.
Грубо говоря, что хорошо на равнине, совсем не подходит в горах.
Как сеять доброе вечно
Кажется, невелика наука – сеять. Но оттого, как зерно упало в почву, во многом зависит урожайность.
В свое время Лапухин с коллегами решили пойти на эксперимент и применить самостоятельно доработанные сеялки. В 1992 году колхоз «Искра» Мухоршибирского района применил сеялки, модернизированные с помощью местных специалистов.
- На Байкальском экономическом форуме в 2009 году я выступал все с тем же предложением внимательного отбора техники, как импортной, так и отечественной. Сеялки, в которых расстояние между рядами составляет 15 см, в наших условиях не подходят – сорняк растет и нужно дополнительно обрабатывать поле гербицидами. А вот при расстоянии в пять см – сорняки не растут.
Тимофей Петрович вспоминает, что в 60-е годы, в отсутствие удобрений, междурядья сеялки были величиной в семь сантиметров, но для надежности, землю обрабатывали перекрестно, и - сорняк не рос.
«Без субсидий деревне не подняться»
- Еще Маркс учил: стоимость вложенного труда в то, что произведено деревней и городом, должна быть соответствующей. Тогда и обмен между деревней и городом будет равноценным, - говорит Тимофей Петрович.
- Но если хлеб стоит 3 рубля, а солярка – 20 с лишним – о какой справедливости может идти речь? Без субсидий деревне не подняться. Еще Екатерина Великая, понимая это, на государственные деньги закупала зерно, чтобы в трудные годы продавать его крестьянам по более низкой цене, – говорит Лапухин.
Как один из старейших земледелов Бурятии, Тимофей Петрович считает, что имеет право на подобное мнение. Преодолеть суровую данность «зоны безнадежного земледелия» - задача, которую еще предстоит решить.
Источник: http://egov-buryatia.ru
Комментарии