Накануне празднования Сагаалгана делегация организаторов проекта «Родное село» во главе с председателем ассоциации фермеров Бурятии и руководителем исполкома БРО партии «Единая Россия» Баиром Бальжировым посетила Главу Буддистской Традиционной Сангхи России XXIV Пандита Хамбо-ламу Дамбу Аюшеева. Встреча прошла в удивительно теплой обстановке. Вопросы возрождения села, возвращения к истокам, развития Бурятии через приобщение людей к сельскому труду для Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева не просто слова. Уже много лет он возрождает национальные виды спорта, способствует развитию номадного животноводства, созданию перерабатывающих производств. Его заботят и вопросы экологии, и вопросы сохранения здоровья и, в целом, процветания, как Бурятии, так и России в целом.
Обо всем этом он с большим удовольствием поделился и с читателями нашего портала.
- Достопочтимый Хамбо-лама, что для вас лично значит село?
- Я сам родом из села. Я горжусь тем, что родился и вырос в маленьком селе, где было от силы 30 дворов. Люди, выросшие в сельской местности гораздо сильнее. И не только физически. Что отличает сельских жителей от городских? В селе невозможно выжить по принципу «каждый сам за себя». Здесь каждый помогает своему соседу, другу, и не ждет благодарности взамен. Это базовый принцип. По-другому здесь не выживешь. И именно это качество делает сельчан духовно сильнее. Моя мечта, чтобы наши сельчане получили возможность стать богаче и материально.
На фото: председатель Ассоциации "Фермеры Бурятии" Баир Гвибалович Бальжиров и XXIV Пандита Хамбо-лама Дамба Аюшеев
Есть две крайности – нищета и чрезмерное богатство. Нищему человеку тяжело жить – он должен каждый день унижаться, прося подаяния. Очень богатому человеку тоже непросто – он день и ночь думает, как сохранить свое богатство. Истина по-буддистски находится посредине, когда человек не нищенствует, и не излишествует. Тогда он имеет возможность жить гораздо более свободно. Так может жить только человек, живущий своим трудом, на своей земле. Человек - созидатель. Посмотрите в глаза созидателя – и вы поймете, что за ним – будущее.
- За счет чего должно развиваться наше село?
- Каждый экономист понимает, что мы живем в регионе, относящемся к зоне рискованного земледелия. Поэтому наиболее эффективным видом хозяйствование здесь было и остается номадное животноводство. Я считаю, что во главе этого животноводства должно быть овцеводство. Овцы – это единственные животные, которые не распространяют какие-либо заболевания, обычно переносимые домашним скотом или птицей. Это и экономически наиболее рентабельный вид деятельности. За пять-шесть лет с одной отары при правильном уходе вы можете получить две-три отары. Для тех местностей, где скотоводство является приоритетом, овцеводство должно стать основой экономического благосостояния. Независимо от национальности и вероисповедания.
До революции это понимали очень хорошо. Все наше казачество также держалось за счет овцеводства. Каждый казак, уходя на две недели на охрану государственной границы, брал с собой запас баранины. Поэтому в казачьих поселениях поголовье овец было в два раза выше, чем поголовье коров.
В советское время именно чабаны были наиболее почетной профессией в животноводстве. Овцеводство, как никакая другая сфера, давало республике героев труда, орденоносцев. Труд чабана всегда был в большом почете.
Я считаю, что в каждой сельской семье, там, где есть пастбища, должно быть минимум по 30 овец. Это экономическая база для самообеспечения. Семьи, у которых развиваются свои отары, никогда не будут голодать и нуждаться. Они смогут поставить на ноги своих детей, дать им достойное образование и доступ ко всем современным благам, к которым сегодня так все стремятся.
Сельский житель, уверенно стоящий на ногах, ни за что не променяет деревню на город. Он может раз в месяц приехать в город, приобщиться к городской культуре и… вернется домой. Городская среда – изначально агрессивна для человека.
- Хамбо-лама, Вы – инициатор создания социальных отар. Расскажите, в чем суть идеи?
На фото: овцы породы буубэй, СПК "Эрдэм" Курумканский район
Сегодня очень важно, чтобы человек с уверенностью смотрел в будущее. А для этого нужно создавать базу. Как в селе выживать семьям, у которых нет своего хозяйства? Как научить людей заново доверять друг другу? Как сделать так, чтобы люди снова начал общаться между собой, вернули традиции живого общения?
Социальные отары – это форма возвращения к коллективному хозяйству, но в современной интерпретации. Раздавая семьям, которые не имели овец, по 30 голов, мы поставили условие – все семьи, которые получили овец, а это, как правило, пять семей на деревню, должны объединиться и содержать их как одну большую отару. Это экономически и организационно намного эффективнее. И это же заставляет людей взаимодействовать, работать на общее благо, думать друг о друге, общаться друг с другом, и наконец, доверять друг другу.
Мы смогли это сделать благодаря финансовой поддержке г-на Дмитрия Медведева. Мы создали маточное стадо, из которого мы будем каждый год формировать социальные отары, и благодаря которым будем постепенно формировать базу для развития овцеводства в наших отдаленных селах.
- Недавно Вы организовали экспериментальный швейный цех при Иволгинском дацане. Как это связано с вашими идеями и проектами?
Наш следующий шаг – развитие системы переработки продукции овцеводства в каждой семье. В каждом селе. И это касается не только переработки мяса. Овца – животное, которое незаменимо для человека. Нам необходимо вспомнить все ремесла, связанные с переработкой шерсти, выделкой шкур, пошивом одежды. Мы должны заново учиться любить и уважать свои традиции, ценить труд ремесленников и мастериц. Недаром товары, произведенные вручную, по традиционным технологиям считаются самыми дорогими. Мы должны научиться производить их, прежде всего для себя. Тогда впоследствии все гости Бурятии смогут оценить это, и возникнет спрос на наши товары уже со стороны туристов и гостей.
На фото: руководитель швейного цеха Иволгинского дацана Алена Николаевна Хутурова
Поэтому мы организовали не просто швейный цех. Мы восстанавливаем традиционные технологии обработки и выделки шкур, их дубления и окрашивания. А уже из готовых шкур наши мастерицы шьют шапки, жилеты, тулупы, тапочки и другие незаменимые в доме сельского жителя предметы. Из овечьей шерсти мы шьем матрацы, одеяла, подушки. Но самое главное, что все эти технологии должны вернуться к людям, вернуться в наши села. Не может быть безработицы на селе. Бог дал человеку руки, которыми он может и должен созидать. Человек – творец от Бога. Он должен творить, созидать. И когда в наших селах вновь заработают кузнецы, чеканщики, плотники, каменщики, портные, пекари, тогда и возродится жизнь на селе!
- Вы разработали новый вид биотоплива. Расскажите об этом.
- Это не новый, это традиционный вид топлива, которым кочевые народы отапливали свои жилища. Называется он кизяк. Особенность кизяка в том, что его тепло, в отличие от тепла от других носителей, очень мягко, но в то же время глубоко прогревает организм человека. Мы говорим, что он греет кости. Европейцы с этой целью топят бани, сауны. А нашим предкам, живущим в простых юртах, этого было не нужно – наше топливо решало эту задачу каждый день. Поэтому у использования кизяка еще и мощнейший оздоравливающий эффект. А сегодня мы отрабатываем технологию, которая позволит животноводам полностью обеспечивать себя собственным биотопливом. Для производства биопеллет используется кизяк и опилки. После предварительной сушки и прессования формируются пеллеты наподобие древесных. Это очень легкий материал с высокой теплоотдачей. А главное, что сырье для такого топлива на селе находится буквально под ногами. Хорошая отара может полностью обеспечить сырьем свое село. Так мы решим и вопросы сохранения леса. Ведь рубить лес на дрова – это кощунство. Особенно в южных районах республики, где леса не так уж много.
На фото: биопеллеты из кизяка
- Вы занимаетесь возрождением национальных видов спорта, шахматами. Как это Вы связываете с развитием сел?
- Если в селах не будет крепких здоровых мужчин, то селу не подняться. Мы создали систему, при которой ребята соревнуются не один раз в год, на Сурхарбане, а проходят через множество соревнований разного уровня. В награду победители также получают от нас овец. Самые успешные спортсмены имеют уже довольно приличные стада по двести-триста голов и объединяются друг с другом, чтобы сохранить и приумножить свое хозяйство.
Шахматы – это наша особая гордость. Сегодня на чемпионатах по шахматам в Бурятии участвует по 600 человек! Это крупнейшие чемпионаты в стране! А в наши планах – чтобы шахматные школы были в каждом селе. Ведь тренировать нужно не только мышцы, но и гибкость ума.
- И в заключение, достопочтимый Хамбо-лама, что бы Вы хотели пожелать нашему порталу «Родное село», его пользователям, в канун празднования Сагаалгана?
- Для буддистов Сагаалган – это праздник победителей. Праздник тех, кто преодолел определенный отрезок своего пути и вступил на новый. Поэтому я желаю вам новых преодолений, новых побед. Я желаю, чтобы на своем пути вы оставались верны делу добра, человеколюбия и работали на благо Бурятии и России.
Мария Подгорбунская
Спец. корр. портала «Родное село»
Комментарии