Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Мухоршибирь

16 апреля 2013

Отечество начинается с малой родины, а малая родина - с дома,  в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села в котором ты родился и вырос." Ты помни мира не узнаешь не зная  края своего" - это неоспоримая истина, которую знает каждый.Название села Мухоршибирь произошло от слов "Мухор"(тупик, конец, край) и "Шебер" (чаща, густой лес, лесная глуш).

26 сентября 2012 г. Мухоршибирскому району исполнилось 85 лет.

Что ж, возраст довольно солидный. Но, конечно же, история самой Мухоршибири, началась не с сентября (1927 г.) постановлением ВЦИК, а гораздо раньше.  Достаточно сказать, что только русские живут на этой, может быть, и не слишком ласковой, но давно ставшей для них родной земле вот уже почти три полных века: о коренных же ее обитателях - бурятах вовсе нечего говорить.

Время их обитания здесь  теряется в глуби веков. Только в письменных источниках само племенное имя "бурят" встречается уже с 1207г., когда воины Чингисхана вторглись в страну "лесных народов" и, покорив их, на долгие годы сделали своими данниками.

В историко-литературном памятнике 1240 г. "Сокровенное сказание монголов" можно прочесть о том, что старший сын грозного "потрясателя Вселенной" Чжочи (Джучи) был послан с войском Правой руки к "лесным народам" и, подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов... поступил к тумен-киргизам. В этом же древнем сказании упоминаются и хори-туматы, которые были предками наших тугнуйских бурят.

Известно, что основательница рода самого Чингисхана происходила  из племени именно хори-туматов. Звали ее Алаа-гоа (в бурятских легендах-  Элэнгууба), а родителями ее были: мать - Баргучжнн-гоа, отец -Хорилартай- мэргэн. Об этом говорится не только в устных преданиях, но и в "Сокровенном сказании монголов".

Сам Чингисхан воевал с хори-туматами и покорил их. Об этом рассказывает, в частности предание, записанное писателем и фольклористом И.Е. Тугутовым от жительницы улуса Галтай Соли Цыремпиловой: «В старину бурятской землей управляла Бодхоохон-хатан по прозвищу Толстая-Тарган. Она жила в Тугнуйской долине. При ней буряты поссорились с Чингисханом. Один из подданных Бодхоохон-хатан убил при стычке лучшего богатыря Чингисхана.

В это же время монгол Милхэрэк отбил у Чингисхана жену и убежал с ней в Тугнуйскую долину под власть Бодхоохон-хатун. Тогда Чингисхан рассердился на Милхэрэка и пошел войной на землю бурят. Он настиг Милхэрэка на берегу реки Хилок, там, где кончается долина Тугнуя.  Говорят, что подданные Тарган Бодхоохон-хатун похоронили кости Мялхэоэка на берегу Хилка.

Таково дошедшее до нас предание. В самом же Сокровенном сказании монголов о войне Чингисхана с хори-туматами говорится несколько иначе: "Вороху  же был послан против хори-туматского племени. Хори-туматами правила, по смерти со всего мужа Дайдухул-Сохора, Ботохой-толстая. Достигнув их пределов, Борохул-нойон с тремя людьми пошел вперед своего войска.

Когда он поздно ночью пробирался по необозримо трудной лесной тропинке, туматские дозорные в тылу у него устроили засаду на этой самой тропе, захватили его и убили. Узнав об убийстве Борохула, Чингисхан очень разгневался и стал сам собираться в поход на туматов. Насилу его отговорили Боорчу с Мухалием. Тогда он послал  дорбетского Добро-Докшина и наказал ему: «В строгости держи войско и попробуй, молясь Вечному Небу, покорить туматское племя..».

Тут же у Вотохой-толстой, в плену у туматов находились и Хорчи-нойон с Худха-беки. Борьбе хори-туматов во главе с Ботохой с  монгольскими завоевателями посвящен ряд глав исторического романа  нашего знаменитого земляка Исая Калашникова "Жестокий век".

