В Национальном архиве Республики Бурятия имеются документы по истории Иволгинского района, как досоветского, так и советского периодов. Так, например, сохранились документы Иволгинской сборкой избы Э (Ф. 119), относящиеся к 1805—1883 гг.
Сельские сборные избы являлись административным управлением сельских обществ с 1797 г. Они представляли собой нижнее звено управления. Состояли из сельского старшины, сборщика податей, выборных.
Иволгинская сборная изба начала действовать с 1805 г. и подчинялась Иволгинскому волостному правлению Верхнеудинского уезда.
Иволгинская сборная изба управляла Иволгинским сельским отдельным обществом, объединявшим 17 селений:
1. Каленовское,
2. Захаровское,
3. Ключевское,
4. Кокоринское,
5. Нижнеубукунское,
6. Среднеубукунское,
7. Зуевское,
8. Арсентьевское,
9. Кибалинское,
10. Ганзуринскюе,
11. Колобковское,
12. Мухинское,
13. Сотниковское,
14. Уточкинское,
15. Гурульбинское,
16. Краснояровское,
17. Тарбагатайское.
В деле по предписанию Верхнеудинского земского суда о доставлении сведений в казенную палату (Ф. 119. Оп. 1. Д. 108. Л. 5-5об) имеется табель о числе душ казенных крестьян, о количестве дворов, земель, рогатого скота и промыслов за 1838 год.
Самым крупным по числу дворов было Арсентьевское селение (90), а по числу душ — Тарбагатайское селение (74).
Самое большое количество рогатого скота было в Средне-убукунском селении (1449) хотя дворов в нем числилось всего 27, а число крестьян составляло 64 человека.
Всего по всем селениям Иволгинского отдельного общества числилось 813 душ, 304 двора, 6232 га земель, 10468 голов рогатого скота, 709 крестьян, занимающихся хлебопашеством, 133 крестьянина, занимающихся промыслами,
Сохранились документы по местному самоуправлению: каждое селение выбрало своего представителя для принятия участия в общественном волостном сходе Иволгинской сборной избы и оформляло доверенность.
Например, крестьяне и оседлые инородцы Зуевского общества выбирали в 1864 году инородца Ивана Хомякова, хорошего поведения, в штрафах и по суду и без суда не бывшего.
«...И что им учреждено будет мы в том спорить и прекословить не будем...» — говорится в документе. Далее следуют подписи и печать. (Ф. 119. Оп. 1. Д. 508. Л. 18).
В этом же деле имеются печати сельских старост Краснояровского, Гурульбинского, Колобковского, Каленовского селений (Ф. 119. Д. 508. Л. 32 об.).
Интересно дело о венчании браков за 1839 год. Так, 15 марта 1838 года священник Владимир (Фамилия неразборчива) Селенгинской Покровской церкви сделал заявление Благочинному протоиерею Харлампию Попову о том, что дочь крестьянина Алтайского селения Селенгинской степной думы Анастасия Яковлева, принадлежащая к приходу Селенгинской Покровской церкви, возымела намерение с воли родителей своих вступить в законный брак с крестьянином Иволгинского общества Мухинского селения Иннокентием Андреевичем Севастьяновым, принадлежащим к Вашему приходу...».
В этом заявлении священник заверяет, что невеста Анастасия 25 лет имеет здравый ум и что препятствий к этому браку не имеется.
В заявлении Иволгинской сборной избы тому же протоиерею Верхнеудинского Одигитриевского Собора Харлампию Попову говорится о том, что с ведения общества Гурульбинского селения Петр Попов Загузин из оседлых инородцев высватал себе невесту, дочь инородца Итанцинской волости Карымского селения, девицу Екатерину: «... из коих по справке в ревизских сказках в переписи состоит ныне от роду лет: первому жениху 48, а последней невесте о летах неизвестно ... Законопрепятствующих причин по правилам церкви нет, где будет следовать — вторым браком сочетать».
Эти документы характеризуют отношение тогдашних людей к вступлению в брак: оно было настолько серьезным, что требовало вмешательства сельских старост, священников и других лиц.
В фонде Иволгинской сборной избы имеются сведения о податях, собранных волостными старостами по Иволгинскому отдельному обществу, сдаваемых в Верхнеудинское окружное казначейство. Эти документы дают представление о видах и размерах взимаемых податей:
с государственных крестьян,
с инородцев,
с поселенцев,
с оседлых инородцев,
взимались:
земельная повинность,
с капитала продовольственного,
с капитала хозяйственного,
на содержание земской полиции,
на вспоможение пострадавшим от пожара,
на межевание земель,
на частную повинность.
С образованием в 1884 году Иволгинской волости Иволгинская сборная изба была ликвидирована. Образовалось волостное правление.
Волостные правления являлись административными центрами на территории волости, органами сословно крестьянского управления. Они осуществляли: сбор налогов, надзор за исполнением крестьянских повинностей, учет населения, скота, посевов, урожая, сенокошения, а также осуществляли полицейские функции: следили за сохранением общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости.
Документы фонда Иволгинского волостного правления, хранящиеся в НАРБ, отражают деятельность этого правления, содержат протоколы, приговоры волостных и сельских сходов о выборе должностных лиц, о сборе податей и недоимок, о народонаселении, о посеве и урожае зерновых, о числе ссыльнопоселенцев.
В этом фонде имеются списки представителей и членов сельских комиссий за 1917 год по Иволгинской волости. По ним можно установить некоторые фамилии и имена должностных лиц. Например, П. П. Астраханцев — председатель Каленовского сельского комитета. Члены: Демьян Я., Макаров, грамотный.
Ин. Анд. Каленых, грамотный, Ал. Н. Бурков, грамотный, Секретарь Алекс. Сем. Титов, грамотный.
Краснояровского:
Председатель — Василий Сав. Власов.
члены: Илья Алексеевич Кузьмин,
Прокопий Брянский,
Павел Власов,
Михаил Малков.
Худяковского:
Председатель — Яков Андр. Шмелев,
Члены: Афанасий Худяков, Николай Загузин, Роман Худяков, Петр Банков,
и т. д. по всем селениям (Ф. 25. Оп. 1. Д. 6).
Предлагаю вашему вниманию еще одно дело из фонда Селенгинской степной думы (Ф. 2. Оп. 2. Д. 2198). Это сведения о населенных пунктах ведомства Селенгинской степной думы с указанием трактов по коим таковые расположены за 1897 год и дело со статистическими сведениями Селенгинской степной думы о народонаселении, о состоянии Селенгинских 19-ти родов инородцев за 1852 год.
Кроме этого, в Национальном архиве в личном фонде Верхнеудинского мещанина, учителя и краеведа И. Н. Бурлакова имеются очень интересные документы, из которых можно почерпнуть неофициальные, если можно так выразиться, уникальные сведения по истории Иволгинского района. В его рукописном очерке «Мухинские озера» я почерпнула много интересного и полезного для себя. Тем более, думаю, что для иволгинцев это просто клад.
Вот, на мой взгляд, такие вещи должны изучаться в школе по краеведению.
Это рассказ очевидца, исходившего эту землю своими ногами, видевшего ее своими глазами, ощутившим ее своими руками и т. п.
Очерк этот об истории богатых и загадочных мухинских озерах, об их роскошной природе, о птицах, водившихся на озерах. А их было большое множество, о природных запасах, полезных ископаемых.
Я, например, узнала из этого очерка, что селение Краснояровское в прежние времена называлось Бабкино, что Мухинские озера обладали целебной силою, что многие охотники, побродив по озерам, исцеляли больные ноги. Коросты или язвы на ногах заживали от этой воды.
Около деревни Бабкино крестьяне добывали в горах жерновые и точильные камни и плитняк. Возле нее находились залежи известняка.
Еще я узнала о том, что деревня Мухино раньше называлась Худяково, по фамилии первых засельщиков. Она стала называться Мухино, потому что поблизости болот из сырости навозной плодилось здесь такое обилие мух, что в иных домах держались тучами.
Но всего больше в этом очерке меня поразила легенда о том, как житель Мухинских озер Галсан построил на озере такую ловкую засадку, соорудил жердь, через проливчик с берега до берега. Лежал Галсан в этой засадке как в корыте и наблюдал за стаями уток, которые отдыхая, садились на эту жердь, и Галсан без всяких усилий убивал по 70—100 уток в день.
Жена Галсана Жигмыт выходила из юрты, когда Галсан приходил домой, и смотрела на добычу, а больше на красные лапки, ярко видневшиеся на серых и белых выпуклых брюшках.
Однажды Галсан убил лебедку, хотя хорошо знал закон предков: «Лебедя бить нельзя».
Когда Галсан вылез из засады, все птицы улетели и только один лебедь высоко кружил над озерами и резал Галсану уши своим звучным пронзительным криком, от которого по спине Галсана пробегал мороз.
Вышла Жигмыт посмотреть добычу и увидела лежавшую с края около гусей белую лебедку. «Зачем убил?» — обратилась она к Галсану — Не надо, грех это...». «Знаю, что грех... Да я не себе, а в город... Бьют же лебедя городские охотники...» — «Нам не надо, говорила Жигмыт, гладила лебедку по брюшку, расправляя ее красные лапки, растягивала перепонки и шептала — Эх,., на что убил...».
Долго не ходил на озеро Галсан, пошел раз, услыхал крик лебедя и вернулся.
Зимою Жигмыт родила девочку, увидел Галсан ребенка и ужаснулся: ножки и ручки ее были красные, а между пальцами перепонки, как у утки.
Вскоре Галсан перекочевал на житье подальше от озер. Ходил в горы, в лес за козою, глухарями, соболями... Но и это его не утешало. Разлюбил он охотничий промысел и занялся хлебопашеством.
«Так рассказывают старики», — написал Н. Н. Бурлаков.
В поэме под названием «Верхнеудинск. Картины природы и быта» Н. Н. Бурлаков воспел Иволгинскую степь.
Н. Н. Бурлаков — певец г. Верхнеудинска и в то же время он — певец Иволгинской степи. Он знал очень хорошо этот край, его историю, исходил ногами его вдоль и поперек, исследовал все горы этой степи, реки и озера:
К северу от склона
Цепи Тологой
Степь и гладью ровна
С речкой Иволгой.
А от речки льется
Ряд озер-Исток
Чрез покосы льется
В Селенгу их ток...
А по степи ходят
Табуны баран.
И коровы бродят,
Кони да яман...
А гусей да уток
Тучи их в пролет
Ждут пока в болотах
Мухиных есть лед...
Вот и Остра Сопка
Гола, будто крепь
Наверху с утеса
Всю откроет степь.
Как вверх дном воронка
Ей начался кряж
Степи Остра Сопка
Иволгинский страж.
Мимо Острой Сопки
Тракт почтовый тут
Часто мчатся тройки
И обозы прут.
Ровная дорога
Как шоссе крепка.
Странничек убогий
Шествует слегка.
Близко по долине
Есть Ключи — село
На тракту в ложбине
Меж гор расцвело.
За селом на поле
Охры темной слой.
Глины разной вволю
Пашни под горой.
На горах под скатом
В городьбах пестрят
Пашни длин—квадратом
Густо хлеб родят.
Сила в самой круче
Пашню распахал,
А на пашне в куче
Шлаковый навал.
Что это такое?
Видно, здесь был горн
И жилье людское
Древле давних пор.
Меди есть тут шлаки
И железа ржи
Лил, знать, мастер чашки
И ковал ножи...
Ключик в перелеске
С чистою водой
Роговой обманка
Камни под сохой.
С пашни вид — картина:
В ясный чистый день
Вся тут степь — равнина
Вкруг полей плетень.
Мухина, поселье
Улицей избы
Юрт в разбросах семьи
Телеграф, столбы.
Тулунжа в озерках
Тихая как шаг.
Встарь здесь стаи уток
Жили в камышах.
В Тулунже распадки
Цепи гор идут
Голые и гладкие
Лес в вершинах тут.
Конус на вершине
Держится жердьем,
Густо обнесенный
Прутьями, сушьем.
То омбон бурятов
Молятся они
Здесь со всех улусов
В праздничные дни.
Тулунжа Истоком
Впала в Селенгу
Сотниковец Никон
Пашет на лугу.
А гора—Архангел
К городу глядит:
Два крыла приподнял
И могуч сидит.
Хайдуков с протокой
Остров много дней
Удил там в Истоке
Крупных окуней.
Вот такие замечательные слова посвятил Н. Н. Бурлаков Иволгинскому краю.
(Фонд №Р-102 Опись №1 Дело №29)
Комментарии