Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

История исчезнувшего села Сухая Молька

14 ноября 2017
История исчезнувшего села Сухая Молька
Местность Сухая Молька располагалась в двенадцати километрах от села Шерашово. Там ис- покон веков косили сено. Молодые односельчане, энергичные и смелые, решили попытать счастья. В 1930 году в селе начали организовывать колхоз  «Байкал» и может быть поэтому  они захотели пожить самостоятельно, сейчас очень трудно восстановить все события того времени.  
 
И это решение далось им не просто. С насиженного места  поехать к черту на кулички. И все-таки  решились. В детстве я любила слушать рассказы маминых подруг и односельчан, которые приходили  к нам  в гости, ставили трехлитровый самовар и чаевничали. Часто собирались за праздничным столом родственники и вспоминали о прожитом времени  и об ушедших в мир иной своих односельчан и  близких. Много интересного я вынесла из этих бесед и в том числе об истории села  Молька.  Вдоль дороги, ведущей на Мольку,  располагались  когда- то поля:  Капустинские, Румянцевские, Ивана Степановича поле, Головичевское, по именам и фамилиям их владельцев, на которых сеяли пшеницу,  рожь, овес.
 
Там же были местности  Большая клетка , Разрыв, Закамалденское,  Озерки, Осиновая падь, В ручей, Верхний лужок, Средний лужок, Нижний Лужок, Каменушка, Мельница. В местности Закамалденская находятся большие залежи глины ;  из нее делали кирпичи и горшки. Кирпичи использовались на кладку печей. Последнюю печь из этих кирпичей убрали восемь лет  назад, еще одна печь стоит в Пневском доме до сих пор. Эти кирпичи такие крепкие, что пошли еще на кладку новой печи  в нашем доме. В горшках на загнете томили молоко, варили кашу и всякие вкусности. Такие горшки были и в нашей семье. Кирпичи  делали  таким образом. Из досок сколачивали короб, в который закладывали глину и заливали теплой водой.
 
Все дети и взрослые, оголив ноги, ходили  по кругу и месили глину до тех пор, пока масса не становилась однородной и эластичной. Хорошо вымешивали. Раскладывали смесь по формочкам и оставляли сушиться на солнышке. Для того, чтобы кирпичи были ровными , лишнюю глину снимали  деревянной палочкой. После просушки  кирпичи вынимали из форм, складывали в штабеля в сарай, и они выстаивались там. Наши кирпичи не обжигались, сразу же шли на кладку печей. В Закамалденских лесах росло много брусники, грибов: рыжиков и груздей, собирали их большими коробами. Солили в лагуны с ветками багульника, брусники и мукой . Когда зимой наковыряешь этих грибов в чашку и несешь в дом, ароматный запах распространялся по всей ограде. Иногда  бруснику собирали недозревшей, однобокой. Ее ссыпали в стеклянные банки и ставили в амбар на полки, там она доходила. Могла стоять до весны. Из нее варили кисели и варенье, пили при простуде или после бани. Неподалеку от Закамалденских находились  Озерки.
 
Возможно,  когда-то их было два, но мы застали одно красивейшее озеро с кувшинками и лягушками, камышами. Возле этого озера  было столько живности, все кричали на разные голоса. Стучали дятлы, куковали кукушки, ( спрашивали сколько лет нам жить и она отвечала до ста своих ку-ку, довольные мы уходили).  Плавали утки и гуси. Птицы прилетали сюда на водопой и покормиться. Приходили разные животные. Райский уголок. Вокруг находился сенокос, накашивали много сена.                                                                                                                                                                                                         Моя мама, Евдокия Яковлевна Румянцева, вспоминала: « Место для деревни выбрали очень хорошее на Среднем Лужке.  С одной стороны находится крутая гора Золотая, которая укрывала село от ветра,  и текла речка Молька, сбегая с горы. Дома срубили вдоль горы в один ряд, окнами к селу Шерашово. Поставили амбары и постройки .»  Сейчас трудно восстановить события: то ли они перевезли свои дома или срубили новые, никто не знает. Жили по две семьи в доме.  В местности Верхний Лужок на речке Мольке построили мельницу. Сделали запруду и вода  спадала прямо на лопасти колеса. Мололи муку и крупчатку, из которой варили кашу.   Организовали коммуну. Из  села Шерашово уехали два брата Муравьевых: Даниил Иванович с женой Степанидой Савельевной, Матвей Иванович с женой Екатериной Петровной.  И две сестры: Челпанова Пелагея Григорьевна и Муравьева Фекла Григорьевна.

