Казачья «кровь с молоком»
Она движется стремительно и легко. Заразительно смеется, подставив лицо свежему ветру…
Буквально светится лучезарной энергией. Радуется жизни каждую минуту. Хорошо плавает, легко и красиво танцует.
И этой радостью, этим бесконечным наслаждением – просто жить, смотреть на небо и солнце, улыбаться людям – легко и щедро моя подруга делится с окружающими.
Дарить тепло души – что может ценнее, в каждом мгновении, в каждом прожитом дне?
Она старше меня на несколько лет. Но кажется, что моложе лет на двадцать. И хотя всевозможные проблемы тоже не обошли стороной, ее можно назвать успешной женщиной. Замужняя дочь живет в Англии, сын делает карьеру в Америке.
Чем же она привлекла меня, с первых минут нашего знакомства в приятной компании на Байкале? Да тем, что она по родословной бабушки, матери отца - из Желтуры!
Несмотря на то, что ее представили как заморскую гостью, о том, что она настоящая казачка, говорили ее открытый, дружелюбный нрав, темные глаза «с искрой», черные волосы, статная фигура. Ничего не скажешь – «кровь с молоком»! И еще – выразительный, «поставленный» голос, которым она пела старинные песни, чудом сохранившиеся в памяти из детства, проведенного рядом с бабушкой.
Она сразу же стала расспрашивать меня: «А ты знаешь, как красиво в Желтуре? Ты была там? Как туда попасть? А кто там живет сейчас? Моя любимая бабуля рано вышла замуж, и всю жизнь тосковала по своей родной Желтуре. Помню, как она с восторгом рассказывала, какие там чистые и быстрые реки, какие цветы, ягоды и грибы растут на ее родине, какие там поля, луга и сопки! И мне казалось, что Желтура - это непостижимый рай наяву. И уже на склоне лет бабушка просила меня съездить в Желтуру, поклониться земле, не забывать родину своих предков…»
Моя новая подруга просит меня съездить вместе с ней туда, в долину Джиды. Как здорово, что сохранились фотографии, сделанные автором этих строк в 2007 году.
Путешествие в прошлое
И вот за окном мелькают голубые сопки, тянутся солончаковые степи…
Так получилось, что мы прибываем в Желтуру ранним утром. На улицах – ни одной живой души. Церковь оказалась закрыта. И музей Рокоссовского – тоже. Мы проезжаем несколько раз из конца в конец живописной длинной улицы с красивыми и опрятными домами. Немного постояли, решив подождать случайных прохожих. Однако все было тщетно. Так прошел примерно час. Водитель не мог ждать нас и оставаться тут дольше.
Моя подруга говорит: «Думала, что никогда уже не попаду сюда! Давай зайдем в первую попавшуюся избу, спросим, помнят ли мою родню здесь хоть кто-нибудь?» Я отвечаю: «Конечно, можно. А ты знаешь, где жили родители твоей бабушки? И как девичья фамилия бабушки?» Она не может точно вспомнить. Ведь не была здесь ни разу…
Возвращаемся в Петропавловку. По дороге делаем снимок еще на старом «горбатом» мосту, на месте которого уже красуется новый.
Затем заезжаем в Сартул-Гэгэтуйский дацан. Подруга еле сдерживает слезы: «Раз не удалось поставить свечи в желтуринской церкви, давай заедем в дацан. Хочу помянуть всех моих родственников, хоть и не знаю их имен. Они дали мне жизнь. Не все ли равно, бог един. Эта земля – священная земля».
На том и ладим. Делаем «гороо», молимся за ушедших, за живых.
Моя спутница признается: «Ты не представляешь, как на сердце стало легко. Как будто груз спал с души. Но так хочу вернуться сюда обратно, летом, искупаться в речке, сходить в церковь, на старое кладбище - помянуть бабушку и ее предков. Зайти к кому-нибудь в гости, попить чаю, послушать песни, купить что-нибудь на память…»
Еще один снимок – в этом старинном дацане, который так понравился моей подруге.
По трассе, ведущей в Петропавловку, нам встречались, на земле и в небе – лошади с жеребятами, улетающие на юг журавли… Надо было видеть, как восхищалась этими и другими картинами подруга, удивляясь и радуясь, на первый взгляд, ничем не выдающимся сельским пейзажам…
Вопросы – без ответов?
И когда мы возвращались в Улан-Удэ, подруга спросила меня: «В Улан-Удэ продаются бурятские и семейские куколки, сувениры – они уже в моем чемодане. А почему нет таких же куколок-казачек и казаков, почему нет вообще ничего на казачью тему? Я бы купила и казачьи костюмы, и глиняную посуду, и плетеные корзинки – на подарки домашним и близким , и игрушечный кнутик – внуку… Хоть за какие деньги… Почему ни в Желтуре, ни в Петропавловке, ни в Улан-Удэ нет кафе, ресторанов с нашей, казачьей, кухней, из местных деликатесов, солений-варений? Где можно покататься на лошадях, испечь самим пироги в русской печке, попробовать мед рядом с пасекой, порыбачить, посидеть у костра, спеть песни, запечь картошку? Побывать на археологических раскопках, узнать, что это за камни кругом здесь, в степи? Почему нет туристических фирм, организующих казачьи праздники?..»
Но о том, что не все безнадежно, говорили целых три пышных каравая, ароматная выпечка, купленные нами в уличном киоске в Петропавловке. Видели бы, с каким трепетом их упаковала спутница, чтоб сесть с этим драгоценным грузом в утренний московский самолет!..
Кто же ответит на эти вопросы, заданные наследницей желтуринского казачьего рода еще в 2007 году?
Новая команда районной администрации вполне может раскрутить долину Джиды как популярное туристическое место, с богатой историей, со славными народными традициями. Используя современные интернет-ресурсы, причем бесплатные и общедоступные. Привлекая богатый талантами народ Джиды. Обратившись к выходцам из долины – тем, кто хочет сохранить память о живших здесь предках, а значит – о самих себе…
Я так надеюсь, что моя подруга все-таки сможет приехать в Желтуру и внести свой пусть скромный, но все же искренний вклад в процветание благословенной джидинской земли.
Источник: http://dzhida.com
Комментарии