Продолжение
Из села Сухая Молька коммунары разъехались в 1933 году по разным местам: одни в Инкино, другие в Дубинино, а третьи в Шерашово. Об истинных причинах ликвидации этого села мы знаем, но об этом лучше умолчим. И не надо домысливать и писать того, чего не было, жители села старшего поколения очень хорошо знали эту историю, а мы слышали от них. Связь односельчан с местечком Молька не прерывалось ни на один день. Начиная с 30-х годов, туда ездили на охоту, каждый год заготавливали сено. Сенокосы и поля на Мольке принадлежали колхозу «Байкал» села Шерашово.
С 1 июля на Мольке открывался сенокос. На грузовой машине, со сколоченными лавками в кузове, шофер Муравьев Григорий Данилович возил бригаду сенокосчиков (женщин и мужчин). Собирали ребятишек повзрослее, которым можно было доверить лошадей, лошадей запрягали в волока и своим ходом они добирались до Мольки.
Сенокосчики косили неудобья вручную литовками (номера литовок: семерка, восьмерка, девятка; длина режущего элемента – 70,80,90 сантиметров). Сначала скашивали одно поле, переходили на другое, через два-три дня скошенная трава на первом поле высыхала и женщины собирали его в волки ,а ребята свозили к зароду. На зарод садили двух работников, чтобы аккуратно складывать зарод и утаптывать сено, надо было иметь большое мастерство. Мужчины большими навильниками кидали на зарод сено, а «верховые» ловко подхватывали его и укладывали куда надо.
Зароды получались метров десять в длину и пять в ширину,( стожок поменьше метров шесть в длину и четыре в ширину, копна метра три-четыре в окружности, два с лишним метра в высоту). Ставили один зарод и огораживали жердями. Это место называли остожьем. Бригадой работать было одно удовольствие. В пятидесятых годах появились конные сенокосилки и грабли, а затем и тракторные. И все-таки все неудобья косили вручную.
Получив разнорядку от бригадира рано утром, все усаживались на машину. Одна из женщин давала команду «Шура запевай!». И Шура начинала: «Это бы-ло дав-но – лет сем-над-цать на-зад, … А остальные подхватывали:» Вез я де-вуш-ку трак-том почто-вым». Шура или Зина вели песню (взводили). Мужчины подхватывали:» Кругло-ли-ца, бе-ла, слов-но то-поль строй-на. И покры-та платоч-ком шелко-вым». Пели, словно хор Пятницкого, было здорово. Одна песня сменялась другой. До сих пор эти песни звучат в ушах.
К обеду двух женщин командировали варить обед, ставили два тагана, нанизывали на них два ведра. С ручья приносили чистейшую воду. В одном варили чай, только закипит вода, бросали зеленый чай. Его немного кипятили и добавляли деревенского молока. Чай был очень вкусным.
Во втором ведре варили суп из тушенки говяжьей. Бросали картошку, вермишель, а в конце варки лук с лавровым листом и зеленушку . В то время продавали пакетики «Суп вермишелевый, гороховый с приправами и другие». Два пакета бросали для приправы в конце варки. Суп получался таким вкусным . Привозили с собой еще какие-нибудь продукты. Все ели табором, после обеда немного отдыхали. Ребята водили лошадей на водопой к ручью. И снова брались за работу.
В местности Среднего Лужка на Мольке, вначале было сколочено зимовье из досок, а попозднее срубили из бревен. По средине зимовья поставили плиту из кирпичей, по обеим сторонам из досок сколотили нары, возле окна сделали стол с лавками. Ребята набивали сеном матрасовки и бросали на нары, из дома привозили худенькие покрывала одеваться ночью, а подушкой служили фуфайки. К вечеру готовили дымокур. В стареньком ведре зажигали лучинки, а сверху набрасывали сырых еловых веток. Этим ведром обкуривали зимовье, выгнав всех комаров и мошек. На ночевку с ребятами оставался кто-нибудь из взрослых. Ложась спать, взрослые начинали рассказывать всякие небылицы и запугивали ребятишек, а иногда вели умные разговоры. Детям так нравилось работать и жить на Мольке. Все ребятишки села проходили через эту работу, получали небольшие деньги, на которые покупали тетради и письменные принадлежности.
Продолжение следует.
Комментарии