Когда в Москве произносишь название этого села, расположенного в Тункинской долине Республики Бурятия, ответ ожидаемый: "Ашан"? Причём тут магазин? - Да ни при чём! Не магазин, а село. Село Аршан! Во многих древних языках слова, подобные слову "Ар" или "Арш" обозначали нечто божественное. И название села переводится как "святой источник".
Он бьёт у подножия Саянских гор, на берегу бурной реки Кынгарги, что ещё век назад вращала не менее восьми мельниц и чуть ли не каждый год сносила их к чёртовой бабушке или к Хурай-Хобку (это соседнее село, и когда тебя туда отправляют, это значит, отправляют далеко и надолго). Аршан знаменитый курорт минеральных вод, всесоюзного значения, как говорили раньше, да и сейчас говорят так же: Всесоюзного значения! Сюда приезжают круглый год сотни, даже тысячи туристов из Иркутска, Улан-Удэ, со всей России. А количество приезжих поляков, чехов и немцев вообще не поддаётся счёту.
Существует поверье, что раньше все места на Земле были населены духами. Когда, например, в Европу пришло христианство, священники изгнали духов с их мест, а буддийские монахи в Сибири с духами договорились, и духи остались на своих местах. Может быть, именно из-за живости мест в Сибирь так рвутся туристы?
Туристическая корпорация В мире фантазий уже семь лет назад открыла в селе Аршан первый московский гостевой дом Приют альпиниста . А на окраине села в сосновом бору на правом берегу Кынгарги каждый год компанией организуется летний лагерь. Места ЖИВЫЕ!
Река была раньше полноводнее. Многие легенды начинаются так: Давным-давно, когда реки были большими Теперь она редко сильно разливается, но даже в пору, когда в Тункинской долине проливается очень много дождей, та часть берега, на котором стоит лагерь В мире фантазий , водой не затопляется. Потому и называется это место Радужный остров . Когда сюда приезжают отдыхать дети, а волонтёры Движения В мире фантазий и педагоги Иркутского детского центра В мире фантазий и любви их встречают, тогда становится совсем весело и радужно. После дождя ещё и двойная-тройная радуга на небе появляется и всё, ты в сказке!
Лагерь существует уже шестой год, и каждый год волонтёры и туристы лагеря, в том числе и самые маленькие, проводят акции по сбору мусора, развешивают информационные стенды. Нередко акции по сбору мусора проводят ученики Аршанской средней школы, Аршанского лицея. Знакомая картина, да? Когда мусор убирают те, кто сам не мусорит, просто не позволяет себе неуважительного отношения к Земле. В то время, как недобросовестные туристы, те местные жители, которые позабыли свои корни и традиции, мусорят, не утруждают себя тяжкой ношей , продолжают оставлять свои пакетики и пакетища где ни попадя. Как может прийти в голову такой абсурд, что в лесу для отдыхающих должна быть специально поставлена урна для мусора? Ты приходишь в гости, а твой мусор это что, подарки хозяину места?
Вот и подумали волонтёры Движения В мире фантазий и сотрудники одноимённой туристической корпорации, что пора бы решиться и по-настоящему серьёзно и громко заявить: Хватит!!
И заявили: Чистый Аршан!! Задумали этно-экологический фестиваль, чтобы привлечь к сбору мусора отдыхающих и местных жителей и вознаградить экологов концертом национальной музыки. Два месяца ходили в экспедиции по деревням и сёлам Тункинской долины в поисках легенд, проникаясь культурой самобытного народа Бурятии, пытаясь найти утерянную связь между этнической культурой и экологией. И кое-что нашли. 18 августа 2007 года среди привычных для улиц Аршана коров появилась ещё одна необыкновенная и замычала: Му-у-усорр! А за ней толпа волонтёров, работников национальных библиотек, участников музыкальных и танцевальных коллективов повторяли: Собери мусор!! Мы за чистый Аршан!! И собрали и вывезли более 500 120-литровых мешков, и провели грандиозные для Аршана гала-концерт и просветительскую работу на информационных площадках фестиваля, посвящённых пяти стихиям. Вода мудрость, Дерево благоволение ко всему живому, Огонь закон, Металл традиции и Земля, и всё объединяющая Основная Концертная Сцена. Фильмы Национальных библиотек, ансамбли танца и музыки, пение, общение - настоящий праздник, праздник на стыке работы и отдыха, работы по уборке мусора и наслаждения музыкой, красивыми танцами, знакомством с традициями.
Что побудило нас ходить в экспедиции по глухим сёлам и деревням? Ведь до некоторых и дороги в общепринятом понимании этого слова нет, и не во всех сёлах есть так называемые достопримечательности. Побудили любознательность и большое желание познакомиться с тем, как и чем живут люди. Этакие народники , только в современной интерпретации. Каждые два дня мы отправлялись из нашего лагеря в Аршане по двое в одну из соседних деревень. До некоторых, таких как Хурай-Хобок и Тагархай, например, можно было дойти пешком, до более дальних поселений добирались, в основном, автостопом. Обычно около часа езды, причём сама поездка на автомобиле уже была частью экспедиции. То тебя везёт шофёр из Слюдянки, угощает пирожками и рассказывает о своей жизни, то довольные отдыхающие, то местный строитель делится с тобой своими планами на будущее, то председатель регионального совета партии Зелёных разносит в пух и прах все твои убеждения, а ты вылезаешь из машины, собираешь себя в кучку и только тогда находишь достойные доводы для того, чтобы свою жизненную позицию отстоять.
Как мы выбирали деревни? Сплошным методом. Побывали практически во всех сёлах Тункинского района за очень редким исключением. С утра, иной раз и после ночного дежурства, одной рукой поддерживая в открытом состоянии глаза, пальцем другой руки тыкали в карту: О, Торы! Поехали!
Невыразимая романтика, когда двое людей оказываются в совершенно незнакомом поселении и не забиваются в уголок, чтобы их никто не увидел и не уволок, а начинают активно общаться с людьми, интересуясь их жизнью, рассказывая о себе... Мечта, фантазия.
В село Торы отправилась первая наша экспедиция, изрядно исходила окрестные поля и нашла очень интересного человека председателя Союза писателей Тункинского района, поэта Жоржа Долгоровича Юбухаева. Как и все творческие люди, человек оказался весьма своеобразный, эту своеобразность особенным вниманием поэта ощущали на себе в первую очередь женщины. Но в той экспедиции участвовали двое ребят, и им удалось узнать две опять-таки весьма своеобразных легенды: о Жимните-певце и о Дугаре-силаче. Они теперь хранятся в Авантюр-Клубе Без Дна.
Позже автор статьи также встречался с Жоржем Долгоровичем в селе Кырен (районном центре) в редакции газеты Саяны , договариваясь об участии поэтов Тункинской долины в фестивале Чистый Аршан!! Разговор был долгим, и очень откровенная, сильная фраза, запомнилась мне на всю жизнь: Я принял эти горы в сердце! - сказал Жорж Долгорович, повёл рукой, схватился за сердце и сокрушённо поморщился. Это к тому, до чего довели всё вокруг: и мусора много, и не работает никто. Ну вот, например, этот холуй русский мужик в резиновых сапогах расплющивает под собой дорогу, широко машет ручищами, подлетает к нам (разговаривающим), с силой жмёт руки (уже хорошо принял на грудь) и говорит, что недосуг, пора ещё накатить , и продолжает напористо раздвигать и поглощать воздух: не попадайтесь мне на пути!
Вот с такими ребятками нежелательно встречаться ни в экспедиции, ни где бы то ни было ещё. Пересекаясь время от времени и с такими людьми, мы использовали весь потенциал своего общения, чтобы избежать конфликта, и это всегда удавалось. Люди, на самом деле, хотят, чтобы всё было мирно и хорошо, а то, что каждому приходится выживать (именно ВЫЖИВАТЬ) самому по себе, это уже не его вина (извините, дорогое государство). Если, например, я инспектор Национального парка (теперь же лесников нет, есть инспектора с непонятными обязанностями и полномочиями), а мой сосед построил лесопилку и занимается незаконной рубкой леса. Ну как незаконной: вроде есть билет на вырубку в горелом лесу, скажем, десяти кубометров леса в год на отопление дома, а он каждый день постольку рубит и продаёт. А мы с ним ещё и в одном классе учились. А работы другой нет. А ему семью кормить надо. А мне тоже не надо, чтобы он мой дом поджёг и на мою семью налетел. Хочу, чтобы мирно всё было. Ну и что, я пойду закрывать его лесопилку?
Жорж Долгорович, к сожалению, сам не смог принять участие в нашем фестивале, но познакомил меня с народным поэтом Бурятии, кавалером Ордена Дружбы, настоящим аксакалом, 83-летним Шагдаром Дашеевичем Байминовым. Этот человек, подвижный и бодрый, очень тепло принял меня в своём доме, угостил, показал, как правильно дарить и принимать подарки и приехал (!!!) на фестиваль. Общался на одной из информационных площадок с интересующимися людьми, читал стихи со сцены. Интересно отношение Шагдара Дашеевича к своему родному языку: в книге, которую он мне подарил (она хранится в Авантюр-Клубе Без Дна вместе с остальными сокровищами из наших экспедиций) 260 страниц на бурятском языке с изредка появляющимися непереводимыми на бурятский русскими словами, такими как: Аврора, Ленин, Смольный - и только 60 страниц на русском. И на фестивале стихи Шагдар Дашеевич читал принципиально на родном бурятском языке, а во время застольной нашей беседы шутливо говорил своему другу Жоржу Долгоровичу: Кончай ты на китайском говорить! - и довольно жмурился. Я был очень тронут: ведь они специально говорили по-русски, чтобы я, который по-бурятски ни бум-бум, вдруг не почувствовал себя неловко.
Шагдар Дашеевич в нашем разговоре вспомнил такой исторический или легендарный (кто знает?) факт, о том, что монголы (а буряты, по его мнению, те же монголы) когда-то давным-давно отправили сто человек самых лучших и умных бойцов, самых красивых и умелых женщин на какой-то остров. И высказал предположение, что отсюда и пошла Япония! Спорно, правда? Вообще, когда речь идёт о происхождении бурят, все русские жители Бурятии и Иркутской области в один голос твердят, что это изменники, предавшие Чингисхана и осевшие на берегах Байкала. А все буряты просто и гордо считают себя потомками Чингисхана. Вот и разберись тут, кто есть кто и кто в чём виноват, а кто герой. Это задача профессиональных историков, наше же движение преследует другую цель: нарисовать портрет современного человека, какой он есть сейчас, чем живёт и что ему нужно. А потом, возможно, это нужное и дать ему, человеку.
Вообще, на фестиваль приехали героические люди. Бабушки из казачьего ансамбля Калинушка ютились по двое на сиденье, пока ехали из села Шимки в Аршан, а ещё более удалые бабушки из бурятского ансамбля Хэнгэргэ из Хурай-Хобка приехали вообще в открытом кузове грузовика (благо ехать всё-таки недалеко было). У Софьи Ринчиновны Конюковой, руководительницы ансамбля, сильно болел язык, но она пела таким исконным, за душу берущим голосом, что на огромной поляне ей иногда даже микрофон не нужен был, а как завела всю публику (около 300 человек) в Ёхор - бурятский традиционный хороводный танец это надо было видеть. Любой модный аниматор (ну и слово) позавидовал бы тому, как люди откликались на все её реплики. Хитом фестиваля, конечно же, стала такая разновидность Ёхора, как Тункинский сексуальный . Микрофон не нужен был и Калинушке . Девочки, школьницы Аршанской средней школы, из ансамбля Аршан булаг изящно и искренне танцевали традиционные танцы. Движения, которые мы забыли, такие трепетные, иногда резкие и сильные, повторяющие движения животных и птиц, например, лебедя тотемного знака рода хонгодоров, проживающего в Тункинской долине. Руководительница ансамбля, Дарима Санджиевна Галсанова, вложила в моих девочек всю свою из древности, через корни идущую любовь к родной земле, к её традициям.
Очень радостной из села Галбай вернулась экспедиция, впервые принёсшая в лагерь гостинцы: курынгу (что-то наподобие простокваши) и творог. Коля Жиров так впечатлился всего-то одной фразой о родоночальнице села, которая одна поселилась в том месте и была нелюдима, а потом рядом стали селиться люди и село стало крупным и одним из процветающих в долине, что сочинил сам целую Галбайскую легенду. Получилась большая история, можете с ней познакомится на нашем сайте. Интересно, что и несколько лет назад, услышав ту же фразу о Галбе, работница Туристической компании В мире фантазий Ольга Татьянина так же впечатлилась и создала свою легенду. Теперь есть два её варианта.
Несколько удручало то, что нас с вопросом о легендах всегда отправляли то к учителям, то к библиотекарям, то к бывшим библиотекарям То есть рядовой житель деревни не считал себя интересным рассказчиком. Мы же, наоборот, стремились узнать историю конкретного простого человека (это же и есть сама Жизнь без всяких прикрас), нарисовать портрет простого человека в одном из удалённых регионов нашей страны. А сколько таких регионов
Портрет бурята из Тункинской долины.
Какой он? Гостеприимный, и если идёшь к нему с открытой душой, то и он открыт.
Но! Осторожный. Открывается только после того, как убедится в твоей честности и открытости.
Жизненная позиция. Мне показалось, что её можно выразить словами Жоржа Долгоровича Юбухаева: Я принял эти горы в сердце и родная Хэнгэргэ . Уважение к духам мест, чуткость и любовь ко всему живому.
Тем не менее очень часто в эту жизненную позицию привносится современным обществом ещё одна позиция (причём она вытесняет всё остальное, особенно, под действием алкоголя), итак: мне всё по..уй . Да. Вот моя бутылка, вот она уже и лежит на земле пустая, а я полный и мне вс по..уй и, что самое неожиданное и, поистине самобытное, плюс ко всему: я принял эти горы в сердце . И делай, что хошь.
Очень неоднозначно: муки человека, у которого отбирают его корни, и он не может найти в себе силы справиться с ворами и захватчиками, заливает себя горькой водой и забывается.
Что любит? Свой род до седьмого колена, водку. Деньги меньше. Однако шевелиться будет только за бабки , а может, и вообще не будет: рабочий день закончился, пойду домой, в семью. Оно и верно.
Особенности? Очень отзывчивые люди. Идея фестиваля с большой уборкой мусора с привлечением отдыхающих и жителей, всеми поддерживалась на ура! , или, давайте уж по-бурятски: Урагшаа!
Мы все очень похожи.
P.S. Легенды собирались не только в окрестных деревнях, но и в самом нашем лагере в Аршане рождались одна за другой. Море легенд и радости принесли нам дети, за которыми мы следили и ухаживали в лагере, для которых мы готовили еду, жгли костёр, с которыми ходили в походы и играли в их самые интересны в мире игры. Вот несколько перлов от девочки Лизы:
Шёл человек по лесу и увидел дерево, на котором висят мёртвые люди. Но он не знал, что они мёртвые, снял их с дерева, разжёг для них костёр и посадил их вокруг костра греться. А сам ушёл по своим делам. Когда вернулся, мёртвые горели. Но он же не знал, что они мёртвые, потушил их и отругал за то, что они не умеют сидеть у костра.
И об оранжевом. В один из первых дней лагеря Лиза устроила мне сюрприз, который теперь всегда появляется у меня перед глазами, если я хочу думать о чём-то хорошем и ярком. Лиза подвела меня к дереву, под которым землю выстлал зелёным мох. Вот лежат три шишки. Три шишки убираем, хватаем мох и поднимаем аккуратно вырезанный его треугольник. А под ним, боже ты мой ОРАНЖЕВОЕ! Я даже не помню, что конкретно оранжевое, фломастер ли, ленточка ли, но такое яркое, по сравнению с зелёным мхом, что рябит в глазах, рябит радостью!
Да, Лиза очень любит оранжевый. И однажды покрасила оранжевым цветом муравья: Смотрите, теперь его везде видно, он вдалеке ползёт по земле, а мы его видим! -радовалась Лиза. Мы её пожурили: Зачем ты так сделала. Его теперь увидят какие-нибудь враги и заклюют! Лизе совсем не понадобилось времени на размышления. Всё же и так ясно! Она взяла кисточку и закрасила муравья обратно коричневым!!
Автор статьи Евгений Котов
Источник: http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=13074
Комментарии