Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

И веры тонкая свеча горит во тьме

19 марта 2012
И веры тонкая свеча горит во тьме

(Об истории возрождения церкви в Курумкане)

 

Помни, что ты на земле не один

 

В общей молитве великая сила!

 

Эти строки, замечательные по своей эмоциональной окраске и убеждению, оказались удивительным образом созвучными моему настроению в то майское солнечное утро 2010 года, когда на главной площади Славы в нашем селе собрались все курумканцы.

 

Это было 9 мая – праздник Победы, праздник славы, радости и слез. Поредевший строй оставшихся в живых ветеранов второй Мировой. Мелодичный звон начищенных до блеска наград. Речи и приветственные, благодарные слова, четкий строй юнармейцев – все это так волновало. И грустно было думать о том, как мало их осталось, как мало сделано для переживших эти страшные годы солдат.

 

В память о тысячах погибших и в честь оставшихся, выживших воинов прогремел оружейный салют…. И вдруг, как эхо той далекой войны, над всеми, кто находился на площади, прозвенел колокольный звон. Сотни людей в это мгновение затаили дыхание, кто-то осенил себя крестом, кто-то шептал молитву. А звон все крепчал, наливался силой и как будто выговаривал слова «Помним, помним…»

 

Что это было? Мне показалось, что это там, наверху, слились молитвы павших и живущих солдат. Ведь каждый перед боем, верил или не верил, молился, зажигая мысленно перед иконой тонкую свечу веры и надежды.

 

Вот поэтому в своей работе я хочу рассказать об истории возрождения церкви в селе Курумкан.

 

На территории нашей огромной России не счесть деревень и сел. Все они такие разные… и разные в них живут люди. И каждый из народов, независимо от того или иного вероисповедания, свято чтит общечеловеческие нормы нравственности, на уровне которых реализуется сознание общности человеческого рода, противостоящее угрозе гибельных катаклизмов. Независимо от отношения к религиозному вопросу, наш народ един в вопросе мира и благоденствия на Земле.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ПРАВОСЛАВИЯ В КУРУМКАНСКОМ РАЙОНЕ

 

Рассматривать исторические предпосылки развития православия в нашем районе следует от истории происхождения Курумкана. Как таковые, исторические материалы по истории села отсутствуют. Лишь в небольшой брошюре «Страницы истории Курумканской школы» Г. Э. Дамбаева и Ж. С. Сажинова (1984г.) в разделе «Из истории дореволюционного периода» говорится следующее: «Тайша Баргузинской Степной Думы Цыдыпжап Сахаров в «Летописи баргузинских бурят» (1887) сообщает, что «около 1884 года в Курумкане был построен без согласия и без уступки земли, инородцами русский миссионерский стан с церковью». Речь идет о крещеных поселенцах из Кудары, прибывших в связи с катастрофическим землетрясением, случившемся в ночь с 11 на 12 января 1862 года, в результате которого, была затоплена водами в устье реки Селенги Цаганская степь с пятью бурятскими улусами. Первыми переселенцами местности Курумкан и окрестных улусов были Балдаковы, Шанюшкины, Нечкины, Гыргеновы, Семейщиковы, Ербановы, Алексеевы – Всего около 26 семей. Постра¬давших от стихии на новом месте приняли негостеприимно: они не бы¬ли наделены земельными угодьями.

 

Из этой исторической справки получается, что после Цаганского землетрясения в 1862 году выходцы с Байкала стали заселять наш край и основали наше село.

 

В книге А.Д.Жалсараева «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии, 17-20 столетий» приведены достоверные сведения священника Алексея Добромыслова (газета «ЗЕВ», 1907, №23, с.506) о том, что «…Курумканский миссионерский стан основан, можно сказать при исключительных обстоятельствах. Об этом крещеные инородцы рассказывали интересные данные. (приложение 1)

 

В марте 1868 года было дано разрешение на строительство молитвенного дома.

 

Миссионеры, как представители официальной религии, были наделены царским правительством исключительными правами. Достоверно известно, например, о факте посещения здешнего края в 1878 году архиеписко¬пом Восточной Сибири Мелентием, который и определил место для нового стана («Труды православных миссий Иркутской епархии», 1883 г. Иркутск, т. 4, с. 60). Как видно, церковные власти, воспользовавшись, случаем, своевольно, «без согласия и уступки земли», т.е. вопреки воли местной администрации, основали в Курумкане миссионерский стан, Тем самым они хотели показать себя в качестве истинных радетелей о пра¬воверных, пострадавших от бедствия и заодно распространить христиан¬ское вероучение среди местных бурят.

 

Миссионерские станы создавались русским духовенством среди не¬русских народностей. Царское правительство в целях укрепления своих позиций на окраинах использовало православное духовенство для хрис¬тианизации коренного населения, присоединяемых к своему государству земель, и через приобщение его к православию подчинить к русскому влиянию. Духовные миссии, наряду с распространением христианства среди нерусского населения, ставили задачей насаждение в народе ре-лигиозного и верноподданнического духа через школы, создаваемые при миссионерских станах.

 

С основанием среди баргузинских бурят в 1884 году второго (после Улюнского) миссионерского стана в Курумкане связано возникновение церковно-приходской школы.

 

Курумканский миссионерский стан представлял собой комплекс строений, типичный для такого рода учреждений. Он состоял из деревянной церкви с колокольней, дома для служителей церкви и помещения для школы. Церковь и помещение под школу - с благотворительной целью в 1884 году построил иркутский купец А.П. Брянских («Огни Курумкана» от 20 и 22 декабря 1979 г.).Он же положил в банк на вечное время 10000 рублей на обеспечение нужд церкви. Тогда же при церкви на средства миссионерского общества была открыта первая школа с шестью учениками. Учителем был поставлен младший служитель церкви – крещеный хоринский бурят Григорий Стуков (Балбар Юндунов—Ж.С.). Главной зада¬чей школы было – обучать детей молитвам и чтению азбуки.

 

В 1884 году были опубликованы правила о церковноприходских шко¬лах в России. Церковноприходские школы, так же как и миссионерские школы, находились в ведении духовного ведомства, независимые от Министерства народного просвещения. В новых правилах, была определена цель этих школ, которая гласила: «Школы сии имеют целью ут¬верждать в народе православное учение веры и нравственности христи¬анской и сообщать первоначальные полезные знания».

 

Курс обучения в церковноприходских школах был ограничен преподаванием главным образом предметов религиозного характера: закона божия, чтения по-славянски, церковного пения и др. Из общеобразовательных предметов входили, преподавание начал русского языка и арифметики в виде элементарного обучения чтению, письму и исчислению. Официальные отчеты о состоянии церковноприходских школ показывают, что проверяющие все внимание уделяли постановке преподавания рели¬гиозных предметов в школе.

 

Так, например, в отчете Забайкальского епархиального наблюдателя (ревизор-надзиратель – Ж.С.) сообщается, что в 1895—96 учебном году в Курумканской школе «учащихся было 7 мальчиков и одна девочка; православных детей инородцев—5, крестьян —3». Далее сообщаются любопытные подробности: «Делились на три группы, причем по закону божия младшая группа изучала начальные молитвы; средняя - молитвы утренние и на сон грядущий и краткую священную историю; старшая - священную историю Ветхого Завета. Шко¬ла помещается в особом доме, построенном купцом Брянским. Заведо¬вал школой и обучал закону божия священник А. Добромыслов, ...исправлял обязанности учителя Павел Непряхин, окончивший курс приход¬ского училища и состоящий при храме псаломщиком». (См. Отчет За¬байкальского епархиального наблюдателя... за 1985 – 86 уч. г., Чита, 1896, с. 20).

 

Школы при церквях не располагали штатом учителей, поэтому обуче¬ние возлагалось на служителей самой церкви. Упомянутый выше первый учитель Г. Стуков так; не был псаломщиком, т.е. подручным священника, но потом впоследствии спился и, ведя бродячий образ жизни, умер в глу¬бокой старости, в 1943 году.

 

В старой школе обучение детям давалось очень трудно. Из-за отсут¬ствия учебных книг и нормальных условий для занятий они к урокам обычно не готовились и шли в класс с чувством глубокого трепета, за¬ранее зная, что их ждет какое-нибудь телесное наказание. Так, Мефодий Егорович Щербаков по просьбе юных краеведов Курумканской средней школы в 1983 году поведал о своей школьной жизни очень интересный материал.

 

Население Курумкана и 7-ми окружных селений с первых дней февральской революции, почувствовали стремление к культурной жизни. Не имея для указанной цели специального помещения, целым рядом своих постановлений на сходах и собраниях, начиная с 8 октября 1924 года потребовали здание храма под клуб. В 1929 году церковь была превращена в клуб. В помещении, где проживал церковный служитель в начале 20-х годов, была открыта амбулатория. В последствии с образованием коммун курумканцы стали переселяться вверх по реке Баргузин, и в 1933 году, после того, как здание храма было использовано под клуб, оно было разобрано для строительства школы.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА В СЕЛЕ КУРУМКАН

 

В конце прошлого столетия, после столь длительного перерыва вновь в Курумкане стали проводиться церковные службы. В 1998 году при участии о. Геннадия начала создаваться православная община. В августе 1999 года община была зарегистрирована Министерством юстиции Республики Бурятия. Радостную весть и документы об её регистрации привез, о. Андрей Леонтьев, священник Спасо-Преображенского храма с. Баргузин. Со псаломщиком Владимиром о. Андрей проводил в Курумкане праздничные богослужения, обряды крещения, отпевания усопших. Не имея своего здания, первые службы проводились в кинотеатре и в помещении почты. И повел церковный календарь нашего села свой отсчет.

 

В юбилейном от Рождества Христова 2000 году православной общине Курумкана сельской администрацией, с согласия администрации МСУ «Курумканский район» безвозмездно было передано здание детского сада «Чебурашка». Верующие обратились к Епископу Читинскому и Забайкальскому с просьбой направить в Курумкан на постоянное место жительство священника.

 

В мае 2001 года начались восстановительные работы одного из зданий. За месяц инициативной работы группой прихожан были застеклены окна, сделаны засовы, частично отремонтирован потолок сделано небольшое алтарное помещение и произведен косметический ремонт.

 

21 июня 2001 года на территории храма был воздвигнут охранный крест. Батюшка Андрей отслужил водосвятный молебен и окрестил первых в этом здании 7 человек. Именно в этот день чудесным образом была возвращена икона «Пресвятой троицы» старейшим жителем нашего села, ныне уже покойным, Козулиным Алексеем Федотовичем. И в этом был большой промысел Божий – ведь храм именуется в честь Пресвятой Троицы.

 

19 июля 2001 года Указом Преосвященнейшего епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в приход назначен священник Сергий Галактионов. С приездом батюшки приход начал активную жизнь. Регулярно стали проходить службы: Таинства, Исповедь, Причастие, Крещение, Отпевание, Освящение. Наряду со службами проводились восстановительные работы.

 

Администрацией района была выделена земля в бессрочное пользование, оформлены надлежащие документы. С божьей помощью и человеческой отзывчивостью руководителей ОАО «Могойто, ПУЖКХ и лесозаготовителей поселка Майский, территория храма была огорожена».Несмотря на активную помощь, на восстановление прихлда с нуля катастрофически не хватало средств. Совместно с администрацией района было решено провести радио-марафон.

 

6 декабря 2001 года состоялся радио-марафон «Возродим православие». Деньги, полученные от марафона в сумме 119 тысяч рублей, были направлены для приобретения церковной утвари, ремонта здания. Расход составил 172 тысячи.

 

27 мая 2002 года Указом Преосвященнейшего Епископа Читинского и Забайкальского Владыки Евстафия батюшку Сергия перевели настоятелем в Спасо-Преображенский храм села Баргузин, с окормлением нашего прихода. Батюшка Сергий стал приезжать 2 раза в месяц.

 

Все лето 2002 года до глубокой осени в приходе проводились ремонтно-восстановительные работы. Были заменены нижние венцы, полы в здании, произведены штукатурные работы. Для обогрева храма были сложены две печи, оборудована трапезная и келия для сторожа с хозяйственной стороны храма, в храме постелили линолеум. Эти работы благотворительно произвели жители села Курумкан Самбоцыренов Карл Николаевич и Гармаев Геннадий Шагжиевич. Летом этого же года был разработан огород, где стали сажать картофель и разные овощи.

 

2003 год знаменателен тем, что в феврале месяце приход посетили Епископ Евстафий и благочинный Бурятского округа протоиерей Олег Матвеев. Они встрнтились не только с прихожанами, но и с жителями нашего села в кинотеатре «Курумкан» и в администрации района. И как результат этой встречи, в апреле, к празднику Пасхи была построена звонница, установлены колокола, которые были сделаны из газовых баллонов, пристроено крыльцо к трапезной.14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы крестным ходом установлен охранный крест за селом.

 

В 2005 году произведен ремонт кровли здания, здание подняли на два венца, крышу сделали из жести, загрунтовали, покрасили, купол заменили большим, обтянули крест жестью и покрасили под золото. Начали собирать средства на храмовую икону стоимостью 12000 рублей, заказали в иконописную мастерскую в храм Вознесения Господня в городе Улан-Удэ.

 

11 июня 2006 года на праздник Пресвятой Троицы икону установили над папертью. Летом заключили договор на изготовление и вывоз колоколов, которые были сделаны в Екатеринбурге. Каждое сельское поселение района приняли участие в этом благом деле. На самые большие колокола пожертвовали Агрострой и МУП ЖКХ. Теперь в приходе имеются два именных колокола

 

Январь, 2007 года. Приход вновь посетил Благочинный Бурятского округа Олег Матвеев. Был решен вопрос о строительстве новой звонницы, которая была построена уже в марте этого же года. В апреле были привезены колокола и 8 мая 2007 года батюшка Сергий отслужил молебен в освящение колоколов и в торжественной обстановке с молитвой они были установлены. Все лето не прекращались работы по облагораживанию территории.

 

15 февраля 2008 года в праздник Сретения Господня состоялось открытие восстановленного здания, Летом этого же года сварили и покрасили металлический забор, заложили фундамент для строительства новой церкви.

 

Православный храм – это Дом Божий, Дом молитвы, место, освященное особенным присутствием Божественной благодати, необходимой каждому человеку для духовно-нравственного совершенствования.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

В настоящее время Председателем Приходского совета Свято-Троицкого храма служит Богатых Нина Ивановна. Она отмечает, что за эти годы проведены большие работы и потрачены большие средства на возрождение православия в нашем селе. Всем миром поднимали нашу деревенскую церковь.

 

Местная православная религиозная организация Свято-Троицкий приход Московской патриархии имеет свои реквизиты, официально зарегистрирована Министерством юстиции Республики Бурятия.

 

На протяжении всех веков церковь не только учила молиться, призывала к вере в Бога. Она вела и до сих пор ведет социальные служения, миссионерскую, финансово-хозяйственную, духовно-просветительную деятельность. Существовали раньше, существует и сейчас воскресная школа. Во все времена церковь заботилась о сирых и бедных. Этим же занимается и сейчас. Каждую субботу, воскресенье и праздничные дни проводятся Литургии, Водосвятные молебны, читаются Акафисты, Молитвы, свершаются великие Таинства.

 

Воскресную школу при храме посещают 25 детей разного возраста. Дети изучают Закон божий, Православный Молитвослов. Кроме Закона Божьего проводятся уроки православной этики, рисования и домоводства, где дети учатся вязать, стряпать и готовить. Ежегодно, вот уже в течение 6 лет, учащиеся Православной Воскресной школы Свято-Троицкого храма делятся духовной радостью о родившемся Христе и его Воскресении с односельчанами и жителями соседних селений. С большим теплом встречают их в с.Сахули и с.Шаманка, взрослые и дети Могойто, п.Майский и Дома ветеранов. Душа радуется, когда видишь количество пришедших посмотреть рождественский спектакль или пасхальные посиделки. Историю о Рождестве Христовом юные артисты представляют посредством театрального действа. Всеми эмоционально и живо воспринимаются образы Новозаветной истории, пение молитв и тропаря, стихи и танцы.

 

Великое Таинство Крещения. Уже само определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином - это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они ещё не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещенного, при условии надлежащего христианского воспитания. За период существования прихода в нашем селе окрестились 259 человек.

 

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6) В Таинстве Брака (Венчании) жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе союза Христа с Церковью для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно». В знак святости брака даются жениху и невесте зажженные свечи. Таинство брака совершается только в церкви.

 

За эти годы в нашем деревенском приходе проведено одно венчание, отпето - 59 человек.

 

Любовь к богу, любовь к ближним соединены между собою тесно, неразрывно. Христианская любовь проявляется в том, что она «сорадуется истине» (1 Кор.13 гл.). Она обнаруживает правдивость, честность, миролюбие, учтивость, радушие, приветливость и нежность.

 

К сожалению, сегодня не все задаются таким коренным вопросом «Зачем мы созданы? К чему мы должны стремиться?» Живут, пока живется, питаются затем, чтобы существовать и существуют затем, чтобы питаться. Решить правильно этот вопрос - значит познать смысл жизни.

 

На протяжении долгих 70 лет в нашем государстве церковь и вера в Бога были под запретом. Разрушены церкви, разграблены монастыри, испытывали гонения священнослужители, воспитывались целые поколения атеистов, людей без веры, без духовных ценностей. Но «веры тонкая свеча» во всей этой тьме горела все эти годы. И как здорово, что сейчас происходит великое Возрождение.

 

Процесс этот очень долгий и трудный особенно у православных, у христиан. Трудный он, наверное, потому, что наибольшие разрушения в нашем государстве претерпела именно эта мощная когда-то ветвь мировой религии. И хотя, по данным статистики, число церквей в России в сравнении СССР возросло в 4 раза, епархий в 2 раза, монастырей – в 32 раза, регулярно посещают церковь не больше 10 процентов жителей России, а в некоторых регионах и того меньше.

 

Отрадно, что в нашем селе появилась своя церковь, где страждущие люди могут успокоить молитвой свою душу, помолиться за здравие или упокой своих близких, еще раз испить из чаши мудрости великие жизненные ценности: ни убий, ни возжелай, ни завидуй, люби, цени, береги, дорожи…

 

Человек ведь так устроен: ему надо верить – поддерживать тонкую свечу надежды на благополучие, надо любит – чтобы все было благополучно, чтобы «свеча» его жизни и жизней его окружающих не погасла. Верить в бога. А Бог – он один, к какой бы вере человек ни принадлежал. И пусть звонят колокола над нашей землей, очищая нас от всего пустого, наносного, защищая от бед, напоминая о краткости жизни, о её ценности и великолепии. Ведь вера – это не только вера в Бога, это Вера в человека и его предназначение, вера в добро и доброту, надежда на лучшее будущее. «Верить, значит - любить» - так говорил Алексий, патриарх Всея Руси.

 

Реховская Алина, ученица МБОУ «Курумканская СОШ №2»

Руководитель: Реховская Н.И., учитель русского языка и литературы

Автор: Moderator
Просмотров: 3744

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -