В 1701 году была опубликована чертежная, картографическая книга "Чертежная книга Сибири" Семена Ремезова. В этой книге, как в зеркале с возможной полнотой того времени, отражалась Сибирь XVII века. Книга «Чертежная книга Сибири» стала официальным документом, где упоминается четыре деревни Кудары, которых автор отметил на карте. У деревни Кудара, сообщает Ремезов, «Пахотные места. Поселяне - селенгинские служилые люди...». (Кн. «Жемчужина Восточной Сибири», стр. 39).
В брошюре "Слово о родной земле", автор Поломошин В.И.-знатный краевед Кабанского района пишет, что четыре деревни Кудары это села Кудара, Быково, Фофоново и Шергино.
Датой основания села Шергино считается 1701 год. (До появления документов об утверждении более ранних сроков)
Название свое село получило от фамилии первого основателя пашни -Шергина. Фамилия Шергин , если посмотреть по этимологическому словарю происходит от слова «шерга»- (корабельный сор), что позволяет говорить о занятии предков первого основателя пашни, следовательно Шергин скорее всего выходец из корабелов Воронежа, Азова или Астрахани.
Первые поселения были основаны вдоль реки Харауз, утверждает Фекла Андреевна Бусовикова (1923 г.р.), потомок фамилии Шергиных по линии матери. Эту местность раньше называли «Нажилище». До сих пор там сохранились заросшие рвы да ямы сейчас там совхозный огород. И от этого поселения стало разрастаться село Шергино.
Из воспоминаний Ф.А.Бусовиковой изба ее деда Шергина Евдокима Никифоровича сохранилась до сих пор, там жили Дунаевы. Этому дому более 150 лет. Изба двух братьев Шергиных Семена и Ивана Никифоровичей, стояла на месте где сейчас находится дом Каргапольцевых, ныне улица Школьная.
В семье Евдокима Никифоровича было семь детей- 3 сына и 4 дочери. Самая старшая была Соломанида, затем Дарья, Петр, Пелагея, Сафрон (1898гр.), Агрофена(1900гр.) и Владимир (1904 гр.).Младшая из дочерей Агрофена Евдокимовна в 1922 году вышла замуж за Бусовикова Андрея Ивановича. Стали жить здесь в селе, у них было 8 детей - Зсына и 5 дочерей. Их дом стоял на месте двух квартирного дома, где сейчас живет Калибина З.В.
Ныне живущие в селе потомки Шергина, это семья Бусовикова Виктора Андреевича, Вторушиной Антониды Андреевны.
Коренными шергинскими династиями считаются фамилии: Бусовиковы, Пермяковы, Курбатовы, Соболевы, Дубинины, Калашниковы, Метешовы, Мертвецовы, Михайловы, Сидоровы.
В документах Ильинского волостного управления записано, что в селение Шергинском в марте с 1860 года проживало - 79 душ обоего пола. Для сравнения назовем, что в деревне Жилинской- 61 душа, в Быково - 133, в Фофаново-188.
В селе была построена первая церковь в 1809 г. Вновь заложена в 1867 г. «Согласно желанию крестьян Селенгинского округа, селений: Шергинского, Быковского, Феофановского, Горбовского, Кычинского, Пашенского и Романовского, Иркутским Епархиальным начальством 15 января сего года разрешено построить деревянный на каменном фундаменте Храм во имя Казанской Божией матери в Шергинском селении, и по построении образовать особый приход с назначением притча из священника, дьячка и пономоря». Много сил приложил священник Кударинской Благовещенской церкви Иаков Сахаров, строитель Иван Николаевич Пермяков. Построена церковь в 1868 году, освящена 13 апреля 1869 г. Преосвященнейшим Мартинианом, епископом Селенгинским. (Энциклопедия «Наследие Земли Кабанской» стр.73). Кроме шергинских жителей к церкви были приписаны фофановские, романовские, кычинские, горбовские, пашинские и улусы Хандалинской степи.
В 1873 году при церкви было открыто церковно - приходское одноклассное училище. В котором занимались 9 учеников: семь мальчиков и две девочки – дети состоятельных родителей. Школа находилась в небольшом доме и находилась в западном углу ограды церкви. Первым законоучителем был Корнаков Алексей Алексеевич, учителем, его сын – Корнаков Петр Алексеевич. ( Памятная книга Забайкальской области за 1895 год, лист 99).
В 1892 г. помещик из Читинской области Степан Красиков, друг Корнакова А.А. как бы в дар церкви, дар богу дал деньги на строительство нового здания школы. При строительстве материально помогали местные кулаки, которые подряжали крестьян на строительство школы и вели оплату труда. Школа стала уже трехклассной, была обычным деревянным домом, где размещались столы и лавки. В новой школе обучалось 18 мальчиков и 5 девочек. Школа находилась на попечении правительства. ( Из доклада «Как отчий дом и сердце матери…» Кострикова И.И. к 100-летию Шергинской школы. Байк. огни.- 1973 год.- 17 марта ).
Так это позволяет сделать вывод, что к концу XIX века село Шергино было средним пашенным крестьянским селом. Крестьяне села в основном занимались хлебопашеством, скотоводством, рыбалкой и бондарской работой, т.е делали лагуны, бочки и др. утварь.
После революции провели реорганизацию школы, убрали закон божий. В 1926 – 1928 годах свадьбы проводились еще по старому обычаю – венчались в церкви, а дети обучающиеся в школе, пели в церковном хоре. В селе на центральном перекрестке стояла часовня Прокопия Праведного, где хранилась вся церковная утварь, иконы. Поэтому престольный праздник у нас в селе празднуют в Прокопий день 22 июля. По воспоминаниям старожилов, часовня была разрушена в 1935 г., а вся церковная утварь ночью были вынесены за деревню и сожжены. Организаторами были большевики села. В 1938 году церковь закрыта. Здание использовалось под неполную школу. (Энциклопедия «Наследие Земли Кабанской» стр.74)
Комментарии