Но ведь до предков бурят здесь тоже "кипела" жизнь! Как показывают  археологические раскопки, все Забайкалье было заселено первобытными племенами еще в древнекаменном веке, когда тут бродили стада мамонтов и шерстистых носорогов, останки которых порой удавалось находить на территории нашего района в частности, у села Мухоршибирь. Тысячи лет эти племена занимались охотой и рыболовством,  зная разве лишь зачатки скотоводства и земледелия.

В основном это были далекие предки некогда обитавших в здешних лесах, лесостепях эвенков.
Многие из них во  2 веке до н э. были подчинены военноплеменному  союзу  гуннов (хуннов), создавшим первое государство степных скотоводческих племен. Следы пребывания гуннов остались и на территории нашего района. К   ним относится, например, курган-керексур неподалеку от села  Подлопатки.

При раскопках этого кургана, кроме так называемой плиточной могилы какого-то неведомого нам  гунна, археологами было    обнаружено    большое    количество    осколков    керамики,    кости жертвенных животных и различные предметы: нож, три серпа (занимались  земледелием), шило, кольца- все это изготовлено из железа, а также         предметы         из         бронзы: пуговицы,         застежки         для ремней,  игольник, литой бубенец и прочее.

Подобный   комплекс  разновременных  захоронений  обнаружен  и   в местности Баин-Хара - недалеко от ела Тушуй.
 
На смену гуннам во 2 веке  н.э. пришли племена сяньби, которых впоследствии сменило  объединение воинственных коренных племен под    общим названием - жужане. Их государство, в свою очередь, уничтожили тюрки, которым  даже катайцы  платили ежегодную дань.

Считается; что эти тюрки были предками современных якутов. Но в 8 веке тюркский каганат сменило уйгурское ханство, а уйгуров еще через сто лет вытеснили предки хакасов - кыргызы.

Правда, вскоре они ушли на свою родину, на Енисей, и в дальнейшем  в лесах и степях Забайкалья жили разные тюрко - и монголоязычные племена, которые в начале 12 века, как уже было сказано выше, подмял под свою тяжкую руку  самый,  пожалуй,  кровавый   в   истории   человечества завоеватель - Чингисхан.

Войска монголов вскоре отправились покорять другие земли и народы - -к  "последнему морю", здесь остались их Дагники (баргуты, буряты, хори – туматы, булагачины, тумэты, ойроты и др.), из ряда которых со временем и образовался единый народ с общим именем, языком и культурой - буряты.

Но  даже в середине 19 века не всякий хоринец звал себя "бурлтод", считая что имя не национальное, а просто навязанное народу хори русскими-по имени отдельного племени "буряты".

Проникновение русских в «братские земли» и последующее добровольное вхождение бурят в состав Российского государства (официально с июля 1658 г.)- после передачи подданными хоринского князца Турухая Табуна клятвенных грамот «белому царю» ускорили неизбежную ломку культурно-языковых преград и создали благоприятную возможность для сближения разных территориально-этнических групп бурят.

Особенно способствовало этому, конечно, установление твердых российских границ с Китаем и Монголией. В результате буряты оказались во многом обособленными от остального монгольского мира и волей-неволей были вовлечены в совершенно новые хозяйственно-экономические и социально-культурные отношения как меж собой,  так и с русскими поселенцами. Правда,  процесс этот был медленным и далеко не во всем успешным и мирным.

Тем более среди восточных бурят, ведь они были данниками монгольских ханов, и это обстоятельство не раз приводило к острому соперничеству между этими ханами и русским атаманами за обладание краем.  Причем какая-то часть бурят стояла      за прежних хозяев.

Другие во всем помогали русским,    а    третьи    предпочитали    стоять    в    стороне    и    просто перекочевали,  где все было спокойно.
 
По бытующему  издавна преданию известно, что  семья какого-то Бурдуковского была  основателем нынешнего села Хонхолой.

В документах утверждается, что Хонхолой был основан действительно в начале 18 века выходцами из западных российских губерний. Правда, фамилии этих выходцев сейчас, видимо, уже не установить, если, конечно, не сыщутся какие новые архивные материалы того времени.
 
Впрочем, был ли Хонхолой самым первым русским поселением на Мухоршибирской земле, сейчас трудно сказать.

Так, данные правительственной комиссии по обследованию землепользования в Забайкалье (так называемая Куломзинская коммисия) говорят, например, о том, что таким селом следует считать Старый Заган — вначале просто Заган, который якобы был основан его первыми жителями еще в 1698 году.

Смущает в этих данных лишь то, что Куломзинская комиссия работала здесь уже в конце прошлого века и   в своих изысканиях основывалась в основном  не на исторических документах, а «по памяти населения».
 
А что говорят документы о других наших селах? Очень немного.
 
Но все-таки кое-что имеется и на сей счет, не без этого.

Так, путешествовавший с научной целью в начале 30-х годов 18-века как раз по этим местам академик Г.Ф. Миллер в своих путевых записях упоминает, к примеру, «урочище Мухоршибирь-речки», где в то время уже была построена однодворка служилого человека по имени Игнатий Завялов. Именно от этой одинокой однодворки и пошло расти село Мухоршибирь — впоследствии волостной, а теперь наш районный центр.

В этих же записях Миллера можно также встретить «урочище Заган-речки», где к тому времени жил селенгинский служитель человек Софон Баландин и имелось уже 6 дворов. Это, конечно, нынешний Старый Заган. А за 15 верст от «деревни» Игнатия Завялова по речке Сухаре  (правда, Миллер знал только ее бурятское название — Цулхара) находилась, по записям академика, двухдворка селенгинского  посадского человека Алексея Чулкова — основателя села Шаралдай.

К этому же периоду времени следует, видимо, отнести так же основание села Никольск. По крайней мере, так можно понять из записанного профессором В.Ц. Найдаковым предания, которое было рассказано ему в свое время жителем с. Хонхолой Василистом Леонтьевичем Крыловым (1888 г. рождения): «Тут была тайга непроходимая, место дикое.

Людей сюда ссылали, в наказание, значит первыми сосланными здесь Запольские были (видимо, те самые выходцы из западных губерний, о которых говорилось выше, — Авт.). А раньше, здесь баргуты жили. Вон там, на горе, когда пахали, находили стрелки железные, божков разных..- а тут тайга дикая. И сейчас по калтусу пней много. Бродяги повсюду бегали, в Расею, значит, пробирались. Потом стали расчищать.

Я не большой был, лет 6, отец сказывал: шесть человек на поселение пришли, распределили их по два: в Никольское, Хонхолой и Хараус. Одна изба была, говорил отец, я не помню, кто в ней жил (не Бурдуковские ли ?—  Авт.). Когда первые строились, даже пилы никакой не было, топорами рубили избы». И по сей день есть круглые потолки, из целых бревен.
 
«Тугнуйские столбы».

Облик ландшафта, в основном, формируется процессами двух видов: эндогенными (внутренними) и экзогенными (внешними). От первых зависит поднятие, опускание, деформация земной коры, ее разломы, смещения. В этом понимании  часть хребта  Цаган-Дабан представляет собой царство Палеозойских (3 00-500 млн. лет назад) гранитоидов, слагающих остов хребта, и прилегающие к ним с юга более  молодые Мезозойские (100 млн.

лет назад) образования (базальты, кремнистые бречки). Именно Мезозойской эпохе обязаны мы современному облику ландшафта, дифференцированные движения Мезозоя, которые продолжаются и ныне, привели к поднятию хребта Цаган-Дабан и опусканию дна долины.

Но наиболее интересно представлены процессы второго вида, к ним относятся физическое, химическое выветривание гранитоидов, гравитационный перенос, работа водотоков, деятельность ледников и работа ветра (эоловая деятельность). Тугнуйские столбы это поистине полигон экзогенных процессов, как прошлых лет, так и настоящих.

Нахождение территории в центре материка обусловило резко- континентальный климат, а это, прежде всего резкие колебания температур как суточных, так и сезонных, сухость климата, ветры. Все это способствует физическому выветриванию. Летом днем температура воздуха может достигнуть 35-40ºС. Перепады суточных и годовых температур, расширение и сжатие  пород способствует развитию трещин, попавшая же в трещины вода усиливает их образование в десятки раз.

Результатом  этого рядового процесса появляются примеры шелушения и отслаивания пластин и блоков горных пород, создаются текучести гранита, наблюдается сфероидальное выветривание, обусловившее округлую форму монолитов. Особо  отметим селективное выветривание (избирательное). Оно связано с тем, что никогда все породы или все части одной и той же породы не выветриваются равномерно.

Именно этому виду выветривания мы обязаны образованием останков причудливой формы, каменным окнам, ребристым поверхностям с испещренными кавернами. В результате внедрения более твердых (кислых) пород по трещинам образовались причудливые каменные стены, так как окружающая их порода более подвержена процессам выветривания.

Благоприятствует выветриванию и сам гранит, состоящий из темноокрашенных минералов,  роговая обманка и биотит, и светлоокрашенных — полевого шпата и кварца. Они по-разному поглощают и отдают тепло. Поэтому в агрегате сросшихся минералов, напряжение, возникающее при выветривании, стремится отделить зерна минералов друг о друга. Такой процесс называется дезинтеграцией.

Мелкие зерна образуют песок и дресву, которые удаляются ветром или водой. Более крупные небольших размеров курумники.

Ничто не удивляет здесь так, как масштабы работы, которую совершил ветер. Ощущение, что ты попал в царство Эола- бога ветра, преследует тебя повсюду. Кажется, все тут способствует ему: резко континентальный климат, долины рек, создающие эффект аэродинамической трубы, увеличивающей скорость ветра и состава пород.

Современный эоловый рельеф сформировался около 1 млн. лет тому назад (Плейстоцен). Совпадает он с последним этапом оледенения Земли. В Забайкалье ледники  покрывали лишь вершины гор, в результате этого создавалась большая разница давления воздуха между горными вершинами и дном долины, это и повлекло за собой образование мощных горно-долинных ветров северо-западного направления.

Современная эоловая деятельность не сравнима с той эпохой, но все еще играет огромную роль в формировании лица ландшафта.

Геологическая работа ветра заключается в ветровой эрозии, переносе материала и накоплении эоловых осадков. На нашей территории  она представлена в основном ветровой эрозией, которая в свою очередь делится на процесс выдувания (дефляция) и историческое образования песков (абразия). Продукты выветривания (песок, дресва) выносятся ветром с обширных площадей выходов горных пород почти с той же скоростью, с какой идет их разрушение и дезинтеграция.

Именно таким образом образовалась «впадина выдувания», соленое озеро у горы Осото, являясь ярким проявлением дефляции. В процессе  выдувания базис эрозии достиг уровня грунтовых вод. Постоянно дующие в данном направлении ветры создали характерную для этой местности форму прилегающих с юга сопок.

Эта форма  объясняется тем, что вынос материала преобладал с одной стороны, поэтому сопки приобрели очертания «опрокидывающихся волн», что придает ландшафту фантастический вид.

Твердые породы разрушаются ветром и путем абразии, т.е. за счет естественного процесса истирания поднятым в воздух  песком. В результате этого процесса на горных массивах вытачиваются разнообразные желобки и ниши. У некоторых пород, подвергшихся обработки песком, образуется полированная или матовая поверхность. Примером тому служат обширные поля эоловых многогранников (ветрогранники) вдоль подножья Тугнуйских столбов.

Это небольшие (1-20 см.), чаще всего кремнесодержащие куски породы, шлифованные по одной или нескольким гранями.

Множество причудливых форм рельефа сформировались здесь при комбинированном воздействии процессов выветривания, абразии  и других эрозиционных процессов. У местных жителей эти уникальные природные образования не остались без внимания. В названии каждого из них сокрыто восхищение и бережное отношение к ним, вот некоторые из них:

г. Гэршэлун - каменный дом; высочайшая точка местности.

г. Элебэр-Шибэт — великие стрелы; у подножия горы бьет аршан с одноименным названием (не исследован).

г. Шара-Тэбсэг — желтые ступени; 

г. Осото —водяная гора или протягивающая дождь, место зимовки змей; г.Шарходуй — ромашка; 
г. Боян-Удыр — богова гора;
г. Жабараган  - гора с ветром;

местность Хайлосы — название дано по имени произрастающего здесь деревца.

Тугнуйские столбы это район типичной лесостепи, характерного ландшафта Селенгинского среднегорья. Так, хребет  Цаган-Дабан покрывают светлохвойные леса с примесью березы и осины. Подлесок представлен рододендроном, волчьей ягодой, морошкой.

Уникальной является роща реликтового абрикоса сибирского, расположенная в распаде горы Шара - Тэбсэг  (Красная книга Бурятии).   Находясь в экстремальных условиях (ветры, крутые склоны, бедные почвы, перепады температур), природа показывает удивительные примеры выживания растений. Тут можно встретить сосны, растущие на отвесной скале, цепляющиеся корнями за трещины в граните или же скрученные в узлы холодными ветрами и камнепадами.

Встречается здесь и горный лук, поражающий своими размерами и вкусовыми ощущениями. Участки леса тесно соседствуют с горной ковыльно-злаковой степью, с зарослями караганы, эфедры, чабреца.

  
«Великие горы Азии».
 
Гора  Баин – Хан  является основным украшением Тугнуйской долины, одной из величайших гор Азии. Находится она в 3 км. От села Нарсатуй
 
О ней всегда слагались песни и легенды.

Одной из них является легенда о хозяине Баин – Хана, одетого во все черное и имеющего вороного богатырского коня, на котором он скачет через хребты, охраняя живность и людей  вокруг своей горы. И поэтому тучнеют стада на ее склонах, пробивают живительные ключи у ее подножия. И люди добры и гостеприимны, живут в дружбе и согласии и воспевают величие и богатство Баин – Хана.

 
Хабтагай Тугнын хойморто
Хадал ундэр Баин – Хамнай.


Хадал ундэр Баин – Хамнай
Хамба ламхаин тахилгатай
Хамба ламхаин тахилгаар
Хамаг зониинь жаргалтай.
 
Южный склон горы прорезан глубоким ущельем, в котором находятся две пещеру, а так же на отвесных скалах, обрамляющий вход в пещеру.

Останец «Табан хурган» (пять пальцев).
 
В останце «Пять пальцев» отражается геологическое развитие Тугнуйской долины. Серия разломов привела к формированию грубого останца. Ветровая и водная эрозии завершили затеянный природный рисунок, в результате которого появился памятник природы.

Существует легенда, что племена меркитов, заселявшие окрестности данного памятника природы, поклонялись небу, и во время грома меркит вскакивал в седло и с криком «Я - меркит» носился по степи, пуская стрелы в небо.

В  ХII веке меркиты по натиском Темужчина (будущего Чингисхана) и Ванхана с Джамухой были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Вернувшись в свои земли, думая, что прогневали небо, меркиты совершали обряд жертвоприношения на останце, символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении.

Также считается, что останец символизирует правую руку  Чингисхана в Монголии находится вторая рука , которая  для  монгол является священным местом поклонения.

В наше время останец  «Пять пальцев » - место поклонения и шаманов Бурятии и не только.  Ежегодно там проходят обряды, таинство  которых надежно  берегут для потомков приверженцы древней культуры – шаманизма.

Исторические культурные памятники.
 
Уникальна и щедра природа Забайкалья. Пожалуй, немного на планете таких мест, где бы встречалось такое многообразие ландшафтов. Только здесь можно побывать в течение дня в горной, на первый взгляд, безжизненной тундре и в благоухающей всеми формами жизни тайге, только здесь природа может рассказать о своем геологическом строении и показать современную жизнь Земли.

Человек освоил эту землю уже на заре своего формирования (35- 40 тыс. лет), о чём свидетельствует многообразие археологических находок.

К одному из уникальных мест южного Забайкалья относится Тугнуйская долина. Много прекрасных культурных памятников  находится на ее территории. Издавна она стала предметом особого внимания географов, археологов, биологов. Много еще тайн сокрыто от глаз ученых. Но  самым удивительным и будоражащим воображение человека местом Тугнуйской долины является местность Тугнуйские столбы. Она находится в северо-западной части долины, в районе устья реки Хилок и Тугнуя.

Поразительно, как тут близко переплетаются история формирования ландшафта с историей становления человеческого общества. Именно здесь в удивительной гармонии находится причудливой формы останки с развалинами крепости меркитов, разрушенные Чингисханом (гипотеза), херексуры и плиточные могилы в местности Хайлосы с эоловыми формами рельефа у подножья гор, гуннские укрепительные валы с котловинами выдувания и живительными струйками местных источников.

Тем, кто здесь побывал, навсегда запомнятся удивительные очарования гор, качающиеся камни, готовые сорваться с вершин, роща реликтовых абрикосов, вкус чистейшей воды аршанов и многое другое. Испокон веков эта территория была и есть место поклонения и почитания местных жителей, что имеет свою историю, передающуюся из поколения в поколение. Наши предки, объявив их священными, обеспечили их сохранность в веках.

Сумеем ли мы быть достойными продолжателями традиций наших предков?
 
Самыми древними памятниками археологии на территории Бурятии являются стоянки верхнего палеолита и мезолита, которые датируются 35-10 тыс.лет до н.э. и относятся к периоду последнего оледенения Земли, когда началось потепление и ледники стали отступать на север. К этому времени относится освоение Забайкалья человеком.

Обширные  степные и лесостепные пространства, хорошо развитая речная сеть, способствовали раннему заселению Тугнуйской долины людьми и формированию здесь самобытных культур. На этой территории обнаружены многочисленные поселения древнего человека. Неотъемлемой частью местного ландшафта являются могильные сооружения бронзового и железного веков.

Наиболее древними археологическими памятниками Тугнуйской долины являются памятниками бронзового раннего железного веков. И представлены они в виде плиточных могил. Кочевники-скотоводы ставили могильники в закрытых от ветра местах. На склонах недалеко от воды сооружались они из крупных каменных плит. В неглубокую прямоугольную яму плиты ставились, вертикально образуя каменный ящик.

По углам — самые крупные камни, размером часто превышающие рост человека, в основном они разграблены еще в древности. В  могилах уцелели ножи, бляшки, наконечники стрел.
 
Нарсатуйский могильник  находится на берегу речки Сутайки, в распадках между невысокими возвышенностями в окрестностях села.

Пункт 1 – на правом берегу речки Сутайки в 0,5 км. на север от села, по подножью и склонам первой и второй возвышенности – 21 плиточная могила, 6 херексуров. Пункт 2 – в 0,3 км. западнее пункта 1, в распадках второй и третьей возвышенности (восточный склон) – 6 плиточных могил, 8 херексуров, 3 могилы поздних кочевников.

Пункт 3 – на левом берегу речки Сутайки,  в 0,7 км. юго – западнее села по подножию горы и на небольшой возвышенности напротив пункта 2, 8 херексуров, 15 средневековых могил. Пункт 4 – в 9 км. южнее пункта 3 за заливным лугом по южному и восточному склонам горы с тригонометрическим знаком – 18 плиточных могил, 4 каменных кургана (диаметр 3-4 м) и 10 кочевнических могил. (Хамзина, 1982г.; Лбова, 1985г.).

Наиболее широко представленным памятником «Тугнуйских столбов», является смешанный могильник бронзового и железного века в местности Хайласы. В  могильнике 8 могил и 10 плиточных могил. Херексуры больших размеров, с высокими курганами и с прямоугольными оградками. Тянутся они цепочкой вдоль основания возвышенности.

Рядом с херексурами могилы из крупных плит, возвышающихся над землей на 0,7-1 м. Культура плиточных могил относится к бронзовому веку, веку  возникновения скотоводов – кочевников. И представлены   они в виде плиточных могил.  

В III веке  до н.э. на территорию Западного Забайкальфя из Центральной Азии проникают воинствующие племена гуннов. Они были также кочевниками – скотоводами, но с более сложной структурой социальных отношений. Кроме того они пахали землю и занимались ремеслами. Поселения были административными и торговыми центрами, огороженные оборонительными валами и рвами. Участок таких оборонительных сооружений можно наблюдать у горы Осото.

Единственно официально зарегистрированной считается находка осколков гуннской керамики у села Балта.

После разгрома гуннского племенного союза в Забайкалье начинается господство тюрков и их сородичей уйгуров. Согласно древним Китайским летописям, долина Селенги была занята в то время тюркскими племенами, самыми скверными из которых были курыкане.  Памятники того времени представлены главным образом  херексурами – монументальные каменные курганы.

А. П. Окладников по находкам в одном из раскопанных херексуров датирует их 4-5  н. э. и считает усыпальницами тюркских аристократов.

Обычно херексуры расположены в открытой степи, в раскладках, образуя иногда целые поля каменных курганов кольцеобразными оградками. Рядом с херексурами находятся родовые захоронения. Они отмечены на поверхности земли небольшими плоскими каменными насыпями.  На расстоянии в 3 км. от села Нарсатуй находится гора Байн – Хан, у полдножия которой 4 херексуры.

Они расположены в 500 м. справа от пищеры с писаницами, в небольшой долинке у края конуса выноса с отвесными наружными стенками. В центре кургана – глубокая западина. Оградки круглые, за ними расположены ритуальные кладки. Вторая группа – 13 херексуров, находится в 1 км. от Байн – Хана, за летниками и подобна первой.

В ущелье, справа от пещеры – 10 могил – кочевников, овальной формы, с каменными кладками, сильно заросшие травой, они лишь слегка возвышаются над землей.

Но одним из самых загадочных памятников археологии является гора Шара – Тэбсэг. По версии А.Тиваненко эта гора является древней крепостью Тохто – беке, вождя племени меркитов, проживающего в Тугнуйской долине.

Имеено здесь был принят бой Тохто – беке с Чингисханом, свидетельством тому строки из «Сокровенного сказания монголов»:
 
«Двинемся ж дружно кратчайшим путем,
 
Бурный Хилок напрямик перейдем!
 
Пусть себе знатные бороды гладят…
 
Наши тем самым плоты свои ладят!
 
На Тохтоа, на зачинщика…»
 
До сих пор хорошо просматривается тропа, которая ведет на крепость, смотровые площадки, с которых открывается вид на Тугнуйскую долину и, наконец таинственная пещера (в которой по преданию было сброшено 40 верблюдов золота).

К сожалению, эта красивая история лишь гипотеза и правдивость ее еще придется доказывать ученым.
 
На территории Тугнуйской долины известен археологический памятник Сутайская феодальная усадьба. Посреди Сутайской долины возвышаются четыре холма, окруженные земляным валом. Местным жителям эти развалины известны под название дворца Далай – Дойбон хана – легендарного бурятского хана.

Вторым памятником, представляющим большой интерес является усадьба, открытая в 1982 году на территории села Нарсатуй. Усадьба, состоящая из двух овальных форм возвышенностей, находится на южном склоне безлесного холма, прилегающего к горно – таежным хребтам, обрамляющим Тугнуйскую долину с севера.

При  археологических раскопках обнаружена полная идентичность этих двух усадьб. Предварительная  обработка  добытых  при раскопках двух усадьб материалов показывает, что они одновременны с памятниками сопредельных территорий и возникли в эпоху расцвета Монгольского государства 13-14 в.в. Полное исследование  Нарсатуйской усадьбы не произведено.
 
Эта та немногая часть того уникального и неповторимого, что содержит в себе Тугнуйская долина.

К одному из уникальных мест южного Забайкалья относится Тугнуйская долина. Много прекрасных памятников природы находится на ее территории. Но самое удивительное место - Тугнуйские столбы. Здесь находятся развалины крепости меркитов, разрушенные Темучжином. По преданию Темучжин разгромил меркитского вождя Тохтоа-беки и вызволил из плена свою жену Борте, родившую ему первенца. Именно после этого к Темучжину потянулся народ и вскоре он был избран на ханский престол и наречен Чингисханом.

Вам навсегда запомнятся удивительные очертания гор, качающиеся камни, на которые загадывают желания, роща реликтовых абрикосов, вкус чистейшей воды аршана, сигнальные камни, знаменитая пещера, где по преданию, Чингисхан спрятал свое богатство и многое другое. Со смотровых площадок видна вся Тугнуйская степь и река Хилок.

Источник: http://selorodnoe.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 12538

Дополнения

Мухоршибирь
16.04.2013
Мухоршибирь

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -