Около 1613 года хоринские семьи переселились в низовья реки Селенги. Здесь они встретили бурят с западной стороны берега Байкала, которые жили в Кударинской степи.
Из улуса Ангинского со своими многочисленными родственниками перебрался в Кудару Абхан из рода шоно. Приискал там сухое возвышенное место на берегу небольшой протоки - Хандалын дубуун – и положил начало будущим шести хандалинским улусам. Вскоре слава о кузнеце Абхане разнеслась по улусам и русским деревням. От заказов на его изделия не было отбоя. Так и жил Абхан, заваленный выше головы работой, почти не выходя из своей землянки-кузницы. В каждодневных трудах не заметил, как выросли сыновья, завели свои семьи и составили четыре эсэгэ (подрода): бахадаев, баторов, алсаханов, монсонов. Вокруг юрты Абхана появились другие дворы, а потом и целые улусы. И стал он основателем нового поселения и целой династии мастеров кузнечного дела (дарханы), древнейшей и почитаемой в народе профессии .
Представитель из рода Олзон первый положил начало бурятскому земледелию. Нет оснований утверждать, что во всей Кударинской степи, но в Хандале, несомненно. Звали его Харха, и он пришел в Хандалу первым из своего рода. Как он жил неизвестно, но человек он был, что называется, с головой и умел наблюдать, осмысливать и правильно оценить впервые увиденное. Харха, первый из кударинских бурят вспахал землю и засеял её зерном, взятом в Посольском монастыре. Не просто было сделать этот шаг. И не только потому, что дело было новое, а потому, что религия и сородичи не хотели допустить такого кощунства. Земля для бурят была священной. Он своей первой бороздой положил путь бурят к земледелию, следовательно, нашел еще один источник существования для своих сородичей. (М.А.Лукьянов. «Край наш Кабанский у Байкала»).
Развернувшиеся в 1956-годах процессы укрупнения колхозов, преобразования колхозов в совхозы, сселения «неперспективных» деревень объединило разбросанные по берегам Селенги и Байкала улусы. Но даже после переселения каждый улус постарался построить свои дома по соседству, по родовому признаку. Улус Хандала объединил в себе целых шесть улусов. Улусы располагались на берегу Харауза. В то время это была полноводная речка, питали которую подземные ключи. Вода ключевая считалась целебной и эту речку очень берегли. В основном название улуса давалось по названию рода поселенцев – бурят, которые пришли в низовья Селенги: Балтай, Зун-Хамнай, Хамнай, Олзон, Хурумша. В Хандале жили буряты таких родов: Булгад, Торогоут, Аша абгат, Хэнгэлдэр, Ехэ шоно, Бага шоно, Абзай, Галзут, Балтай, Хайтал, Олзон, Яртага, Дархан, Хурумша, Алгуй.
Откуда пошло такое название улуса Хандала?
Старики рассказывают. Что в старину на территории байкало – кударинского аймака жили монголы. У монгольского князя было жилье «Хаан – дал» (дворец хана). С тех пор и пошло название «хан-дал» или Хандала.
Другие старики говорят:
- Переселившись с западной стороны Байкала, наши предки облюбовали местности Кудары Хандалу, и говорили: «Энэ дайдамнай Хандалгатай дайда байнал даа» (Эта местность нас любит, спасает). И действительно в лесах Кударинской степи в те времена водилось много зверей. В реках и озерах, в Байкале целыми косяками разгуливали различные породы рыб. Ровные степи покрытые густой травой, способствовали развитию скотоводства. Вот с тех пор пошло название « Хандалгата» или сокращенно «Хандала».
Хандала - одно из самых старинных бурятских улусов Кабанского района. В настоящее время в нем проживают представители особой этнической группы - кударинские буряты. В течение нескольких веков они сохранили свою аутентичную культуру, самобытность, особый диалект бурятского языка и древнюю шаманскую религию. При въезде в Кударинскую степь вдоль дороги можно видеть культовые места поклонения – барисэ, стоят коновязи - сэргэ, по легендам - здесь привязывают своих лошадей местные шаманские Боги. Обожествляя леса, луга и степи, ведя свой род от птиц и зверей, буряты издревле очень бережно относились ко всему, что даровала им Мать-Природа. Каждый год одноулусники-сородичи проводят коллективные молебны – тайлаган, посвященный родоначальникам, предкам. Несмотря на запреты в советский период традиции сохранились. В настоящее время на тайлаган приходит много детей, устраивается самые настоящие спортивные состязания, обязательными элементами которых, являются борьба и бег. Проводятся и индивидуальные тайлаганы перед каким-либо событиям: свадьбой, отъездом, службой и т.д. В некоторых семьях хранятся предметы – родовые реликвии: кинжалы, лук, стрелы и даже кузница. Кузница, как особая реликвия, передается по мужской линии от отца к сыну. Сохранились наковальни, горн, меха, молотки, и все что нужно для работы.
В годы Великой Отечественной войны 136 жителей Хандалы ушли на фронт, из них каждый второй погиб, защищая Родину. Среди них есть особые имена - это пять братьев Мункоевых, геройски павших на полях сражений. В день празднования 65-летия Победы в улусе был торжественно открыт памятник братьям Мункоевым, воздвигнутый на средства земляков. Клин золотокрылых журавлей уносится в небо, храня вечную память обо всех воинах погибших в годы ВОВ 1941-1945 гг..
Маленький улус Хандала – родина талантливых людей, оставивших яркий след в политической, научной и общественной жизни Бурятии и России. Они являются достоянием и гордостью улуса Хандала, Кабанского района, Республики Бурятия. Среди них - ветераны Великой Отечественной войны, известные ученые, просветители, государственные деятели и прославленные орденоносцы труда.
Махатов Батор Прокопьевич (1899-1992 г.г.)– участник ВОВ, заслуженный учитель Бурятии, отличник народного просвещения РФ, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Б.П.Махатов был также пытливым краеведом, неутомимым фольклористом - собирателем. Еще в юношеские годы начал собирать фольклор, записывая предания и легенды, песни и шаманские призывания, устные рассказы и сказки кударинских бурят. Был собран огромный материал. К сожалению, многие рукописи погибли в годы раскулачивания его родителей. Батор Прокопьевич широко известен как краевед своими книгами: "Были и предания Байкало-кударинских бурят" (Улан-Удэ, 1963); "Страницы из жизни бурят кударинской степи" (Улан-Удэ, 1964).
Хахалов Александр Уладаевич (1909-1970 г.г.). Видный общественно-политический и государственный деятель достойно вошел в историю Республики Бурятия. Он посвятил себя целиком и полностью интересам родной республике, интересам всех народов, живущих на её территории. С 1951-1960 гг.- первый секретарь Бурятского обкома КПСС. С 1960-1970 гг.- Председатель Президиума Верховного Совета Бурятской АССР. За заслуги перед Советским государством был награжден: Орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак Почета».
Маласов Харлампий Родионович - Первый тракторист Кударинской степи. Участник Великой Отечественной войны. За долголетний и добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1971 году награжден Орденом «Знак Почета».
Хахалова Мария Уладаевна (1919-1988 г.г.) участница легендарного пеше-лыжного перехода Улан-Удэ – Москва 1936-1937годов.. Награждена в 1937 году орденом «Знак Почета».
Ишигенов Иван Афанасьевич (1924-1993 г.г.). Участник ВОВ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.
Махатов Михаил Баторович родился в 1925 году. Участник ВОВ, полковник – инженер в отставке живет в г. Санкт-Петербурге.
Соктоев Игнатий Александрович (1926-2009 г.г.). Участник ВОВ, доктор исторических наук, профессор,заслуженный деятель науки РБ, Почетный академик Международной академии наук высшей школы.
Моксонов Лаврентий Заяханович (1927–2007 г.г.) За ударный труд в годы войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». В 1965 году присвоено почетное звание «Заслуженный механизатор Бурятской АССР». За многолетний, добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден в 1971 году Орденом «Октябрьской революции».
Дмитриев Сергей Семенович (1928 -1978 г.г.) Министр просвящения Бурятской АССР 1968-1978 г.г. Присвоено почетное звание Заслуженный учитель школы РСФСР, Заслуженный Учитель школы Бурятской АССР. За долголетний и Добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета СССр награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почета.
Бадлаева Екатерина Николаевна (1932-1978 г.г.). Знатная доярка. Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 марта 1976 года награждена Орденом Знак Почета.
Маласов Николай Александрович (1934-2003 г.г.). Знатный механизатор. За долголетний и добросовестный труд в 1967 году награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1977 году награжден орденом «Трудовой Славы» III степени.
Тыхенов Александр Владимирович (1937-2002г.г.). Знатный механизатор. За долголетний и добросовестный труд Указом Президиума Верховного Совета ССС 11 декабря 1973 года награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Тыхенов Цырен Харлампьевич 1938-1995 г.г.– общественный тренер по шахматам и шашкам.
Савельев Юрий Сагадаевич – 1939 г.р. доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургской медицинской академии.
Комментарии