Из  села Дубинино:  Волков Алексей Иванович с женой Устиньей Юдьевной, Волков Алексей Алексеевич с женой Аграфеной. Из села Инкино два брата  Муравьев Иван Ильич- большой- с женой Ниной и Иван Ильич – малой- с женой Ариной. Председателем коммуны избрали Волкова Алексея Ивановича. Перед  домами разработали  поля, на которых выращивали пшеницу, рожь, овес, картошку.  Имели огородины . Привели скот: коров, лошадей, свиней, кур. На лошадях и коровах обрабатывали землю. Зерно сдавали  на станции Селенга государству. Собирали в лесу ягоду, благо  были большие заросли  брусники, красной смородины (кислицы), черной смородины, малины возле речки Мольки и кусты черемухи. Росло множество грибов. Мой брат, Николай Григорьевич, будучи подростком, возил копны на Мольке.  Ужиная возле костра, наш односельчанин Муравьев Георгий Серафимович вспоминал:  как они с мужиками ходили  охотиться в эти места и что там видели. На горе Золотой недалеко от села находились калтуса  с множеством ручейков, с болотами и кочками. Оттуда брали свое русло две речки Мольки, одна стекала  по направлению к селу Шерашово, а вторая с той же  калтусины по направлению к речке Сырой Мольке. В калтусах  большие залежи солончаков  и косули стадами приходили полизать соль и на водопой, прилетали и водились здесь утки, гуси, рябчики, тетерева и другая живность. Молькинские мужики ходили на охоту , стреляли косуль, рябчиков, глухарей.
 
Мой двоюродный брат, Капустин Петр Васильевич, живя в Кударе и общаясь со стариками, рассказывал, что в зобах убитых птиц  охотники находили золотые зерна. У Кударинских старожилов раньше водилось золото.  Вот почему и получили названия две горы: Золотая и Золотуха. Моя мама, Евдокия Яковлевна  Румянцева вспоминала, что на Покров – 14 октября 1931 года- на Мольке решили отпраздновать годовщину  коммуны. Соскучившись по родным и односельчанам , пригласили гостей. В числе других были и три подружки: Бабкина Аксинья Кирьяковна, Коркина Клавдия Леонтьевна и Румянцева Евдокия Яковлевна. Приготовили гостинцы, нарядились в самые лучшие одежды и поехали на лошадях в гости. Там уже ждали накрытые столы, встречали с хлебом-солью, играла гармошка. Под старость, лежа в постели, слепая и немощная, мама часто вспоминала о селе Молька.
 
Даже по этому поводу сочинила стихи:
            Годовщина
            Было время поработать, 
            Было время погулять.
            Пригласили нас на Мольку,
             Годовщину отмечать.
             А мы думали недолго,
              Были легки на подъем.
              Молодые, озорные,
              Мы отправились втроем.
                   
   Данной историей я поделилась с корреспондентом  газеты « Байкальские Огни». И вот через некоторое время,  в начале октября, созвонившись , мы встретились с ней , прихватив с собой ветеранов - односельчан Капустина Андрея Кузьмича и мою старшую сестру Румянцеву Зинаиду Григорьевну, мы помчались на машине искать месторасположение этой исчезнувшей деревушки.  По дороге на Сухую Мольку мы увидели совсем неприглядную картину,  лесорубы терзали эту землю. Высохли озерки. Ручей глубоко врезался в землю. А когда-то же здесь все благоухало. Цвели саранки, лилии разных цветов, росло разнотравье. С детства знакома была каждая тропинка и травинка. Все места были хожены-перехожены. На опушке леса собирали грибы, на Закомалденских бруснику, брали глину. Гору Золотую я узнала сразу , а около горы ровное место, слева от горы течет речка , рядом можно брать воду. Я бы выбрала это место. Крутая гора защищала деревню от набегов медведей и волков. Мы с Андреем Кузьмичом долго ходили по поляне , искали хоть какие-то следы деревни и в конце поляны Андрей Кузьмич нашел яму от бани.
 
