Я, Надмитова Цыцыгма Чойжинсуруновна, вот уже тридцать лет работаю в школе. Перед глазами, будто кадры из кинофильма мелькают первые уроки, первые родители, первый выпускной класс …
Незаметно проходит время, меняются родители, меняется само общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, который понимает, что в любом времени надо учить детей.
Но как учить?
Я счастливый человек, потому что нахожусь всегда рядом с подрастающим поколением, вижу себя всегда в детях, как бы заново повторяется моё детство, просто я живу жизнью детей.
Однажды, вспоминая годы учёбы в училище, я подумала о том, как было трудно мне, будущему учителю, формулировать цели и задачи урока. Как учить и чему учить? Зачем учить? И единственную радость доставляли мне формулировки воспитательных задач, если на уроке работа с книгой – воспитывай любовь к книге. Пишем текст о каком-то дереве – воспитывай любовь к природе и т.д. Только годы работы с детьми в школе, общение с ними, их радость и печаль, смех и слёзы убедили меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй самое трудное и мучительное в учительской профессии. Хотя и сейчас мы, учителя начальных классов, слышим от многих, что в обязанности учителя начальных классов входит то, что достаточно детей научить читать, писать, считать и всё. Ну, а душа? Многие считают, что душа сама «вырастет».
Я согласна тем, что хорошо учить считать, писать, читать нужно. Но нельзя забывать и о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость, накопленные веками. Передать всё это без воздействия невозможно.
Мне хочется взять ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания. И верю и надеюсь, что именно они – дети – будут помогать учителю всю жизнь искать ответы на такие трудные вопросы: Как учить? Чему учить?
«Мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить. Он такой же, как и я, но сегодняшний современный. Я принимаю его, я охраняю его детство, терплю и прощаю». Если бы не было этих чудесных гостей-детей на земле, то мир погиб бы от старости. В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания! Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребенку – человеческого и педагогического. Есть одно и только одно: человеческое
Комментарии