Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История семьи

19 марта 2012

Галсанов Бато-Мунко ученик 6 класса Оерской СОШ Джидинского района

 

В наше время много удивительного интересного можно увидеть по телевидению, в Интернете ив печати. Каждый день различные телепередачи зазывают телезрителей и пользователей Интернетак экрану монитора или телевизора, но это все проходящее, быстро забывается, так как эта информация не касается тебя. Каждый из нас может найти в своей семье что-то удивительное, представляющий интерес не только для своей семьи, но и для истории страны в целом.

 

Детство

 

Моя бабушка Галсанова Сыржап Цындеевна родилась в местности Цагаан Арал недалеко от села Укыр-Челон в крестьянской семье Ванкеева Цындэ Манчеевичаи Цыремжит Базаровны10 января 1920 года. В большой и дружной семье она была третьим ребенком: Тумэн, Цырена, Сыржап, Гомбо, Долгоржап, Жигжит, Бальжиняма. Семья занималась скотоводством и земледелием, по воспоминаниям у них было около 30 голов крупного рогатого скота, более 20 голов овец и коз, табун коней, а также сеяли пшеницу на поле в 2 гектара. Жили в юрте.

 

Семья была крепкой, всем хозяйством справлялись своими силами. Все с малых лет былиприучены к тяжелому крестьянскому труду. Моя бабушка вспоминает свое детство только работающей. Каждый день в детстве она сбивала масло в высоких деревянныхпосудах выше себя,вставаяна стул; пасла телят, овец круглый год, водилась с младшими братьямии сестрой. Аее мама каждый день шила обувь-ичиги,турупчи для большой семьи, а также на заказ, в обмен ей шили выходную одежду для нее и для семьи,мяла шкуры овец, коров материал для обувии одной ногой укачивала люльку.

 

А отец вместе со старшими братьями готовил дрова, стойла для скота в летнее и в зимнее время. Обменивал продукты производства на ткань, чай, сладости, соль в селе Армак. Одну голову можно было обменять всего лишь на 4 метра ткани. Из 4 метровткани можно было сшить один дэгэл. Бабушка вспоминает,как отец сильно ругал за то, что телята случились с коровами, а мама всегда защищала нас поговаривая: «Молоко каждый день можно подоить, а детей не ругай и не сделай их пугливыми и злыми».

 

В период детства моей бабушки очень широко отмечали праздник Сагалган. Отец запрягал коней, мама нас очень тепло одевала, так как путь к бабушке с дедушкой(к родителям матери)предстоял долгий,дул пронизывающий ветер, но зато встреча с бабушкой и дедушкой была очень теплой. Они всегда нас ждали.

 

Еще наша бабушка вспоминает, как в дацане летом проходила мистерия ЦАМ. Люди стекались, одевшись во все лучшеесо всех близлежащих сел для лицезрения столь великого и яркого религиозного праздника.

 

Таким образом, как отметил М.Д.Цаганов в брошюре «Здравствуй, земля Джидинская»: Мелкое раздробленное крестьянское хозяйство было полунатуральным.(1) В тяжеломкрестьянском труде, в достатке,в большой семье прошло детство моей бабушки.

 

Моя бабушка в годы коллективизации

 

В 1930-1931 годах в каждом селе были организованы первые колхозы. В Оере организовали четыре колхоза – «Бурдвивизион», «Культура», «Большевик», «Заветы Ильича»(2). Наш край джидинский располагал большими угодьямидля животноводства. В период коллективизации большая часть земли была вспахана си.Моя бабушка вспоминает, что с 13 лет работала со своими сверстниками в колхозе «Культура», «Бурдивизион».

 

Вначале она со сверстниками с восходом солнца выходила на поле и полола поля, через год уже начала сама наравне свзрослыми пахать землю запрягав коня железным коннымплугом. При пахоте пахариполностью должны были содержать двух коней, сменяя их,чтобы не было сбоев в выполнении плана. За выполнение плана она получала небольшие премии в виде ситцевых платков, кусков материи. «Жизнь была тяжелой- вспоминает моя бабушка- обувь , одежду продолжали сами шить. Обувь, сшитая из выделанной кожи,при пахоте во влажной земле превращалась в непроходимое «жидкое месиво», быстро изнашивалась.

 

В ночные часы приходилось чинить, шить новую обувь.Ну а если не считать те неудобства, то считаю, что все же нашажизнь,была веселой, мы были совсем юными и между делом успевали и поиграть, побалагурить, разыграть друг друга, пели песни,влюблялись и создавали новые семьи». С моим дедом Галсановым Бато-Мунко Цыретаровичем они познакомилисьв августе, 1939 года, когда моей бабушке было 19 лет, а дедушке было 20. Он приехал с села Подхолдочи помочь колхозу в уборке сена. При виде моей бабушке он был очень льно влюблен и каждый раз пытался встретиться с ней.15 сентябряонсо своим другом,взяв,еще конядля невестки приехал с твердым намерением увезти и жениться.

 

Несмотря на запрет родителей моей бабушки,которые аргументировали тем, что далеко уедет и на бурятском говорили:«Нэгэ гэшуундэ тулахаас, томо модондо туллаа бэлэ дээр». В дословном переводе будет звучать так: «Чем облокачиваться на один сук, лучше облокотиться на большое дерево» намекая на то, что он единственный сын в семье Галсанова Цыретара. Моему дедушке в тот день повезло. Дома родителей не было, а из взрослых была только сестра Цырена. Она разрешила моей бабушке, котораяиспытывала нежные чувства к моему деду уехать с ним.18 февраля сыграли свадьбу.

 

Из свадебных подарков у нас дома сохранились: коричневая кастрюля, бабушка сама удивляется прочности этой посуды и швейная машинка Зингер на которой шила всё.Через несколько лет семейной жизни моя бабушка поняла опасения родителей,которые они испытывали. У дедушки не было ни братьев, ни сестер, чтобы помочь в трудную минуту, делить радости и беды. Все работали сообща дружно, а им приходилось всю работу по возведению дома, косьбе, заготовке дров и т.д. делать одним.

 

Семейная жизнь до войны

 

15 сентября приехала она в село Подхолдочи. Встретили их родители деда. Цыретар и Дулма-Ханда Галсановы. Жили они, как и все в небольшой, но теплой избе. Наш прадед Цыретар был искусным мастером по дереву. До сих пор у нас на кухне и в летнем домике стоят стулья и два стола, сделанные моим прадедом. Во дворе, дома был идеальный порядок. Жили в достатке, дед подрабатывалсвоим ремеслом.А наша прабабушка совершенно не умела кроить и шить, зато очень хорошо вязала. В то время, когда в магазине ничего готового не было,неумение шить было,большой проблемой. Надо было кого-то просить. Все люди были заняты домом, детьми, работой в колхозе.

 

У них дома была новенькая швейная машина, которую берегли для невестки. А моя бабушка была с детства приучена к шитью, обшивала всю семью. Сейчас говорит: «Как я не боялась кроить, резать, ведь тканьтогда была в дефиците. Испортишь,новый не купишь.Почему-то совершенно не боялась испортить».

 

Также как и в родном селе, начались трудовые будни в колхозе «Красный восток» в Подхолдочи. Теперь они с дедушкой вышли на колхозную работу. После тяжелых трудовых будней они возвращались домой, прабабушка всегда ждала их горячей едой чаем с молоком. Чуть-чуть отдохнув,бабушка бралась за шитье, а дед делал нити из коровьих жилок. Прабабушка очень хотела видеть своего сына и невестку хорошо одетыми.

 

Всячески старалась достать ткань. Однажды прабабушка и прадед приобрелифабрично выделанную кожу для шитья сыну костюма. Всюночь бабушка моя кроила и шила с неделю, а прабабушка вставала и грела чай в печке, тогда света не было. Вот такой стиляга в кожаном пиджаке и брюках был мой дед благодаря этим самым родным женщинам.

 

По рассказам моей бабушки, в 1940 году моего деда забрали в ряды Советской Армии. Бабушканеграмотная и не может сказать,где начал службу наш дед. Во время службы началась Великая Отечественная война, деда перекинули на Восточный фронт. И всю войну наш дед прослужил в Монголии, вернулся только в 1946 году.

 

Моя бабушка в период Великой Отечественной войны

 

Годы войны, моя бабушка, как и все, я думаю,в нашей странесчитает самыми тяжелыми в своей жизни. «Не дай бог никому не пережить такое, говорят тыловики, ее сверстники при редких встречах на день Пожилого человека» и в День Победы 9 мая. Часть выступают слезы при воспоминании о тех годах.

 

Нафронт ушли ее два брата, отец, муж. Два брата Тумэн и Гомбо, надежда и опора родителейне вернулись, а отец Цэндэ Манчеевич вернулся, его комиссовали из-за ранения.

 

Сыржап. Сельскохозяйственная работа циклическая, бабушка круглый год работала: весной пахала, запрягав конейхотя было несколько тракторов, они не успевали, в июне полола поля, с 7 июля выходила на косьбу со всеми, весь сентябрь убирали хлеб, по воспоминаниям, хлеба садили много, с наступлением холодов начинались работы по переработке зерновых, по уходу за колхозным скотом». Благодаря самоотверженному труду тыловиков ковалась победа на фронтах. Низкий им поклон.

 

Престарелые родители моего деда только и желали увидеть сына живым, здоровым. Каждый день прабабушка по бурятским обычаям капала молоко, молилась за возвращение единственного сына. Дедушку дождались, и это было великое счастье для нашей семьи. С возвращением деда, все невзгодыказались преодолимыми. Работа пошла дружней, жить стало веселей. Мой дедушка был очень благодарен моей бабушке, за то что все годы войны она жила с его родителями, помогала им, не бросила их в трудную минуту.

 

Мирная жизнь

 

Сразу после войны прадед и дед решили построить дом. После колхозной работы, дед и прадед шли в тайгу, там валили лес для строительства. В 1948 году мои бабушка и дедушка уже жили в новом доме. Но к сожалению, семейное счастье омрачало то обстоятельство, что не было детей. Конечно, тяжелый крестьянский труд в стужу, в сырость, обучение коней,сделали свое дело. Но они всегда мечтали о детях, надеялись что родятся.

 

В конце 40-х годов очень серьезно заболели родители моего прадеда. За ними нужен был уход и бабушка очень старательно ухаживала за ними.Мечты о детях, даже приемных оттягивались. Лишь после смерти родителей, более менее обустроившись,решили взять девочку Ольгу,у своих дальних родственников, а через 3 года они усыновили мальчика,Дугаржап в трехмесячном возрасте. Счастью моих дорогих бабушки и дедушки не было предела. Они готовы были горы свернуть для своих детей. Дом, в котором, они жили, им показался маленьким. Бабушка и дедушка решили построить большой, светлый дом.

 

После работы,в потемках, шли опять в тайгу, вручную пилами спиливали лес. Лес брали крепкий, толстый. На конях привязав,по два бревна сплавляли лес в деревню. При подъеме вручную 100-летней лиственницы плечи ранило до крови.Но все невзгоды и тяжести не казались такими горькими, так как они строили свой собственный дом уже для большой семьи. Но вскоре, а именно, в 1972 году они решили переехать в село Оер, в Подхолдочи не было средней школы.Дом перевезли припомощиродственников.

 

В селе Оер они работали чабанами. И каждыйгод они выходили победителями социалистических соревнований. Они удостоены многими орденами за добросовестный труд. Моя бабушка ушла на заслуженный отдых, когда ей было 60 лет, как мужчины. Ждала, когда дед получит пенсию. Онане могла оставить его на такой тяжелой и ответственной работе одного.

 

Они воспитали двоих умных, образованных детей. Старшая дочь Ольга Батомункуевна окончила БГПИ, факультет иностранных языков, родила 5 детей, работает в школе №26 г.Улан-Удэ, а сын поступил в ВСТИ, очень мечтал стать инженером и увезти родителей в город, чтобы они жили в благоустроенной квартире. Но случилось беда. В один из праздничных ноябрьских дней приехал домой, по пути встретил дерущихся ребят, хотел их разнять, но получилсмертельное ножевое ранение. После этого случая жизньдля моих бабушки и дедушки потеряла всякий смысл.

 

Дедушка, чтобы заглушить горечь стал выпивать, а бабушка плакала, каждый день ходила на кладбище к сыну. В такой тяжелый момент, родственники привезли им 3-летнего мальчика, внучатого племянника бабушки, родители, которого оказались трудной жизненной ситуации. Это был мой папа. Постепенно в заботах о маленьком сыне, начали забывать горечь утраты. В 1993 году умер дедушка. Мой отец после смерти отца в 16 лет стал заменой ему. Вместе с бабушкойони держали скот, после школы получил водительские права, но оставить уже престарелую матьне мог даже для учебы.А моя бабушка до 80 лет вставала в 6 часов утра, доила коров и выполняла всю женскую работу по дому.

 

Бабушка и Я.

 

Мои родители поженились в 1999 году, а 2000 году родился я. Меня назвали Бато-Мунко в честь моего дедушки. Мама рассказывала, что бабушка была очень- очень рада моему рождению. Она могла смотреть на меня подолгу, затаив дыхание, когда я был еще младенцем. Она все время заботится обо мне и о моем брате(6 лет) и сестре(3). Шьет одежду, маскарадные костюмы для нас в Новый год, а также сценические костюмы для моих выступлений. А недавно она сшила мне для фестиваля «Хрустальный мир» японскую национальную одежду «хакамэ», скроила, увидев костюм, который мы скачали в Интернете.Всю семью обеспечивает теплыми рабочими рукавицами.

 

Она оченьсильно переживает, когда я летними вечерамизадержусь ненадолго со своими друзьями, отправляет родителей за мной, если при мне не было телефона, очень сильно скучает, когда я выезжаю в оздоровительные лагеря. Езжу на соревнования.

 

Воспитывает, направляет меня с глубоким чувством любви, ведь я самый старший в семье, я должен стать опорой для родителей, брату Солбону и сестренке Хандуше.

 

Моральные установки

 

Моей любимой бабушке10 января будет 92 года, она самая пожилая женщина у нас в селе. Она,конечно-же, бывает, чтоболеет, но онанаходит силы преодолеть болезнь. Она перенесла две операции на глаза. Сейчас она может вдеть нитку в иголку; ей в больнице в 60 лет поставили укол хлористого, от которой правая рабочая рука не гнется, она стала левшой; нашла смелость удалить все оставшиесязубы, поставила протезы; у нее повышенное артериальное давление, бронхиальная астма, с помощью моей мамы она может контролироватьтечение болезни.

 

Единственное с чем не захотела бороться – это глухота. Лечиться не любит, но мои родители дорожат нашей «золотой бабушкой», стараются,чтобы она получила курс леченияв госпитале ветеранов войны и труда. Мне кажется, чтоэтих процедур может испугаться даже самый сильный мужчина, она неграмотная , едва читающая по слогам,весьма адекватно трезво для своих летоценивает ситуацию. Она легко воспринимает все новое.

 

Купила мне гитару,сотовый телефон, она,увидев по телевизору молодежные каналы, может сказать, что эта одежда подойдет мне. Все эти обстоятельства совсем противоречат понятию эйджизм(3), который свойствен пожилым людям, у которых происходит изменение ценностей, становятся подозрительными, скупыми, ворчливыми и совсем не хотят принимать что-то новое.

 

Она никогда не сидит без дела. Когда дома царит тишина, безделье, у нее тускнеют глаза, она делает замечания. Когда начинается работа: сенокос, посадка, уборка картофеля, посев огорода, у нее сразу поднимается настроение, изо всех сил старается помочь. Она может остаться с малолетнимигрудными детьмина весь день, когда мама на работе. Как-то раз она очень сильно заболела. Подумала, что годы высокие, скоро умру, единственны желанием ее было. Хоть еще бы чуть-чуть пожила, кормила бы свою внучку Ханду, а ей был 5 месяцев, ей очень нравится ухаживать за малыми детьми.

 

Заключение

 

Проследив весь жизненный путь своей бабушки, я пришел к выводу, что она удивительная женщина, достойная глубочайшегопочтенияне только в нашей семье, но всей страны. Вся жизнь ее прошла в самоотверженнойработе, благодаря которой страной был совершен мощный толчок в индустриализацию, выкована Победа в тылу и признана сверхдержавой по сегодняшний день.

 

Что касается секретадолголетия, считаю, как и ученые: правильный образ жизни, здоровое питание, отсутствие вредных привычек и семейное благополучие.(4) Да, на самом деле она никогда не курила, не употребляла спиртных напитков и ест умеренно, преимущественно мясо-молочные продукты, но редко ест фрукты.

 

Но если взять во внимание,то обстоятельство, что она работала в годы войны, выполняла непосильные работы в условиях зимних холодов, знойного лета, в сырости, то по всем законам «правильного образа жизни» она бы давно умерла. Женщины помоложе, едва передвигающиеся говорят «изрублены работой», я предположу, что секрет долголетия по последнему слову науки, кроется в особенностях ДНК.(5)

 

К этим факторам можно добавить ее неиссякаемый оптимизм, нацеленность на будущее и глубокий смысл: любовь к детям.

 

Список источников

 

1.            Цаганов М.Д. В годы коллективизации.- Здравствуй, земля джидинская.-Закаменск.-1995.с.12.

 

2.            Цаганов М.Д. В годы коллективизации.- Здравствуй, земля джидинская.-Закаменск.-1995.с.14.

 

3.            Медков В.С. Социальная геронтология.-М.-2010.-178 с.

 

4.            Анна Федякина.-«100 лет+»//Российская газета.-24-30 ноября

 

5.            Анна Федякина.-«100 лет+»//Российская газета.-24-30 ноября

 

 

Автор: Moderator
Просмотров: 2172

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -