Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

1926 год. О Ключевской школе

12 октября 2021

К началу учебного года в 1926 году учащихся в школе было 96 при наполняемости 80, из них детей крестьян – 94, нетрудового элемента – 2. Согласно «Устава единой трудовой школы», закрепленной декретом СНК РСФСР от 18 декабря 1923 года в Ключевской школе обучались совместно дети обоих полов:  мальчиков – 59%, девочек – 41%. 

Первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Важной составляющей школьного строительства на новом этапе было осуществление всеобщего начального обучения. В 1920-е в школы детей, как правило, отдавали с восьми лет. Допускался приём детей на год раньше и на три года позже указанного возраста. Но как рассказывают архивные документы, прием детей в Ключевскую школу в 1926 году проводился с 8-9 лет, семилеткам и переросткам было отказано.

В первые годы Советской власти школы района бедны. Верхне-Удинский уездный исполком уделял большое внимание работе опорной школы, заслушивали на заседаниях исполкома заведующих школ, заведующего уездным отделом народного образования, выступали на учительских конференциях. Из доклада заведующего Ключевской районной опорной школы Маева Степана Викторовича на заседании Ключевского волостного исполкома Верхне-Удинского уезда 13 декабря 1926 года: «…Не представилось возможным начать учебные занятия с 01 октября, так как заведующий школой прибыл в последних числах октября, будет вести занятия в 3-4 классах. В 1-2 классах занятия  начались с 13 октября по прибытии преподавателя. Помощь со стороны волостного исполкома в отношении снабжения пособиями оказана в ноябре месяце. Книги получены в достаточном количестве для 2-3 классов, а для 1-го класса мало. Книги доставлены из УОНО, но в большей части не те, в которых есть нужда. Из-за недостатка букварей троим ученикам приходится заниматься по одному букварю. Подготовка учащихся слаба, дисциплина хромает. К началу учебного года дисциплина была невозможной, и в текущем году пришлось наладить дисциплину путем разбивки на звенья и выбора старших. Организован и существует класском…»

Важной вехой в формирующейся системе образования России можно считать 1926–1928 годы – годы введения новых обязательных учебных планов. Однако в сельской местности введение новых планов проходило медленно, ведь даже многие школы первой ступени в сельской местности работали без планов. Об этом свидетельствует еще один архивный документ - выступление заведующего Уездным отделом народного образования тов. Бенкогенова на заседании Ключевского волостного исполкома Верхне-Удинского уезда 28 января 1927 года (Фонд Р-2, оп. 1, дело 2). Он ознакомил членов исполкома с замечаниями инспектора Юрьева в результате обследования Ключевской школы: «… плана работы нет, ход урока показал старый способ преподавания без комплекса и подготовки. Стены пустые, разработки материалов нет. Переписки с массовыми школами почти нет. Школьсовет в течение 4 месяцев собирался 1 раз, книг протоколов школьсовета по самоуправлению нет. В школе холодно, чувствуется безхозяйственность. Постановка спектаклей вредно отражается на школьную работу, сцену необходимо убрать, дабы не калечить учеников, так как на сцене ведутся занятия, темно, душно…».

Секретарь волисполкома Бобылев в прениях отметил, что ВИК не может указать на слабую работу учителей, это зависит от УОНО, сотрудники которого очень редко обследуют школы и подметил факт, что учителя являются на конференцию без отчетов и заранее подготовленных материалов. Также в прениях членами ВИК было указано, что сцену в школе нельзя убирать, так как это может повлиять на культурно-просветительскую работу на селе.

Нынешнее время требует переосмысления исторического опыта. Но переосмысление - не есть огульное отрицание или наоборот восхваление того, что было в прошлом. В 1920-е годы происходили педагогические эксперименты, демократические искания учителей и ученых того времени. В это время были восприняты все основные инновационные идеи, позаимствованные большевиками из мирового опыта, многие из которых были достаточно продуктивны. Но к концу 1920 – годов произошло свертывание экспериментальной работы и частичный возврат к классно-урочному обучению с применением традиционных форм и методов обучения того времени.

Б.Б. Лубсандоржиева,

начальник архивного отдела

АМО «Иволгинский район»

Просмотров: 994

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -