Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Что такое тайлаган

Что такое тайлаган

Тайлаган – это молебствие, совершаемое шаманом или удаганом и устраиваемое всем обществом в масштабе улуса или несколько улусов.  Главное назначение его – просьба у богов, онгонов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий. Время проведения тайлганов – с конца мая весной и до конца осени, с октября. В каждом улусе была своя система тайлганов от семи до двадцати и более и каждый из них посвящался конкретному онгону. В прошлом сроки и цели их проведения определялись циклом с/х работ и временем кочевки.

Тайлганы посвящались стихиям природы: огню, воде и земле и т.д. Каждая стихия природы имела хозяев и целый сонм божеств. Онгоном домашнего очага и вообще огня являлся Сахяадай ноен со своей женой Сахали хатан, онгонам водной стихии Уhа Лубсан хан с женой Уhан Дайбан, у которых был многочисленный штат чиновников, ведавших отдельными силами водной стихии и отраслями рыболовства. Хозяином озера Байкал считается Дайр Сагаан ноен ( Бахархан хара ноен)со своей женой Далабшата Сагаан хатан.

Тайлганы сопровождались традиционными формами культа: танцами и играми, соревнованиями между детьми и взрослыми.

Тайлганы проводятся с жертвоприношениями (бараны, кони) и также в форме сасли.

Шаманскому пантеону бурят необходимо дать еще одну характеристику – этническую, построенную на принципах распространенности или известности почитаемых существ. В этом плане выделяются божества общебурятские, племенные, т.е.почитаемые в рамках расселения племени – булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров, соетов,сартулов, территориальные, то есть распространенные в пределах нескольких родовых общин, улусно – общинные и, наконец, семейно – личные.

К общебурятским божествам и духам относили: Вечное Синее Небо и небожителей, их детей – Ханов (Буха ноен, Хан Шаргай, Эрлена, Баян Хангая и т. д. Хозяинов земли, крупных рек, озер, гор и островов – Ангары, Лены, Иркута, Байкала, Ольхона и т. д. Общебурятскими были культы орла, лебедя, хоринских двух заянов, солнца, луны и некоторых звезд.Божества общебурятского значения за редким исключением относились к высшей иерархии и имели свою сферу деятельности. Каждое божество или группа божеств ( тэнгрии, уhан ханов и др.) Требовали особых жертвоприношений, которве могли быть коллкетивными и индивидуальными, кровавыми и бескровными, умилистивительными и благодарственными, устроены с участием шаманов. За исключением некоторых групп тэнгри и ханов, всем перечисленным божествам делались онгоны – изображения.

О тэнгри, ханах и великих онгонах и заянах существовали многочисленные мифы и легенды, в их честь слагались гимны и песни. В религиозной жизни шаманистов рассмотренная нами группа богов играла роль.

В общем пантеоне бурят конца ХIХ – начала ХХ вв территориальные божества преобладали. Каждому из них приносили жертвы коллективные и индивидуальные, кровавые и бескровные. Они в большинстве своем суть души людей, живших реально, но больше всего шаманов и удаганов, умерших преждевременно и доживших до старости. Жили они в основном в ХVII – ХIХ вв., а некоторые и в начале ХХ в. О каждом из них имелись легенды, предания или просто устные рассказы, в их честь былисложены гимны или молитвенные тексты – дурдалга, исполняемые шаманами во время обряда жертвоприношении или брызгания, сасли, или же количество территориальных божеств увеличивались бесперерывно.

Родовые духи и культы. По данным И.А.Алсаханова к началу ХХ века насчитывалось 196 бурятских родов. Одни роды занимали более или менее компактную территорию, а другие жили рассеянно, отдельными, изолированными друг от друга группами.

Несмотря на громадные изменения в социально- экономическом строе бурят после вхождения в состав России, в конце ХIХ в.- начале ХХ в. пережитки родовых отношений сохранялись во многих сферах. Наиболее живучими они оказались в шаманизме.

Описывая структуру территориально- родственных союзов у бурят Предбайкалья, Б.Э. Петри писал: «Каждый род живет совершенно отдельно в своем улусе и кочует самостоятельно, каждый род имеет своего «старшего» в роду, отдельную религиозную касту, своих собственных богов – покровителей, которые не почитаются их территориальными родственниками. Угай тайлган каждый род справляет самостоятельно. (Петри 1924г. стр.18-19).

Угай тайлган посвящены предкам, каждый род – уг удха молится и призывает  своих умерших предков шаманов и удаганов хозяев местности, занимаемой родовой группой. Совместно могли устраивать угай тайлган люди, происходящие от одного какого – нибудь предка.

Угай – тайлган (уг удха – род) тайлган, посвященный родоначальникам, предкам. Проводится этот тайлган летом, точной даты нет, как организуют старшие в роду, шаманы.Каждый род выходит на «Угай тайлган» на свое определенное место.

Духи предков считаются покровителями рода, обеспечивающими благополучие и успех, покровителями местностей, где некогда они жили. Перед проведением создаются  условия: готовят место подношения «шэрээ», в стороне разводят огонь для «очищения», соблюдают тишину и порядок.

Все подношения окуриваются дымом, корой пихты, также всех вновь прибывших людей.

На тайлган приезжали все, кто может. Собирали денег с каждой семьи. Каждая семья приносила с собой саламат, далга (конфеты,печенье). Молоко, чай черный, также еду брали  и угощали друг друга потом. Некоторые семьи, кто особенно придерживался обычая, очень были аккуратны. Прежде чем вынести из дома далга, саламат и водку, все что берет с собой на тайлган, очищали корой пихты и очищались сами.

Затем все собирались в одном в одном доме, где на туургэ,(хониной ушаан) завязывали залмаа ленточки. Одна семья на одно туургэ завязывал сколько в семье людей и плюс по одному лишнее, чтоб на следующий год прибавилось в семье, стало на одного человека больше.

Затем родовой шаман все, что приносили с собой и туургэ очищают и едут на родовое место. Там их встречают, так же очищают корой пихты или же угольком то огня, чтобы все плохое ушло. Зажигают костер. Затем мужчины втыкают туургэ, которые принесли с собой, впереди молящихся. Дальше ставят далга, молоко и  чай всех молящихся.

Также впереди всех в одном направлении устанавливают две березовые ветки высотой 120 см – «Шандагата туургэ» и 180 см – «Сэргэ туургэ» и на каждый из них завязывают  девять белых ленточек «залаа» (шир.л. 2-3 см, длина- 20-30 см)

Ветки (ивы – туургэ) втыкают там же, где находится «Бурхаан – туургэ», перед ветками устанавливается чистая доска размером 10 х 30 см. На нее ставят бутылку водки, в маленькой тарелке саламат, масло с ложкой, немного конфет, печенье, монеты (кроме одной копейки), папиросы 3 шт. Такие же приготовления делаются и при жертвоприношении. При жертвоприношении процесс другой, чем при обряде брызгания, сасли.

Затем перед «Туургэ» выстраиваются в ряд главный шаман и мужчины, несколько человек и также сагаа баряашад этого рода. Они молятся основателю рода своего, видным шаманам и удаганам рода. Текст призывания читает главный шаман, у которого в руке левой кружка молока, в правой – блюдце, в которое  наливают молоко (сагаа) понемногу и начинают призывание. У второго два блюдца, в которых водка, у третьего – чай, и так у всех мужчин, некоторым дают саламат, некоторым конфеты, печенье (далга). По команде главного шамана они резким движением рук вперед выплескивают богам содержимое и повторяют «Соок, соок hайхан». Затем молятся всем близким предкам, т. е. уже ушедшим в иной мир дедам и бабушкам,  живших доныне, чтобы и они получили свою норму и помогли донести молитвы до главных богов, до первых родоначальников, т.е самого Шоно, или Алагуй, Абзай или Хайтал и т. д.

При проведении тайлагана  шаманы Кабанского района также молятся и призывают Лусад бурхад Дэлхэйн эжэн, Хаалюд бурхад, Монгол бурхад и т.д.

Чем выше статус (олон шанартай), тем больше призывания богов.

Во время камлания один мужчина берет со всех далга дээжэ, также дээжэ чая, молока и саламата и все это преподносят огню – угощают через огонь духов.

После окончания всем раздают далга и делают харюулга и при этом надо сказать благословения, пожелания и все говорят «хурай, хурай» и три раза по солнцу обводят далга. Затем все молятся на коленях, просят у духов благополучия для всей семьи, здоровья, силу (хусэл, шадал) и т. д. Мужчины молятся без головного убора, а женщины с покрытыми головами.

Проведение угай тайлгана улуса бывшего Ехэ Дулан вблизи от озера Байкал на родовом месте, где до 1960 г.жили предки моего мужа рода Сэгээнэд, также роды «Абзай и  Шоно». Старейшины этих родов начали проводить тайлганы недавно, года 3 – 4 назад.

На прведение тайлгана приглашали шамана с.Корсаково Мадуева Ал-ра Казановича рода «Хайтал», т.к. нет в роду Сэгээнэд своих шаманов. Теперь в роду Сэгээнэд появились свои шаманы -  дархан, Баинов Василий Семенович, потомственный шаман третьего поколения. Сагааша убгэд – Нороев Ал-р Павлович –  тоже наследник шаманского рода. Его дед Нороев Николай Андреевич был шаманом, проводил обряды в своем улусе. Также для проведения обрядов помогает супруга Нороева Ал- ра – Нороева Любовь Владимировна, удаган, принявшая 3 обряда, рода Ехэ Шоно.

Проводим тайлганы без жертвоприношения начиная с 2013г. проводим тайлган, посвященный Хамниган тоодэй, Бульжимуур жертвоприношением (бараном) три года подряд, в этом году третий раз. Старики говорят, что тайлганы в последний раз проводили до революции, в 1917г.

Дархан – боо Баинов В.С. старается в этот день помолиться нашим предкам отдельно дальше Дэлхейн эжэндэ, Лусад бурхандаа и индивидуально другим покровителям: это Салимаа тоодэй, Мэдэг тоодэй, Хархан тоодэй, Хэбхэн тоодэй, Хонгор – хану и т. д.

Все это брызгает и угощает далга, молоком и чаем, саламатом.

В это время шаман, которого пригласили для проведения обряда жертвоприношения занят своим делом.

Просмотров: 19288

Комментарии

08.04.2016 15:36:00
Прочитали статью. Очень интересно!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -