Село Читкан одно из старинных сел Баргузинского района. Село Читкан является административным центром муниципального образования «сельское поселение Читканское». Интересна судьба нашего села. Так как мы учимся в 4 классе и живем в селе Читкан нам очень интересно узнать все о своем селе. Мы поставили цель: продолжить знакомство с историей села. Почему оно так называется? Его достопримечательностями и названиями улиц, подготовить презентацию.
Мы собирали историческую информацию, беседовали со старожилами села Шелковниковым А.Е., Максимовой А.Г., с главой сельской администрации Прокушевой Т.А. Собирали фотографии, газетные публикации, сканировали их, ходили на экскурсии по селу, посетили нашу церковь.
Почему мое село так называется?
Наше село появилось очень давно. Коренные жители охотники-тунгусы подсказали русским, которые жили рядом и не знали охотничьи места: "Тут богатые озерки есть рядом с Кулутаем, там читкан водится. За один вечер можно набить читканов – на много месяцев хватит". Отвели они русских к тому месту, где читканы. Русские посмотрели на то место и спрашивают тунгусов:
- "А где же читканы?"
-"Вот они", - ответили тунгусы и показали на стаи уток, чирков и другой мелкой водяной птицы.
С тех пор русские прозвали те места, где они били птицу Читканом. Так за деревней это название и осталось (Л.Е. Элиасов "Байкальские придания". Бурятское книжное издательство. Г. Улан – Удэ, 1966.)
"Колотушники"
Село имеет давние боевые традиции. Читканцы активно участвовали в борьбе за установление Советской власти. В этот период в селе образовалась группа людей-грабителей, поджигателей, которые убивали, грабили, непослушных – тех, кто им не подчинялся.
Жители устали терпеть все это и собрали сход, где решили наказать эту группу – устроили им самосуд. Поймали их, привели на площадь к церкви и стали бить их колотушками (большой молоток сделанный из дерева). Забили их до смерти, но один еще был жив. Его жители застрелили. Похоронили их не на кладбище, а за ним, так как грабители не заслужили лучшего за свое отношение к сельчанам. (со слов Шелковникова А.Е.)
Христо – Рождественская церковь – главная ценность Читкана.
Наша церковь строилась в XVIII веке, в 1829 году под руководством священников Петра Саватеева и Петра Кузнецова. Закончили строительство через 10 лет. Она была очень красивая, ворота железные – кованные, купола блестящие, пять колоколов, позолоченные кресты, вход в неё был с центральной улицы (Большой). В 1936 году решили снять кресты. Нашли двух человек – это были Малыгин Марк Степанович и Богатых Ефрем. Они и стреляли в кресты, залазили на них и с большим трудом сняли.
Шелковников А.Е.: "Я был маленьким еще, но помню как мама отправляла меня в церковь смотреть на это зрелище. Она была религиозная, сильно переживала и говорила: "Чем кресты-то им помешали?!".
Улицы нашего села (старые и новые названия).
Раньше в нашем селе было шесть улиц и назывались они очень интересно, до 1964 года, а потом их переименовали:
Улица Заречная – называлась Малый Читкан, потому что там жило мало народа, а еще потому что перед ней течет река Читканчик.
Улица Профсоюзная – называлась Первой Главной улицей, а еще Большой, потому что на ней находились главные строения: школа, церковь. А потом ее переименовали в Профсоюзную, так как в то время там жили руководители села, лидеры профсоюза. Сейчас на этой улице находятся магазины, детский сад, Дом культуры, почта, Администрация сельского поселения, фельдшерский пункт, БПНИ (Баргузинский психоневрологический интернат) – где живут люди – инвалиды, которые нуждаются в помощи и много доброго делается для них.
Улица Школьная – раньше называлась "Теребиловкой", сейчас так называется потому что на ней находится школа, в которой мы учимся.
Улица Производственная – раньше называлась "Поперечная", потому что находилась поперек Читкана, а потом стала Производственной, потому что на ней находилось много "производств" – молочно-товарная ферма, свиноферма, откормочный гурт. Доярки, скотники-пастухи в основном жили на ней. Но это было в то время, когда в нашем селе существовал совхоз "Читканский".
Улица Коммунаров – называлась "Полевой", так как находилась рядом с полем. А почему стала Коммунаров? Потому что в 1920 году в нашем селе была образована первая коммуна "Маяк". Коммуна – это общее хозяйство, общая земля, общий урожай. Работали в коммуне все сообща, вместе. "В коммуну сначала залезла голь перекатная, те у кого ни двора ни кола. А результаты работы отмечались на красных и черных досках. На красные доски вносили фамилии тех кто хорошо работал, а в черную доску тех плохо работал" (статья из Баргузинской правды 1987 г. "Коммунары с улицы Коммунаров". Автор Ц. Тогонов). Именно на этой улице жили первые коммунары. А вот чуть-чуть в сторону от улицы Коммунаров, подальше от Читкана находилась улица "Камчатка". Называлась она так, наверное, потому, что находилась в отдалении от Читкана. Сейчас ее нет.
Улица Молодежная – самая молодая. Селились в дома на этой улице молодые специалисты совхоза, оттого она так называется.
Выполняя эту исследовательскую работу, мы узнали очень много интересного о своем селе и его достопримечательностях, о названиях улиц благодаря нашим старожилам. С каждым годом их остается все меньше и меньше, мы не должны забывать свою малую родину, а наоборот больше и больше узнавать о ней и делится историей села с другими.
Материалы, которые мы собрали, будут представлены учащимся нашей школы. А мы будем продолжать исследовать историю нашего старинного села Читкан, изучать историю памятников, историю совхоза «Читканский», продолжать встречи с ветеранами войны и труда.
Ведь Баргузинский край исторический – это очень интересно.
Литература
1. Л.Е. Элиасов "Байкальские предания". Бурятское книжное издательство. Г. Улан-Удэ, 1966.
2. Газета "Баргузинская правда" №132 – 133. 1987 г.
Источник: http://selorodnoe.ru
Комментарии