Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Ярикто

13 мая 2013

Улус Ярикто примечателен среди всех сел, улусов Баргузинской долины тем, что после переселения бурят в 1741 году из Верхоленского уезда Иркутской губернии является первым местом заселения и обживания всей  долины, а местность «Яаригтын долон нараhан»  в переводе «Семь сосен Ярикто» - святейшим местом, т.к. именно на этом месте был проведен первый шаманский молебен для процветания на этой земле всех родов баргузинских бурят.

Ярикто- малая родина многих знаменитых в республике людей. Яриктинцы гордятся, что родом из этих мест Элбэк-Доржи Ринчино, известный деятель бурят-монгольского  национально-освободительного движения, Гуржап Очиров – легендарный командир партизанского отряда на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны, кавалер 4 орденов боевого Красного Знамени, орденов Ленина и Красной Звезды,  Народные артисты  Бурятии Саян Раднаев и Гуржап Эрдыниев, Председатель Конституционного Суда Бурятии Капитон Будаев и чемпионка мира по марафону Наталья Соломинская  и многие другие.

Где страна Баргуджин-Тукум?

Уж не здесь ли, где синие скалы,

Где ржавеющих лиственниц шум,

И где реки несутся к Байкалу?...

Знакомьтесь мое родное село Ярикто, Баргузинского района, у каждого человека должна быть малая родина – тоонто. Это место, где ты чувствуешь неразрывную связь с окружающей природой, с людьми, родственными по крови, где покоятся твои предки. И все родное, знакомое с детства, где бы ни жили, мы всегда возвращаемся на свою малую родину.

Нельзя забывать свою малую родину, нужно почитать хозяев местности, обращать к ним слова благодарности, ни в коем случае не досаждать мелочными просьбами, а просить мира и благоденствия всем живым существам. И тогда все ваши пожелания будут сбываться»,- так наставлял мой дедушка. Свою любовь к прекрасной баргузинской земле дедушка сумел передать своим детям и внукам. И это очень важно в наше непростое время, когда люди оторваны от своих корней, живя в больших городах, лишены единения с природой, сопричастности к судьбе своей земли. И поэтому я хочу рассказать о прекрасной родине моих предков всё, что узнала из книг, преданий и рассказов людей. В «Баргузинских летописях» говорится, что к приходу бурят с верховьев Лены в 1740 году под предводительством Андрея Шебшеева в долине жили эвенки и баргутские племена.

Баргуты вскоре покинули долину, и ушли во внутреннюю Монголию. По версии одной из легенд, бытующих среди местного населения, раньше в долине не росли берёзы. И когда с запада начали наступать берёзовые рощи, баргутский шаман предсказал скорый приход на эту землю другого, неведомого им русского народа. Баргуты, боясь притеснений, решили откочевать. В летописях сказано: «В устных преданиях рассказывается, что здесь обитал земледельческий народ. Вплоть до настоящего времени существуют ясные следы распаханной земли и оросительных канав, проведенных из горных речек и ручьев, сделанных этим народом. В документальной повести «Баргуджин-Тукум» Николай Дамдинов, рассказывая об истории переселения бурят в Баргузинскую долину, говорит следующее: «Андрей Шебшеев привел соплеменников в урочище Яарикто. Оно находилось в километрах сорока к востоку от города Баргузина, на правой стороне реки Баргузин.

Священные сосны высились на пригорке. Одна старая сосна - видно от бури - повалилась, ещё одна сосна была поражена молнией. Осталось пять сосен. Зато на пригорке появилось несколько молодых сосенок. Буряты выбрали день, и с раннего утра до вечера молились у Священных сосен местным духам, брызгали архи. Принесены были в жертву бараны и пегий бык... ». Таким образом, около 100 семей, принадлежащих родам: ӥэнгэлдэр,буура, шоно, сэгээнїїд,абзай, баяндай обосновались в этих местах.

Ярикто – это небольшая деревушка, дома которой стоят по обе стороны тракта «Улан-Удэ - Курумкан». В 50-е годы она была центральной усадьбой колхоза имени Сталина. Тогда здесь работала больница, были свой клуб, аптека, библиотека. А в глубине леса, на небольшой поляне размещалась Нурская начальная школа. Тогда Ярикто славилось своей единственной, самой длинной улицей, протяжённостью почти в 3 километра. После укрупнения колхозов центр был перенесён в Улюн, и деревня постепенно опустела…

Сейчас моя деревня возрождается, много молодых семей, строится много новых домов. И это очень радует. По древней традиции каждого рода, надо почитать, и поклонятся духам предков.  Мы знали, что Ярикто – чудесное место на Земле. И ничуть не удивились, когда именно в Унигане, появилось настоящее чудо. Оно потрясло своей загадочностью самых неверующих людей. На склоне таёжного хребта за селом Ярикто на большом,  валуне проступило изображение танцующей богини Янжимы. Свидетелями уникального события стали ламы традиционной буддийской Сангхи во главе с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Нерукотворный лик был обнаружен в мае 2006 года, когда ламы искали место для строительства нового дацана. Хамбо-лама Дамба Аюшеев часто повторяет, что случайностей в буддизме не бывает.

И место явления богини не было случайным. За 4 года до этого здесь в расщелине скалы дровосеками была найдена ритуальная пирамидка с изображением тысячи Будд. Обретённая реликвия указывала на особое значение этого места. Появился ли лик в тот день или был просто чудесным образом сокрыт от людских глаз – сказать невозможно. Но не вызывает сомнения лишь то, что сейчас его наблюдать может каждый. Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII века земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась "Баргуджин Тукум" – Край света. По легенде мать Чингисхана, Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков.

Местные жители, хоть и были шокированы новостью, восприняли её как нечто ожидаемое и закономерное. Издревле они знали о святости этого места, знали также, что хозяйкой здесь является Небесная женщина. Из поколения в поколение передаются легенды о том, что её видели в разных обличиях: молодой девушки, старухи, женщины с ребёнком. Кроме того, находка ритуальной пирамидки была трактована ламами однозначно: однажды тысяча Будд спустится именно на это место. Богиня Янжима очень известна у нас в Бурятии. Есть одна любопытная легенда про неё: «Индийское имя богини Янжимы Сатисвати. В глубокой древности в Индии, наряду с Гангом, была почитаема река Сатисвати. Когда же наступило время бездуховности, река ушла под землю и до сих пор течёт именно там. Но, когда люди снова уверуют, то река вернётся на поверхность земли».  

А тем временем каждую весну, в мае верующие со всех концов земли собираются на молебны, которые проводятся у Бархан-уулы и богини Янжимы. Не иссякает поток желающих увидеть божество и в другое время. Как говорят местные жители, каждый видит её по-разному: кто-то танцующей, кто-то играющей на лютне, кто-то с ребёнком на руках. Но каждый, увидевший богиню, испытывает, ни с чем несравнимое удовлетворение. Я же её увидела в первый раз в красивой короне, танцующей.  Осенью 2009 года недалеко от богини Янжимы из-под земли забил родник-аршан.

Прекрасен наш родной край! Мое родное село, и я хочу, чтоб оно жило и приумножало свое богатство.  Знать, понимать и ценить его красоту, беречь и приумножать его богатства должны мы. Всех приглашаем к нам в гости, посетить мое родное село, побывать на святой земле и поклонится богине Янжиме.

Источник: http://selorodnoe.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 9663

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -