Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

История Алтайской СОШ

5 марта 2014
 В 1929 году на площади 1,5 га в местности Усть-Хапчук (Школой Добо) были построены здание школы, столовая, баня и 2 общежития-интерната и открыта начальная школа, в которой обучались дети из 3-х близлежащих колхозов: «Шэнэ байдал», «Улаан таряа», имени К. Ворошилова..В 1935 году из местности Шазага было перевезено сюда двухэтажное здание бывшего дугана. В этой школе в разные годы работали учителями Шидеев Даши-Нима Дашимолонович, Шидеев Зэгбэ Дашимолонович, Батуева Дашима Очиртаровна, Хайбзанов Магбун Пурбаевич, Гунчитова Гургум АюшеевнаЦыбиков Очир Хандуевич. В школе обучалось около 25 учеников. В 30-ые годы школа являлась культурным и социальным центром села. На территории школы проводились объединенные культурные мероприятия, посвященные подведению итогов посевной кампании, уборке урожая, национальные праздники.

  


Приобщение к грамоте на территории Алтайского сомонного совета, по информации полученной из разных источников, началось с ликбезов. Занятия по ликвидации безграмотности со взрослыми и детьми проводились в хуторах в форме обучения на дому. 


В 1929 году на площади 1,5 га в местности Усть-Хапчук (Школой Добо) были построены здание школы, столовая, баня и 2 общежития-интерната и открыта начальная школа, в которой обучались дети из 3-х близлежащих колхозов: «Шэнэ байдал», «Улаан таряа», имени К. Ворошилова..В 1935 году из местности Шазага было перевезено сюда двухэтажное здание бывшего дугана. В этой школе в разные годы работали учителями Шидеев Даши-Нима Дашимолонович, Шидеев Зэгбэ Дашимолонович, Батуева Дашима Очиртаровна, Хайбзанов Магбун Пурбаевич, Гунчитова Гургум Аюшеевна, Цыбиков Очир Хандуевич. В школе обучалось около 25 учеников. В 30-ые годы школа являлась культурным и социальным центром села. На территории школы проводились объединенные культурные мероприятия, посвященные подведению итогов посевной кампании, уборке урожая, национальные праздники.

Во время Великой Отечественной войны в школе на летний период организовывался трудовой лагерь для детей.

После объединения трёх колхозов в колхоз имени Жданова школа была перевезена на центральную усадьбу в улус Усть-Дунгуй. На конных подводах в течение лета жители села перевезли и поставили школу на новое место.

В 1963 году в местности Нугын эхи по инициативе Цыбикова Очир Хандуевича была открыта восьмилетняя школа. Директорами восьмилетней школы работали: Цыбиков Очир Хандуевич (с 1963 по 1970 гг.), Дашиев Василий Гомбоевич (с 1970 по 1981 гг.). На территории восьмилетней школы были построены спортзал, спортивная площадка, котельная и столовая. 

Первого сентября 1974 года распахнула свои двери новая средняя школа в центре села Усть-Дунгуй, которая была построена по инициативе и под руководством Дашиева Василия Гомбоевича и первого директора совхоза «Алтайский» Банзарова Доржи Доржиевича. Василий Гомбоевич стал первым директором новой школы и проработал на этой должности до 1981 года. С 1981 по 1983 год школой руководил Цыбиков Андрей Дандарович, который затем был назначен заместителем министра образования РБ. С 1983 по 1989 год директором школы проработал Батуев Чимит-Доржи Очирович, Отличник народного образования РФ. В течение двух лет, с 1989 по 1991 год, - Балдандоржиев Дондит Цыденжапович. С 1991 года директором Алтайской средней общеобразовательной школы работает Лузанова Светлана Очировна, Отличник народного образования РФ, Заслуженный работник образования РБ, Заслуженный учитель РФ.

В 1992 году была организована экспериментальная площадка, объединяющая детский сад, среднюю школу и внешкольные учреждения с целью создания целостной структуры этнического воспитания детей. Комплекс этнической самореализации, созданный в одном из самых отдаленных сел нашей республики, представлял собой один из вариантов новой модели национальной школы.

Инициатива создания школы этнической самореализации личности возникла на волне самосознания тяжелого состояния национальной культуры, кризиса ментальности многих народов, в том числе и бурят, когда выросли целые поколения людей, не знающих родного языка, культуры, традиций. Задачи сохранения и передачи культурного наследия этноса в сельской глубинке может успешно решать только школа, став центром, объединяющим работу всех социальных институтов села. Поэтому и возникла идея создания школы, педагогическая система которой направлена на воспитание личности как носителя этнокультуры. Подтверждение идеи и поддержку начинанию коллектив школы нашел у научных сотрудников кафедры педагогики и психологии факультета начального образования БГУ. Научное руководство экспериментом велось кандидатами педагогических наук Дондубон Н.Б. и Малановым И.А. 

В школе была организована работа 7 центров: музыкальной школы, спортивной школы, ДК, сельской и школьной библиотек, народного фольклорного ансамбля и хореографического ансамбля. Программа каждого подразделения была основана на личностной ориентации, предполагающей социализацию личности, воспитание в ребенке стремления к максимальной реализации своих возможностей и в перспективе к жизненному и профессиональному самоопределению. Идея этнического воспитания личности претворялась через углубленное изучение бурятского языка и литературы, спецкурсы по этнографии и дополнительное образование, а также через национально-региональный компонент в изучении учебных предметов и организацию внеклассной работы. Были разработаны и апробированы программы «Бурятские традиции, обычаи, обряды», «Старомонгольская письменность», «Этническая подготовка к семейной жизни», «Народные промыслы», «История Бурятии», «Хореография бурятского танца» и «Национальная борьба», «Экология Байкальского региона», «Фольклор бурятского народа», «Диалекты алтайских ашебагат».

Работа в режиме эксперимента положительно отразилась на росте показателей учебно-воспитательного процесса школы. В республиканском конкурсе «Школа года» Алтайский комплекс этнической самореализации признан лауреатом конкурса «Школа года Бурятии-99».

В 2002 году разработана и защищена в системе института инновационной образовательной политики по представлению МНО РБ экспериментальная программа по теме «Разработка основ открытой образовательной системы, ориентированной на социально-экономические и этнокультурные ресурсы Забайкальского региона» на статус кандидата федеральной экспериментальной площадки. По итогам 2003 года школа награждена «Знаком качества образования» за многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников и дипломом «Школа года-2003» Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ и Российской академии образования за высокие достижения в учебно-воспитательном процессе. В 2002 году разработана программа оздоровительного лагеря «Алтай» «Этнические ценностные ориентиры оздоровления и отдыха детей». В 2003 году открыт оздоровительный лагерь «Алтай» на 50 мест.

В школе работают 24 учителя, 1 воспитатель ГПД, 6 педагогов дополнительного образования. Из них звание «Отличника народного образования» имеют - 2, «Почетного работника общего образования РФ» - 2, «Заслуженного работника физической культуры РБ» - 1, «Заслуженного работника культуры РБ» -1, «Заслуженного учителя РФ» - 1 учитель. 

Высшую квалификационную категорию имеют 2 учителя, первую – 6, вторую – 9. 83% учителей имеют высшее образование, 1 учитель обучается заочно в БГУ, 1 учитель имеет среднее образование.

На сегодняшний день школа объединяет в единый социально-педагогический комплекс все социально культурные институты села: детский сад, ДК, образцовый хореографический ансамбль «Толон», народный фольклорный ансамбль «Уряал», оркестр народных инструментов «Аялга», детскую музыкальную школу, филиалы Кударинской ДЮСШ по вольной борьбе и волейболу, филиал Кяхтинского ЦДО по шахматам и по пошиву национальной одежды. Также школа представляет собой небольшой хозяйствующий субъект, занимающийся разведением крупного и мелкого рогатого скота. 

В целях успешной реализации эстетического воспитания в 1994 году на базе Алтайской средней школы был создан детский хореографический ансамбль «Толон». Руководителем ансамбля является Заслуженный работник культуры РБ Цыбикова Надежда Дамдинжаповна. В 1996 году ансамбль стал победителем республиканского смотра детских фольклорных ансамблей в с Мухоршибирь, затем лауреатом республиканского конкурса «Уянга-96». В 1997 году ансамбль завоевал звание лауреата республиканского конкурса «Танцы на земле Гэсэра, в 1998 году защитился на звание «Образцовый» по линии Министерства культуры Республики Бурятия. В 2003 году на региональном конкурсе «На земле Гэсэра», посвященном 80-летию образования Республики Бурятия, ансамбль награжден специальным призом «Надежда» Республиканского центра народного творчества. В 2004 году танцевальный дуэт «Толон» в составе Дашиевой Сэсэг и Очировой Оксаны принимал участие во всероссийском фестивале «Роза ветров» и занял второе место.
Занятия по вольной и национальной борьбе в филиале ДЮСШ при Алтайской средней школе ведет Заслуженный тренер Республики Бурятия Цыбиков Сергей Очирович. Воспитанниками Сергея Очировича являются 6 мастеров спорта и более 20 кандитатов в мастера спорта, победители и призеры многих республиканских, зональных и всероссийских соревнований.

Очирова Валентина Очировна - учитель истории МБОУ "Алтайская СОШ"

Автор: Boris
Просмотров: 4499

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -