Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Это все о ней, прекрасной маме

6 апреля 2016

В далёком в 1956 году после окончания педучилища в Закаменский район по распределению приехала молодая учительница. Судьба так распределилась, что она начала свою педагогическую деятельность в Хуртагинской начальной школе. Эта была наша любимая мама, бабушка и прабабушка Халтуева Дора Ивановна. Родилась она недалеко от берега Байкала в селе Хандала в 1931 году, в семье рабочих Ивана Карповича и Матрёны Мухняевны. В семье было четверо детей, Дора Ивановна самая старшая. С самых ранних лет она была жизнерадостной, бойкой, радовала своих родителей хорошими школьными отметками, любила заниматься огородом. Она в детстве мечтала стать агрономом. Но помешала проклятая война. Ей пришлось пережить то, что и все дети тех времён: на фронт ушли отец и трое его братьев.

В годы Великой отечественной войны многие подростки, как и наша мама, в возрасте от 10 до 16 лет наравне с взрослыми работали на колхозных полях и огородах, пахали, бороновали, возили дрова. Эти подростки заменили ушедших на фронт отцов, братьев и дедов. Садились на тракторы, даже на комбайны.

Призывы партии и правительства улучшить работу предприятии, промышленности, колхозов, и мобилизовать все силы, нашёл горячий отклик у людей тех времен. По словам нашей мамы, которая тоже прошла эти суровые годы - было очень трудно. Не было хорошей одежды, постоянно голодали, мёрзли, но работали не покладая рук. При всём этом, дети работали дружно, сплочённо, приближая День Победы. Все работы делали вручную. По вечерам они с мамами и бабушками собирались то у одного, то у другого вязали варежки, носки, шили унты, рукавицы и отправляли на фронт.

Сейчас очень важно донести до каждого человека, особенно современному человеку до их сердец, чтобы чувствовали стук сердец тех мальчишек и девочек. Эти девочки и мальчики их бабушки и дедушки, которых называем Участниками тылового фронта.

После войны Дора Ивановна не смогла учиться дальше, болела. Она так любила учиться, мечтала стать учительницей начальных классов. В 1949 году она пришла учиться в 5 класс. Среди учащихся 5 класса она была самой старшей, но это нисколько её не смущало.

После 7 класса поступила в Улан-Удэнское педучилище на факультет начального образования. Были также очень трудные студенческие годы, мама вытерпела все невзгоды и проучилась 4 года. Преподаватели училища помогли подростку из глубинки получить среднее специальное образование, а самое главное – помогли девушке определить свое призвание, сделать жизненный выбор.

В Хуртагу она приехала с таким рвением как- будто чувствовала, что ждёт её судьба. Там ею были сделаны первые шаги на педагогическом поприще, даны первые уроки, появились первые благодарные ученики.

Учитель и ученик…Две основные фигуры в школе, чьи взаимоотношения на уроке и внеего непосредственно и решающе влияют на весьучебно –воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения.

На мой взгляд, именно такая обстановка сложилась в одной из маленьких сельских школЗакаменского района - Хуртагинской начальной школе. Здесь трудился маленький педагогический коллектив, но очень сплочённый, дружный и работоспособный. Обучать и воспитывать детей - большое педагогическое искусство. Оно требует, чтобы учитель безотказно отдавал свои знания, силы и опыт детям, школе. Почти12 лет руководила этой школойХалтуеваДора Ивановна. Как правило, выпускники успешно окончилишколу и в настоящее время дети и даже внуки этих выпускников учатся в этой школе, ноуже средней. Вспоминает ученица Цыбикова Н.Н., ныне учитель Хуртагинской СОШ: «Спасибо моей школе, а именно Доре Ивановне! Этот человек, который всегда готов прийти на помощь, творческая личность, обладающая светлой верой в каждого ребенка, умеющий влиять на человека личным примером, делами и поступками. Я всегда буду помнить ее вклад в мое становление и буду передавать свое искреннее отношение, любовь и уважение детям, внукам и близким, как наша Дора Ивановна».

Итак, как вы поняли, я начала тему о династии учителей.

Дальше я расскажу о своей любимой маме, Доре Ивановне Халтуевой, которая отличалась удивительной скромностью и простотой, об Учителе с большой буквы с  высоким уровнем профессиональной и общеполитической подготовки. 40 лет мама проработала только в одной школе, а именно в Хуртагинской. Во всех действиях Д.И.Халтуевой были видны целеустремлённость, последовательность, требовательность, стремление сегодня работать лучше, чем  вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

Постоянно в ее центре внимания задача повышения качества обучения и воспитания младших школьников путём правильной организации процесса усвоения учащимися новых знаний, формирование умений и навыков, рационального использования рабочего времени на уроке.

Из воспоминаний коллеги по Закаменскому районному методическому объединению учителей начальных классов Марии Дамдиновны Тарбаевой из села Бургуй: «ДораИвановнабыла убеждена, что развитие и совершенствование способностей детей начинается с интереса к предмету, а рождается этот интерес на уроке. Она всегда помнила утверждение В.А.Сухомлинского о том, что процесс обучения должен составлять школьникам радость.Вот почему к подготовке каждого урока учительница подходила глубоко и серьёзно, четко определяя цель урока, а в зависимости от этого - содержание, оборудование, сочетание фронтальной работы с различными видами самостоятельной деятельности учащихся и конечно круг вопросов, обеспечивающих умственную деятельность детей».

Дети…Сколько их прошло  через её добрые руки - теперь не счесть. Но она помнила всех. Помнила только по-доброму, как мать, всепрощающая, любящая в своих детях  все. Сколько поначалу робких ребятишек ввела она в школьный класс. Находила путь к сердцу каждого. Не принуждая, прививала, растила в каждом любовь к познанию, к школе.  Умела  быть и строгой. Строгой, но не злой. Наверное, каждый из ее выпускников на всю жизнь запомнил свою первую учительницу.

Она достигла прекрасных результатов обучения и воспитания, умело осуществляла воспитывающее обучение на каждом уроке и являлась примером справедливости, доброты, скромности, постоянного стремления к знаниям. За годы своей педагогической деятельности сделала много выпусков – это её гордость.

Среди её учеников много учителей, врачей, агрономов и т.д. Например, только в родной школе работают её выпускники: первый выпускник Цыбиков В.Ю.- тренер по самбо, Бадмаев Б.Ж.- учитель физики, Бадмаева А.Ц.- учитель технологии, Цыбикова Н.Н.- учитель русского языка и литературы, Цыбикова А.Д.- учитель математики, ХандуевС.Б.- учитель информатики. Её гордостью были  и есть выпускники: Петина В.Д.- директор Ехэ-Нурской средней школы Иркутской области, Мункуев В.Д.- заслуженный ветврач РБ, Шойдопова Н.Н.- заслуженный работник культуры, Санжеева С.Д.- врач- терапевт, Аюшева И.Д.- врач- педиатр. И много- много выпускников - лучших фермеров, заслуженных  трактористов и комбайнеров. По инициативе нашей мамы в Хуртаге была открыта 8-летняя школа. Многие жители села были благодарны за её участие в их жизненных вопросах, за помощь, понимание, доброту.

За все годы своей жизни и своей неустанной педагогической работы  много хорошего отдала нам своим дочерям. Она прививала нам все те человеческие качества, которые пригодились в дальнейшем.      

И конечно, не без участия нашего отца Санжанова Андрея Памажаповича. Он везде и всегда был рядом, помогал во всём. Все невзгоды и радости, как я помню, всегда решали и делили вместе более 40 лет. У папы с мамой родились трое девочек.

С радостью мы приняли педагогическую эстафету от своей любимой и прекрасной мамы Халтуевой Доры Ивановны, ветерана педагогического труда.За годы своей работы она награждена многочисленными почётными грамотами и благодарственными письмами президиума Верховного совета Бур.АССР и Народного Хурала, присвоено звание «Заслуженный работник культуры РБ».

Однажды на мой вопрос, как своей коллеге, мама не спешила отвечать. Словно перебирала в памяти всю свою жизнь, день за днем:

  •  

Мама была неиссякаемым источником энергии, своим энтузиазмом жизнелюбием заражала других и готова была прийти на помощь в трудную минуту. Спасибо моей маме, что она воспитала нас такими чуткими,какими мы сейчас есть. Жаль, что нет её среди нас, не будет делить с нами радость приближающегося праздника.

«О дереве судят по плодам, а о человеке по делам». Что ж, судите маму и по такому делу: две её дочери и трое её внучек занимаются тем, чем она занималась в течение 40 лет. Не это труды воспитания нас нашей мамы?

В настоящее время старшая дочь, Раднаева Лариса Андреевна - учитель истории, работает в родной школе. Она, окончив Хамнейскую среднюю школу, без колебаний и раздумий поступила в Бурятское педагогическое училище №1, на Художественно- графический факультет. Свою педагогическую деятельность начала с 1980 года после окончания училища в Цакирской школе - интернат. В настоящее время более 30 лет она работает в Хуртагинской средней школе. Лариса Андреевна прислушивалась к словам матери и старалась впитать в себя все лучшее, что видела у неё и у других опытных педагогов: горение, страстность в работе – качества, столь необходимые для каждого педагога, умеющего дорожить своей честью, работающего на совесть.

Дочери Ларисы Андреевны Ирина и Марина также пошли по стопам своей бабушки, после окончания БГУ, работают в Улан-Удэ. Ирина работает учителем начальных классов в СОШ №44 г. Улан-Удэ. Каждое лето она остается работать воспитателем в лагере дневного пребывания при школе. Дети ее полюбили, так как она хорошо рисует, может провести аквагримм и т.д. А Марина учится в аспирантуре БГУ на факультете иностранных языков, наряду с учебой работает вместе со мной в школе №60 г. Улан-Удэ учителем математики. Всесторонне развитая, легкообучаемая и коммуникабельная личность. Обе дочери Ларисы Андреевны скромные и талантливые, их ожидает светлое будущее.

Я, средняя дочь, Цыренова Людмила Андреевна, работаю учителем математики в Улан-Удэнской школе №60. До 2011 года более 20 лет я работала в своей родной школе заместителем директора по учебно-воспитательной работе. За годы своей работы я строго придерживалась принципов воспитания своей мамы – трудолюбие, честность, бескорыстие, уважение к каждому участнику образовательного процесса. Совместными усилиями с директором Октябриной Чимитовной мы добились нашей школе статуса сельскохозяйственной. В трудные 90-е годы, в период перестройки, мы смогли сохранить в школе инновационную деятельность, проводили профориентационную работу со старшеклассниками, ввели в учебный план предметы сельскохозяйственных дисциплин, такие как агрономия, экономика, сельхозмашина, животноводчество и т.д. Нами проделана огромная работа по содержанию фермерского хозяйства, крупно-рогатого скота, пастбищ и земельных угодий. Школа в тот момент была не только местом получения знаний, умений и навыков, но и социокультурным центром в маленьком селе, т.к. дети учились косить сено, сажать и убирать урожай и т.д. При такой целеустремленной работе и пригодилось мое математическое образование: необходимо было составить грамотную тарификацию с новыми должностями, разработать прибыльный бизнес-план на несколько лет, чтобы все расчеты сходились. Без ложной скромности, добавлю, что меня отличала способность предугадывать происходящее в сфере образования, умение найти нужное направление развития школы, вести за собой коллектив. В то время, когда по полгода не выплачивали заработную плату, мы сумели удержать свой коллектив. Наставления и убеждения моей мамы не давали возможности задуматься о реалиях, творящихся за пределами школы, и это, не дало нам разочароваться в своей профессии. Результатом моих бессонных ночей и успешных достижений стали многочисленные грамоты муниципального и регионального уровней.

Моя дочь, Цыренова Лилия Александровна работает в Улан-Удэ - директором начальной  школы – детского сада №89 «Журавлёнок». Лилия как руководитель нового типа - менеджер современного образовательного учреждения проводит большую работу по экологизации предметно-развивающей среды, совершенствованию форм и методов повышения качества образовательного процесса в рамках ФГОС ДО и НОО. Ее отличает демократичный стиль руководства, умение создавать благоприятный климат в коллективе, подвигнуть коллег на активное участие в реализации поставленных целей. Под ее руководством находятся более 70 сотрудников, 500 воспитанников и учащихся, а также огромное красивое здание с современным бассейном. Много положительных отзывов со стороны родителей и коллег, а также руководства г. Улан-Удэ. Доказательство тому почетные грамоты Администрации г. Улан-Удэ, Улан-Удэнского городского совета депутатов, Министерства образования и науки Республики Бурятия и Народного Хурала.

Вспоминания моей дочери: «Я в детстве мечтала стать учителем, собирала соседских детей, отмывала их, садила их за парты самодельные и диктовала им диктант. Мои друзья потом начали избегать меня, не хотели писать этот диктант. Но почему-то с детства у меня была привычка командовать, быть лидером во всем. Видимо, подражала бабушку».

Младшая дочь Наталья Андреевна окончила экономический факультет Хабаровского народно-хозяйственного института. Свою стезю нашла в области гражданкой обороны и чрезвычайных ситуаций. Сейчас работает в Улан-Удэ в городской поликлинике №2 заместителем главного врача по ГО и ЧС. Дочь Натальи Андреевны также по стопам своей матери закончила экономический факультет БГУ.В данное время работает бухгалтером в редакции газеты «Правда Бурятии».

Также отмечу, что все три дочери благополучно вышли замуж. Как говорила наша мама, семья – это опора и поддержка в вашей нелегкой работе. У каждой из дочерей по 2-3 детей. Получается у нас настоящая бурятская семья, где почитают старших, уважают младших, берегут традиции и культуру.

Автор: Лилия
Просмотров: 3446

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -