Совместный проект Буддийской традиционной Сангхи России и ГАУ РБ ИД «Буряад унэн» по восстановлению имен буддийских священнослужителей – участников Великой Отечественной войны успешно стартовал.
Первоначальный список лам-фронтовиков, состоящий из 67 имен священнослужителей – от хувараков до Хамбо ламы Жамбал-Доржи Гомбоева, не отражает всю полноту. Но, тем не менее, это первый шаг в восстановлении их имен, считают в Буддийской традиционной Сангхе России.
Через социальную сеть Интернета на прошлой неделе было размещено обращение ко всем землякам и родственникам буддийских священнослужителей о помощи в восстановлении еще не известных имен буддийских монахов – участников Великой Отечественной войны.
Буквально в этот же вечер мы получили сообщение от ветерана педагогического труда, краеведа из Баргузинского района Бато-Жаргала Дармаева. Одну из глав в своей книге «Эшелон Победы», выпущенной к 70-летию Великой Победы, он посвятил хувараку Баргузинского дацана Шираб-ламе Гулгенову. Это родной дядя его отца - Будазана Гумпылович Гулгенов, который родился в 1907 году.
«Боевой путь от Москвы до Берлина прошёл ещё один представитель нашего рода, человек удивительной судьбы, кавалерист, пулемётчик Будазана Гумпылович Гулгенов», - говорит Бато-Жаргал Дармаев.
Как и многие сверстники, Будазана учился в Баргузинском дацане, где ему дали второе имя - Шираб. Смышленый мальчик за четыре года учебы усвоил первую ступень буддийского ламы, хотя на полный курс этого обучения отводилось шесть лет! Однако всем хуваракам пришлось отложить учебу. Учитель им объяснил, что наступают трудные времена для религиозных деятелей.
Это сейчас все знают, что в конце 30-х годов начались массовые репрессии против последователей буддизма. Тогда многие ламы были расстреляны или умерли в Баргузинской тюрьме, либо сосланы в лагеря. Некоторые успевшие сложить религиозный сан, став простыми мирянами, смогли скрыться. О том, что всех их реабилитировали, станет известно лишь спустя многие десятилетия. Например, в «Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия», изданной в 2008 году, указаны имена не только лам Баргузинского дацана, репрессированных в 1932-1938 годы.
Все эти предстоящие события предвидел и буддийский учитель из Баргузинского дацана, который спас своих учеников от надвигающихся репрессий. При себе оставил только самого способного ученика, которого старшее поколение баргузинцев до сих пор помнит и знает как Чернин-ламу.
Действительно, в скором времени большевики запретили религию, и в районе начали появляться колхозы.
Знания, полученные в Баргузинском дацане, конечно же, помогли бывшему хувараку в жизни. Так, в 1940-м энергичного молодого человека, хорошо знающего русскую и старомонгольскую письменность, назначили секретарём партийной организации в селе Борогол.
«Приходится удивляться, как контрольные органы партии не узнали, что человек имеет ламаистское образование. Это парадоксы времени или оплошность? – удивляется Бато-Жаргал Дармаев. - Но известен также факт, что в Хилгане и Бороголе не было ни одного случая «сдачи» в ОГПУ кого бы то ни было. И это, несомненно, делает им честь».
В ряды РККА коммуниста Будазана Гулгенова призвали 1 января 1942-го. Как раз в этот период по просьбе трудящихся Башкирской АССР в войсках Южно-Уральского военного округа формировалась 112-я отдельная Башкирская кавалерийская дивизия под командованием полковника М.М. Шаймуратова (с февраля 1943 г. генерал-майор, и дивизия переименована в 16-ю гвардейскую).
«Стоит заметить, что в рядах башкирского национального воинского формирования сражалось много уроженцев Бурятской АССР. Всего в годы войны было сформировано 4 национальных воинских формирования из числа жителей автономных республик СССР. Вновь созданное соединение вскоре было направлено в распоряжение командования Западного фронта», - со знанием дела рассказывает автор книги – учитель истории.
За участие в боевых действиях в числе воинов 58-го гвардейского кавалерийского полка гвардии сержант Будазана Гулгенов был награждён самыми почитаемыми среди фронтовиков орденом Славы III степени и медалью «За отвагу».
Горячий снег приволжских степей, наверное, не раз всплывал в памяти отважного кавалериста, когда между боями в минуты тишины смотрел на заснеженный круглый год Баргузинский хребет.
Во время штурма Берлина Будазану Гулгенова с передовой отправили со срочным донесением в штаб дивизии. Когда в командном блиндаже он только передал пакет с документами, внезапно появившийся фашистский танк начал обстреливать выход из блиндажа. Сложилась драматическая ситуация: засуетился командир комендантского взвода, где в основном служили малоопытные бойцы. Под огонь вражеского пулемёта попали несколько бойцов, получивших приказ уничтожить танк. В этот критический момент, оценив обстановку, опытный боец Гулгенов вызвался подбить танк. Благодаря своей смекалке и опыту наш земляк сумел его уничтожить. Командир дивизии прямо в блиндаже вручил Будазане Гулгенову награду.
Уже в Берлине для него произошла удивительная встреча, как потом оказалось, стоившая самого дорогого, что есть у человека - жизни.
«В эскадроне к концу войны осталось в строю только трое бойцов, прошедших весь боевой путь от Москвы до Берлина. Двоих из них командир эскадрона отправил в штаб полка, там им должны были вручить награды. Стояла хорошая погода, празднично на душе. Едут двое верховых по берлинской мостовой, ведут разговоры. Наш герой спрашивает у своего спутника: «Откуда, родной, будешь родом?» Тот отвечает: «Ты, наверное, не знаешь, что такое Сибирь. Я оттуда». «Почему не знаешь, я тоже из Сибири. Бурят».
Возникла немая сцена, затем раздались возгласы удивления: «Как бурят? Почему бурят? Ты чего молчал? Я всю войну думал, что ты казах. Из Баргузина я, уринский».
Но когда Константин Шелковников узнал, что этот парень из соседнего Баянгола, вовсе ошалев, спрыгнул с коня. Развязал Костя, как в таких случаях полагается, свой походный «сидор», вытащил заветную фляжку. Так весной 45-го в поверженном Берлине началась дружба, которую земляки сохранили до конца жизни.
Удивлял меня дед часто. Каждая встреча с ним была интересной и оставляла удивительные впечатления.
«Вот ты историк, - говорит он мне однажды. - Скажи, когда закончилась война?». Я, конечно, отвечаю: «8 мая 1945 года Германия капитулировала, а 9 мая объявлено днём Победы».
А он мне: «Не-ет, война ещё продолжалась для меня даже после победы. Я вот 12 мая 1945 года получил контузию». Вот тогда поведал дед мне и моему дяде Бато Самбуевичу Будаеву историю про свой последний бой.
В тот день кавалерийский полк должен был вступить в небольшой населённый пункт. Необходимо было проверить, есть ли в нём не сдавшиеся немецкие воинские формирования. К городку подошли вечером. Кавалеристы могли походным строем войти туда, но комполка, человека опытного, насторожила тишина, которая царила там. И он принял решение произвести разведку боем силами одного взвода.
Но взвод, в котором служил гвардии сержант Гулгенов, устроивший с шумом и пылью демонстрацию атаки, попал под миномётный обстрел. Из той атаки практически никто не вернулся. Полк занял оборону.
Когда стемнело, Константин Шелковников решил сползать на нейтральную полосу, чтобы вытащить земляка. Вытащив его оттуда, понял к своей радости, что его друг живой, и сдал медикам. Шираб-абга пришёл в себя в медсанбате, где ему объяснили: «Здорово, что у тебя такой хороший земляк». А когда вернулся после выздоровления в своё подразделение, ему сказали, что в том бою его земляк погиб.
После войны, в 1947 году, Шираб-абга решил навестить семью друга, спасшего ему жизнь, и отправился в Уро пешком. Он любил ходить пешком, даже будучи пожилым человеком, совершал многокилометровые переходы от села к селу. Уже подходя к Уро, заметил, что впереди идёт человек. Шираб-абга решил догнать его и попросить показать дом, где живёт семья однополчанина. Но в какой-то момент что-то очень знакомое промелькнуло в этом человеке.
Поравнявшись, бывший фронтовик посмотрел сбоку на случайного путника и от неожиданности вскрикнул. …Это был его друг Костя Шелковников. Оказалось, в том бою того тяжело ранило, и выжил.
Отметим, что командир 58-го гвардейского кавалерийского полка гвардии подполковник Пахаревский 1 февраля 1945 года представил Константина Алексеевича Шелковникова к званию Героя Советского Союза. Но это уже совсем другая история.
«Ещё ребенком я часто приезжал с родителями к нашему деду в Илекчин, который находится в живописном месте на берегу реки Аргады, любил разглядывать дедовские награды, расспрашивал его о прошлой жизни.
В ограде его дома стоял маленький флигель, а внутри - целый музей. Хранились в нём одежда и атрибуты буддийского культа, которые принадлежали Соодой-ламе, которые абга бережно хранил. Было это более 35 лет назад. Сейчас можно только восхищаться тем, что человек, защищавший Отечество, даже во времена запрета религии оставался защитником Учения», - восхищается Бато- Жаргал Дармаев.
На днях журналистам «Буряад унэн» стало известно, что вУфе – столице Башкирии, восстанавливают имена бойцов 112-й Башкирской (16-й гвардейской) Черниговской кавалерийской дивизии под командованием генерал-майора М.М.Шаймуратова. Сведения о наших земляках Будазане Гумпыловиче Гулгенове и Константине Алексеевиче Шелковникове будут сообщены создателям интернет-портала, посвященного легендарной дивизии.
Фото из музея легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, в которой воевали и выходцы из Бурят-Монголии.
Источник: burunen.ru
Комментарии