История улуса « Хандала»
Из легенд и преданий известно, что буряты-кударинцы в древние времена жили на северной стороне Байкала, в пределах бывшего Эхирит-Булагатского аймака Бурят-Монгольской республики (ныне Иркутская область), по долинам реки Лены (Зулхи), Худы, Анги, Ханьан-Хара, в Качугском районе. Заселение устья Селенги или земли Кударинской происходило не сразу, а постепенно. На вопрос, почему ваши предки прибыли в Кударинскую степь, знатоки старины отвечают: «Наши прапрадеды и прадеды вели кочевой образ жизни, жили и искали места, где можно найти «(hухэгуй тулеэ, хутагагуй мяха бэдэржэ ябаашан байгаа)дрова без топора, мясо без ножа». Устье реки Селенги было облюбовано кочевниками-бурятами, и они остались здесь на постоянное местожительство. Они образовывали по разным местам на правобережье реки Селенга бурятские улусы.
Около 1613 года хоринские семьи переселились в низовья реки Селенги. Здесь они встретили бурят с западной стороны берега Байкала, которые жили в Кударинской степи и происходили из племен эхиритов и булагатов и образовали 4 рода: абазаевский род , первый и второй чернорудские (шоно) роды и сборный род. Первые три в основном принадлежали к племени эхиритов, а сборный – к родам булагатского и эхиритского племен.
Из улуса Ангинского со своими многочисленными родственниками перебрался в Кудару Абхан из рода шоно. Приискал там сухое возвышенное место на берегу небольшой протоки - Хандалын дубуун – и положил начало будущим шести хандалинским улусам. Вскоре слава о кузнеце Абхане разнеслась по улусам и русским деревням. От заказов на его изделия не было отбоя. Так и жил Абхан, заваленный выше головы работой, почти не выходя из своей землянки-кузницы. В каждодневных трудах не заметил, как выросли сыновья, завели свои семьи и составили четыре эсэгэ (подрода): бахадаев, баторов, алсаханов, монсонов. Вокруг юрты Абхана появились другие дворы, а потом и целые улусы. И стал он основателем нового поселения и целой династии мастеров кузнечного дела (дарханы), древнейшей и почитаемой в народе профессии .
Представитель из рода Олзон первый положил начало бурятскому земледелию. Нет оснований утверждать, что во всей Кударинской степи, но в Хандале, несомненно. Звали его Харха, и он пришел в Хандалу первым из своего рода. Как он жил неизвестно, но человек он был, что называется, с головой и умел наблюдать, осмысливать и правильно оценить впервые увиденное. Харха, первый из кударинских бурят вспахал землю и засеял её зерном, взятом в Посольском монастыре. Не просто было сделать этот шаг. И не только потому, что дело было новое, а потому, что религия и сородичи не хотели допустить такого кощунства. Земля для бурят была священной. Он своей первой бороздой положил путь бурят к земледелию, следовательно, нашел еще один источник существования для своих сородичей. (М.А.Лукьянов. «Край наш Кабанский у Байкала»).
До 1917 года улуса Хандалы, как такового, не было. В огромной Кударинской степи, неподалеку друг от друга стояли маленькие улусы: Балтаевский, Ботоевский, Олзом, Хараузинский, Хурумшейский и Хэнгылдыр. Каждый улус состоял из 15-20 ветхих избушек, маленькие окна были затянуты брюшиной. На одну мужскую душу (женщина тогда не имела права на земельный надел) приходилось менее одной десятины пахотной земли. Тридцать процентов хозяйств были бедняцкими. Одна – две коровы, лощадь, две-три овцы – вот и все достояние целой семьи. Казенные подати и разные повинности буквально душили бедных степняков. В летнее время все трудоспособное население выезжало на дорожные работы. Разные платежи с каждой рабочей души составляли большую по тем временам сумму – 20 рублей 45 копеек. Хандалинцы сплошь были неграмотные. Чтобы написать небольшое заявление, они ездили к писарю за 10-15 километров. Семьдесят процентов новорожденных умирали в первые же годы жизни. Пятьдесят процентов женщин умирали в 50-летнем возрасте. (Правда Бурятии. 1970 г.)
Развернувшиеся в 1956-годах процессы укрупнения колхозов, преобразования колхозов в совхозы, сселения «неперспективных» деревень объединило разбросанные по берегам Селенги и Байкала улусы. Но даже после переселения каждый улус постарался построить свои дома по соседству, по родовому признаку.
Хандала объединила в себе целых шесть улусов. Улусы располагались на берегу Харауза. В то время это была полноводная речка, питали которую подземные ключи. Вода ключевая считалась целебной и эту речку очень берегли. В основном название улуса давалось по названию рода поселенцев – бурят, которые пришли в низовья Селенги: Балтай, Зун-Хамнай, Хамнай, Олзон, Хурумша. В Хандале жили буряты таких родов: Булгад, Торогоут, Аша абгат, Хэнгэлдэр, Ехэ шоно, Бага шоно, Абзай, Галзут, Балтай, Хайтал, Олзон, Яртага, Дархан, Хурумша, Алгуй.
Откуда пошло такое название улуса Хандала?
Старики рассказывают. Что в старину на территории байкало – кударинского аймака жили монголы. У монгольского князя было жилье «Хаан – дал» (дворец хана). С тех пор и пошло название «хан-дал» или Хандала.
Другие старики говорят:
- Переселившись с западной стороны Байкала, наши предки облюбовали местности Кудары Хандалу, и говорили: «Энэ дайдамнай Хандалгатай дайда байнал даа» (Эта местность нас любит, спасает). И действительно в лесах Кударинской степи в те времена водилось много зверей. В реках и озерах, в Байкале целыми косяками разгуливали различные породы рыб. Ровные степи покрытые густой травой, способствовали развитию скотоводства. Вот с тех пор пошло название « Хандалгата» или сокращенно «Хандала».
Хандала - одно из самых старинных бурятских улусов Кабанского района. В настоящее время в нем проживают представители особой этнической группы - кударинские буряты. В течение нескольких веков они сохранили свою аутентичную культуру, самобытность, особый диалект бурятского языка и древнюю шаманскую религию. При въезде в Кударинскую степь вдоль дороги можно видеть культовые места поклонения – барисэ, стоят коновязи - сэргэ, по легендам - здесь привязывают своих лошадей местные шаманские Боги. Обожествляя леса, луга и степи, ведя свой род от птиц и зверей, буряты издревле очень бережно относились ко всему, что даровала им Мать-Природа. Каждый год одноулусники-сородичи проводят коллективные молебны – тайлаган, посвященный родоначальникам, предкам. Несмотря на запреты в советский период традиции сохранились. В настоящее время на тайлаган приходит много детей, устраивается самые настоящие спортивные состязания, обязательными элементами которых, являются борьба и бег. Проводятся и индивидуальные тайлаганы перед каким-либо событиям: свадьбой, отъездом, службой и т.д. В некоторых семьях хранятся предметы – родовые реликвии: кинжалы, лук, стрелы и даже кузница. Кузница, как особая реликвия, передается по мужской линии от отца к сыну. Сохранились наковальни, горн, меха, молотки, и все что нужно для работы.
В годы Великой Отечественной войны 136 жителей Хандалы ушли на фронт, из них каждый второй погиб, защищая Родину. Среди них есть особые имена - это пять братьев Мункоевых, геройски павших на полях сражений. В день празднования 65-летия Победы в улусе был торжественно открыт памятник братьям Мункоевым, воздвигнутый на средства земляков. Клин золотокрылых журавлей уносится в небо, храня вечную память обо всех воинах погибших в годы ВОВ 1941-1945 гг..
Маленький улус Хандала – родина талантливых людей, оставивших яркий след в политической, научной и общественной жизни Бурятии и России. Они являются достоянием и гордостью улуса Хандала, Кабанского района, Республики Бурятия. Среди них - ветераны Великой Отечественной войны, известные ученые, просветители, государственные деятели и прославленные орденоносцы труда.
Махатов Батор Прокопьевич (1899-1992 г.г.)– участник ВОВ, заслуженный учитель Бурятии, отличник народного просвещения РФ, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Б.П.Махатов был также пытливым краеведом, неутомимым фольклористом - собирателем. Еще в юношеские годы начал собирать фольклор, записывая предания и легенды, песни и шаманские призывания, устные рассказы и сказки кударинских бурят. Был собран огромный материал. К сожалению, многие рукописи погибли в годы раскулачивания его родителей. Батор Прокопьевич широко известен как краевед своими книгами: "Были и предания Байкало-кударинских бурят" (Улан-Удэ, 1963); "Страницы из жизни бурят кударинской степи" (Улан-Удэ, 1964).
Хахалов Александр Уладаевич (1909-1970 г.г.). Видный общественно-политический и государственный деятель достойно вошел в историю Республики Бурятия. Он посвятил себя целиком и полностью интересам родной республике, интересам всех народов, живущих на её территории. С 1951-1960 гг.- первый секретарь Бурятского обкома КПСС. С 1960-1970 гг.- Председатель Президиума Верховного Совета Бурятской АССР. За заслуги перед Советским государством был награжден: Орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак Почета».
Маласов Харлампий Родионович - Первый тракторист Кударинской степи. Участник Великой Отечественной войны. За долголетний и добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году награжден Орденом «Знак Почета».
Хахалова Мария Уладаевна (1919-1988 г.г.) участница легендарного пеше-лыжного перехода Улан-Удэ – Москва 1936-1937годов.. Награждена в 1937 году орденом «Знак Почета».
Ишигенов Иван Афанасьевич (1924-1993 г.г.). Участник ВОВ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.
Махатов Михаил Баторович родился в 1925 году. Участник ВОВ, полковник – инженер в отставке живет в г. Санкт-Петербурге.
Соктоев Игнатий Александрович (1926-2009 г.г.). Участник ВОВ, доктор исторических наук, профессор,заслуженный деятель науки РБ, Почетный академик Международной академии наук высшей школы.
Моксонов Лаврентий Заяханович (1927–2007 г.г.) За ударный труд в годы войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». В 1965 году присвоено почетное звание «Заслуженный механизатор Бурятской АССР». За многолетний, добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден в 1971 году Орденом «Октябрьской революции».
Дмитриев Сергей Семенович (1928 -1978 г.г.) Министр просвящения Бурятской АССР 1968-1978 г.г. Присвоено почетное звание Заслуженный учитель школы РСФСР, Заслуженный Учитель школы Бурятской АССР. За долголетний и Добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССр награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почета.
Бадлаева Екатерина Николаевна (1932-1978 г.г.). Знатная доярка. Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 марта 1976 года награждена Орденом Знак Почета.
Маласов Николай Александрович (1934-2003 г.г.). Знатный механизатор. За долголетний и добросовестный труд в 1967 году награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1977 году награжден орденом «Трудовой Славы» III степени.
Тыхенов Александр Владимирович (1937-2002г.г.). Знатный механизатор. За долголетний и добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета ССС 11 декабря 1973 года награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Тыхенов Цырен Харлампьевич 1938-1995 г.г.– общественный тренер по шахматам и шашкам.
Савельев Юрий Сагадаевич – 1939 г.р. доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургской медицинской академии.
Ботоев Виктор Борисович - бригадир тракторной бригады. За многолетний, добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 декабря 1976 года награждена Орденом «Трудовой Славы» III степени.
Дарханов Федор Иванович 1948 г.р. – заслуженный работник физической культуры и спорта России и Бурятии. Живет в г.Улан-Удэ.
Маласова Зинаида Харлампьевна родилась в 1951 году. Знатная доярка. За многолетний, добросовестный труд. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 февраля 1975 года награждена Орденом Трудовой Славы III степени. Сфотографирована у Знамени Победы в городе Москва в Музее вооруженных сил, в честь 30- летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
Комментарии