Свое необычное имя село получило по названию ручейка, который берет свое начало у хребтов Улан-Бургасыи, протекая по территории села, впадает в реку Уду, приток реки Селенги. По рассказам старожила Жигмитова Дылык-Доржи Николаевича, ветерана войны, этот ручеек имеет своего брата-близнеца, речку Этирик. Но Этирик бежит, струится в другую сторону, а Эрхирик несет свои воды к нам.
Легенды и предания села Эрхирик.
«Легенда о Саган хадын хугшэн эжы»
Для жителей любой местности огромное значение имеют священные , сакральные места. Это так называемые места поклонения божествам. Это памятные места, связанные с легендами и преданиями. В памяти народа сохранились легенды и предания о покровительнице сельчан, о тропе матери солдата, предание о названии реки.
В легенде о покровительнице эрхирикцев – Саган-хадын хугшэн (Хозяй- ка Белой Горы) речь идет о бедной девушке, которую привез из далеких западных краев –Прибайкалья- один молодой человек. Не по нраву пришлась молодая сноха матери сына, стала заставлять ее выполнять всю самую грязную и тяжелую работу. Мыла она грязные чаны, посуду. Но когда притеснения стали совсем невыносимы, решила показать сноха свою сущность. Увидели люди, как из пальцев ее стали расти змеи, и поняли они, что молодая женщина непростая. Стали ее почитать. Умерла она в почете и уважении. Будучи при смерти, просила она похоронить на вершине горы, у подножия которого раскинулось селение. Просила совершить погребение, завалить ее камнями. Говорила она, что всем приезжим и чужакам, приехавшим в село, будет хорошее житье, и она будет покровительствовать всем. С той поры сельчане стали совершать обряды поклонения хозяйке горы, как прозвали ее – Саганхадын Эжы.
Легенда о Дороге матери «Ляля эжын харгы»
В селе Дабата Заиграевского района жила добрая женщина Она была очень доброй, веселой. Ее любили дети за ее веселый смех и шутки. В карманах ее халата-терлика всегда находилось что-нибудь вкусное: конфета или пряник. Еще она всегда веселила ребят. Она прикладывала к глазам большие пуговицы и так пугала их. Дети с веселыми криками бежали от нее. А она смеялась. А глаза у нее были грустные. Ее единственный сын ушел воевать с фашистами и не вернулся. Он пропал без вести – так было написано в бумаге. Поэтому она надеялась, что сын придет, вернется живым. И она ждала, потому что верила, до последних дней хранила надежду. Каждое утро она шла по своей тропинке к большой дороге встречать сына. А он не шел. Но была надежда, что если пропал без вести, значит не убит, значит живой. С замиранием сердца она заходила на почту, вдруг пришла весточка? Но писем не было. Но материнское сердце жило надеждой. Она верила еще и потому, что в соседнее село Арбижил через несколько лет после войны пришел солдат! Его уже никто, кроме матери не ждал. Ляля-эжи просыпалась ночами от малейшего стука, лая собак. А вдруг ее сын вернулся? Ночами было особенно тяжело, ведь у нее никого не было, и она была одинока. Днем она молилась всем бурханам, чтобы ее сын вернулся. Ходила к гадалкам. Гадала на картах. И каждый день ходила на дорогу… Прикладывала руку к глазам, чтоб зорче видеть. Но нет, не видно было ее сына. Особенно ее печалило то, что не оставил ее сын после себя никого. Прервался их род. В разгар войны всего на несколько дней пришел ее сын с фронта, чтобы увидеть родных. Несколько дней мать была счастлива, вдыхала родной запах сына. До самой смерти она жалела, что не смогла найти в те дни ему спутницу жизни. Может быть, не прервался бы их род. Может, это сберегло бы его. Может, вернулся бы сын живой, хоть раненый, искалеченный, но живой. Матери он был нужен любым, хоть в ранах, рубцах. И она ждала его. И снова шла она на дорогу и вглядывалась вдаль. Эту женщину звали Думчинова. Сына звали Дугыр. Имя Ляля ей дала маленькая девочка Сэбэк Ханда, которая не умела называть ее по имени. Она тянула к ней ручки и лопотала детское: ля-ля. Так она стала Ляля. А потом со временем добавилось имя Эжы – Мать. А тропинка, ставшая большой проселочной дорогой, стала называться в народе Дорогой Матери – Ляля эжын харгы.
(по материалам Халбаевой А.К., учителя Эрхирикской сош)
Легенда о местности «Дамбин губээ»
В селе Эрхирик бытует легенда, берущая свои истоки в далекой древности. Она рассказывает о названии местности Дамбин Губэ. Старожилы рассказывают, что когда-то в древние времена кочевых войн, жестоких сражений, на этом месте произошла битва. Воинствующее племя разгромило небольшое войско местного племени и, прижав к крутым берегам Уды, истребило его.. В нашем селе говорят, что это место таит в себе опасность, что оно неблагоприятное для местожительства. Но село растет, и сегодня на этой широкой местности строятся новые дома, и новоселы радуются своему новому жилью! Некоторые говорят, что ближе к берегу р. Уды местность называется «Мянган толгой». Издавна считалось эта местность запретной для строительства домов, покосов и вообще для пользования людей. Говорят, что в давние времена, во времена хуннов здесь было жестокое побоище. Люди были зажаты между рекой и неприятелем и погибли очень много людей – тысячи воинов. Из поколения в поколение передавалось воспоминания об этом запретном «хатуу газар».
Паспорт села
МО Дабатуйское расположено на западе Заиграевского района, между хребтом Улан-Бургасы и р.Удой.
В состав МОУ входят 3 села:
с.Эрхирик – основание , которого упоминается в связи с датой рождения Ринчена Номтоева 1821г., с.Дабаты и с.Нарин-Шибирь.
Через территорию МОУ проходит республиканская автотрасса, соединяющая столицу РБ с другими районами.
На севере по границе МОУ с Иволгинским и Прибайкальским районами проходит хребет Улан-Бургасы (самая высокая точка г.Дрязговитая- 1249 м);
На западе граничит с г.Улан-Удэ;
На юге с МО Талецким;
На востоке с МОУ Старо-Онохойское.
Численность населения: 1973 человека
Национальный состав: буряты, русские, украинцы, белорусы, татары, корейцы.
Адрес школы: 671 336. РБ. Заиграевский район, с.Эрхирик, ул. Гагарина10. тел/факс 58- 6-58.
Директор школы - Ринчинова Мыдыгма Рабдановна.
Адрес администрации: 671 336. РБ. Заиграевский район, с.Эрхирик, ул. Санжиева тел/факс 58-6-10
Глава МО СП «Дабатуйское» Цыренжапов Сергей Цырендоржиевич.
Источник: http://selorodnoe.ru
Комментарии