Известный российский скульптор Даши (Дашинима) Намдаков, чьи работы уже прочно вошли в мировое наследие, стал инициатором строительства Цогчен-дугана (главного храма в буддийском храмовом комплексе) родного Чесанского дацана.
Идея витала в воздухе 20 лет
После возрождения дацана в июле 1991 года, когда решением Кижингинского исполкома за подписью председателя исполкома Даши Суворова было разрешено восстановление Чесанского дацана, первым делом было построено здание Сахюусан-дугана, где стали проводиться утренние службы, посвящённые защитнику Учения Будды – Лхамо-Сахюусану, а также и все остальные молебны и хуралы. Естественно, небольшое по размерам здание Сахюусан-дугана не позволяло вместить всех желающих, особенно во время крупных буддийских хуралов, но выбирать не приходилось.
Идея строительства главного дугана – Цогчен-дугана витала в воздухе на протяжении двадцати с лишним лет, с тех пор, как второй по счёту шэрээтэ лама Чесанского дацана постсоветской эпохи Цыдендамба Базаров вбил колышек на месте строительства Цогчен-дугана. Все настоятели дацана эпохи возрождения неоднократно пытались сдвинуть дело с мёртвой точки, но дальше одного желания дело не доходило – всё упиралось в деньги.
Оно двинулось после того как, весной прошлого года у нынешнего шэрээтэ ламы Жаргала Баирова состоялся разговор с Дашинимой Намдаковым, который является жиндаком (верующим мирянином – будд.) Чесанского дацана, как по отцовской линии (отец Балжан родом из села Ухэриг Забайкальского края), так и по материнской линии (мать Буда-Ханда родом из села Загустай Кижингинского района) – оба села входят в приход Чесанского дацана.
- Прошлой весной в Чесанский дацан приехала старшая сестра Дашинимы Намдакова - Санжидма, которая попросила нас помолиться за благополучие своих родных и близких на святом для их рода месте «Зун Хулурикта», расположенном в верховьях реки Кодун, - рассказывает Жаргал-шэрээтэ. – Мы съездили туда, провели необходимые ритуалы и по возвращении в дацан сестре неожиданно позвонил брат Дашинима. «Где вы находитесь, абгай (сестра – бур.)? У меня в душе стало как-то беспокойно», - сказал он старшей сестре. Та в свою очередь рассказала о том, что была совершена поездка на родовое место, где помолились за род, в том числе пожелав благополучия в жизни и для него, и что она собирается выезжать из Чесанского дацана.
Услышав это, Дашинима попросил передать трубку мне и тут же предложил создать план действий на предстоящий 2013-й год, где он обязательно поможет нам в любом деле. А план у нас был один – начать как можно скорее строительство Цогчен-дугана, так как проект по нему на тот момент уже готовила архитектор Кижингинского района Должидма Жигжитова. Я сообщил ему об этом. Он тут же положительно откликнулся по этому поводу, предложив согласовать все вопросы по его приезду на родину, которую он планировал осуществить в летнее время.
Дуган не должен быть меньше прежнего
Встреча с Дашинимой Намдаковым сстоялась на мероприятии в его родном селе Ухэриг, где ламами Сангхи России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым были освящены три Субургана, посвящённые местным ламам – выходцам этого славного села. Там мы познакомили Дашиниму и его супругу Татьяну с эскизным проектом Цогчен-дугана. Ознакомившись с ним, он пожелал посетить Чесанский дацан и на месте обсудить вопрос строительства главного буддийского храма дацана.
11-го августа состоялось первое координационное заседание по строительству Цогчен-дугана Чесанского дацана, в котором приняли участие ламы Чесанского дацана, руководство Кижингинского района, местные бизнесмены, активисты местной буддийской общины. Приехал и Дашинима Намдаков с супругой. В ходе заседания были подняты самые разные вопросы: Стоит ли в будущем году начинать строительство Цогчен-дугана или перенести его на более поздние сроки? Каковы должны быть его размеры?
Начались споры, некоторые люди даже поставили проект под сомнение. Стоит ли строить такой большой дуган, ведь его содержание обойдётся в копеечку? Будет ли он востребован? – вопросили они. Тут своё слово сказали ламы Чесанского дацана, которые доказали состоятельность строительства Цогчен-дугана, приведя в качестве аргумента слова Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева.
- Построенный Цогчен-дуган меньшего размера, чем предыдущий, не принесёт того счастья, что мог бы, так как теряется взаимосвязь с прошлым. И для того, чтобы избежать этого, нужно либо оставлять прежние размеры, либо увеличивать их, - сказал он как-то.
Только после этого все собравшиеся согласились с проектом и стали обсуждать ход его строительства. Проект включает в себя строительство трехэтажного Цогчен-дугана высотой в 16 метров, размером 20х19 метров, первый этаж будет кирпичным. В свою очередь, Дашинима Намдаков пообещал оказать существенную помощь в стройке, и что первые средства поступят на счёт уже весной текущего года, пожелав, чтобы местные буддисты проявили инициативу и дали начало строительству.
Не теряя времени, миряне Чесанского дацана стали активно включаться в работу. Уже осенью стали закупаться кирпич и другие стройматериалы, готовиться проектно-сметная документация. Двадцать поддонов кирпича и персональный компьютер передали родному дацану Соржо лама дацана «Хамбын Сумэ» на Верхней Берёзовке Гыван Базаров и лама Жалсан Николаев, хранитель Нетленного тела XII Пандито Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова, 50 тысяч рублей внёс и известный борец Вандан Базаров, а также другие миряне, не пожелавшие остаться в стороне от столь благого дела. Всего на сегодняшний день собрано около трети от всего необходимого кирпича, а львиную долю из требующегося цемента пообещал поднести дацану житель Загустая Дондок Цыбжитов.
Уже весной этого года в Чесанском дацане планируется начать работы по возведению нулевого цикла. К тому времени начнут поступать средства и Дашинимы Намдакова, ставшего инициатором строительства родного храма.
Чесанский дацан был основан в 1827 году. Построенное мирянами под руководством местного главы Сагаанай, здание Чесанского дацана было освящено в 1828 году. В 1831 году построены 8 Сумэ: Хурдын Сумэ, Майдариин, Гунригай, Дэмчогай, Арьяабаалын, Очирвааниин, Отошын, Табан Хаанай.
В 1841 году штат Чесанского дацана состоял из 29 лам.
В 1874-75 гг. было построено новое трехэтажное здание дацана на каменном фундаменте.
К приходу дацана относились роды Сагаанай, Хубдууд, Батанай, Хальбан, Харгана и другие.
Граница прихода простиралась с запада, с устья реки Шинтай, по рекам Кодун, Могсохон, хребту Хуурай, реке Жепхэген на юг до реки Садна охватывала местности Дээдэ Худан гол, Чисаана Дээдэ Хёлго, Могсохон, Тарабхай, Зуун Жэбхэген,Чулуута, Заха, Домдондо, Yлзытэ, Хуурай, Хунды, Ехэ Хунды, Тогуй, Хуреэтэ, Сараантай, Хагдануур, Харьяа, Соорэм, Хульхисоон, Больтируу, Могзон.
При Чесанском дацане имелись 5 дуганов: Чойры (двухэтажный дуган, где проводились философские диспуты), Жудэй, Сахюусанай, Домой, Диваажанай. В них служили 12 утверждённых лам.
В самые лучшие годы в штате Чесанского дацана было свыше 600 лам: ламы-философы, ламы-врачеватели, ламы-астрологи и т.д.
Постановлением №7 от 31 июля 1938 года президиума Верховного Совета БМАССР Чесанский дацан был ликвидирован, многие ламы расстреляны или сосланы, всё имущество разрушено.
Два Чесанских дацана были разобраны и перевезены в соседнее село Михайловку, где было построено здание средней школы.
В большом красивом здании Жуд дугана открыли клуб, библиотеку, общежитие для механизаторов.
Дома бывших лам были отданы работникам МТС. Бесценные святые книги использовались механизаторами вместо тряпок для чистки механизмов тракторов.
В середине 70-х годов последний дуган Чесанского дацана был разобран и пущен на дрова.
Торжественное освящение нового дацана состоялось 29 июля 1991 года. Первым настоятелем вновь возрожденного Чесанского дацана был лама Дашинима Содномдоржиев (ныне Дид Хамбо лама Сангхи России).
С 1993 по 2004 год настоятелем служил Цыдендамба Базаров.
С 2004 года настоятелем является лама Жаргал Дашиевич Баиров.
Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, Забайкальский край. Полное имя — Дашинима. Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.
Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.
По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств, рисовал буддийские танка.
Буддизм нашёл глубокое отражение в творчестве Даши. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником.
- До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал: «У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошёл в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твоё больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине, - говорит Намдаков.
Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. Путина («Стихия»), М. Шаймиева («Всадник»), Ю. Лужкова, Р. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), в частных собраниях в России, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шрёдер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне в 2012 году установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. В 2012 году в Иволгинском дацане установлена скульптура «Маленький Будда».
Источник: http://kizhinga.ru
Комментарии