Сам он не помнил, но ему когда-то давно показал это место  его отец Кузьма Васильевич. Яму от бани мы нашли в зарослях кустарников. А может и запамятовал, в лесу много ям. Обычно баню по-черному строили подальше от жилища и оказалась  она на открытой местности. Строили ее так.  Поставили сруб на листвяные сваи, выкопали большую яму под слив. На одной стороне вырубили небольшое окно и затянули его скотским пузырем, а второе небольшое отверстие на другой стороне для выхода дыма затыкали чем-нибудь. Крышу у бани покрывали  тонкими бревнышками,  плотно подогнанными друг к другу и засыпали землей, верх выкладывали мхом .
 
В бане сложили из камней плиту с топкой. Рядом поставили деревянную бочку, воду нагревали горячими камнями. В бане сделали жердочку, на которую вешали белье, выпаривая его от насекомых. Для того , чтобы вода была щелочной и смывала грязь с тела, в кадушку с водой бросали мешочек с пеплом. Хорошо попарившись в бане, эта вода смывала грязь без мыла. Зинаида Григорьевна  вспоминает : « Раньше, когда мы ездили в эти места на сенокос, то видели  возле горы торчащие из земли листвяные столбики ,на которых когда-то стояли дома, находились ямы от подполья.» Постепенно они заросли травой и кустарником. Легкая на ногу , я побежала выше по ручью, думала обнаружить следы от мельницы, но не нашла.  И все-таки я попытаюсь найти это место. Я была ошерашена тем, что  там увидела. Тракторная торная дорога  ведет прямо на средину горы Золотой. Здесь в последнее время орудовали лесорубы и сами представляйте , что после них остается. Когда-то в детстве мы забирались на эту гору, оттуда открывалась живописная панорама, хорошо просматривались наш любимый  батюшка Байкал на закате, а рядом милые сердцу  деревушки: Инкино и Дубинино. На обратном пути мы заехали в село Дубинино.
 
Нашли дом Волковой Устиньи Юдьевны. Возможно, этот дом с амбарами был перевезен из села Сухая Молька в село Дубинино. Дом заброшен.  Почему же исчезла эта деревня? Существует несколько версий , но одна из них более правдоподобна. Летом заедал гнус и клещи , только дымокур ненадолго спасал их . Весной, зимой и осенью беспокоили  волки и медведи, загрызая скотинку. Промучившись несколько лет,  они снова уехали со своим скарбом в родные деревни и их с удовольствием приняли в колхоз. Волковы вернулись в село Дубинино , один из братьев Муравьевых в  село Инкино, а второй в село Дубинино, семьи Муравьева Д.И. и Муравьева М.И., сестры Челпанова П.Г.  и  Муравьева Ф.Г. вернулись в село Шерашово. Между собой все они были родственниками. 
 
Я думала, что на этом  история села Сухая Молька  и закончилась. Но какого  было мое удивление, когда на второй день после выхода газеты с этой статьей , у нас в доме зазвонил телефон. И женский голос представился: « Это я, Муравьева Лидия Ивановна.» Наша односельчанка, сейчас она проживает в соседнем селе. Оказалось, что она тоже слышала о селе Сухая Молька  от своей матери Вассы Павловны.  Ее отец Муравьев Иван Иванович с матерью Вассой Павловной,  брат отца Муравьев Алексей Иванович с женой Феклой Ильиничной, сестра отца Муравьева Степанида Ивановна и дядя Ивана Ивановича Муравьев Афанасий Григорьевич с женой Настасьей Павловной тоже были жителями этого села. Потом все они вернулись в село Шерашово. Вот такова судьба Молькинских жителей. Этот материал по истории села собирался мною по крупицам, Однажды, приехав к своей тете  Колмаковой Антонине Яковлевне , я застала  Муравьеву Екатерину Петровну, ей было уже 85 лет и жила она в поселке Селенгинске у дочери. Я сразу же обратилась к ней со своими вопросами. Но она забыла об этих событиях. 
 
Продолжение следует.
Краевед Румянцева Л.Г.
Фото: Румянцева Зинаида Григорьевна на месте исчезнувшего села Сухая Молька

 
Просмотров: 4724

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -