Село Хулдат было образовано в 1728 году.Основан он был как крепость, караул. Участок границы был 28 вёрст. Численность казаков: в 1838 году - 6 казаков, в 1838 году -4 казака, в 1844 году - 7 казаков.
Хулдат – казачья, пограничная застава.
«Поживёшь подольше –узнаешь побольше…»
284 года тому назад на правом берегу реки Джида в Хулдатской пади была основана казачья, пограничная застава. Служили на ней первоначально хорунжий Переушин и трое рядовых казаков, братья Полютовы. Согласно предписанию о несении дозора на границе им было нужно контролировать около 28 вёрст в безлюдной, горно – таёжной местности. Так произошло рождение моей нынешней деревни, моей Родины. Одна улица, длиной 2 км, когда – то была два км и, даже, вспоминают старожилы - 3 км.
Справа - величаво высится гора Аргалик. Для нас она святая по сей день. На самой её вершине стоит православный крест. Каждый год, сколько я помню себя, сколько помнят мои родители, дедушки, бабушки и более старые предки- поднимаются на неё в День святого Петра и Павла -12 июля- местные жители. Думается мне, что именно этот день является началом моей деревни. Казаки установили его ( крест) в первые дни как оказались здесь. Потому что, поднимаются жители на эту гору не на пасху, не на Троицу, не на какой другой церковный праздник, а именно на Петров день. Называлось бы наше село иначе, например, Петровка, либо Павловка, было бы понятно, а так, видится мне, этот день означает то, о чём я, догадываюсь. Хотя это, лишь моя версия.
Есть и легенда о названии села. Несколько лет тому назад из города героя Волгоград пришло необыкновенное письмо нашему соседу – Тугаринову В.Д. от его дяди – полковника в отставке Тугаринова Н.П., проживающего в этом городе. В том письме была рассказана удивительная история названии села. Боролись добро и зло, и зло было наказано и побеждено, именно тогда, когда оно в виде злой ведьмы, спасаясь от преследования доброго колдуна, увязло в болоте. Это болото у нас за селом, название ему « Намак» или « Намаг». А село, якобы называется, « увязшая нога», или « хул да га», отсюда « Хулдат». Но и это лишь легенда. А знать больше я пока не могу, однако помня свой эпиграф, верю что узнаю когда –нибудь больше.
Шли годы, десятилетия, века. Рождались и умирали люди в моём селе, трудились, воевали, любили и ненавидели, жили – одним словом. Приросло моё село другими сёлами. На юге двумя хуторами в местности « Засулон» и « Касатуй», на юго – востоке появилось очень крупное поселение « Горохон».Со временем породнились эти хутора, менялись невестами, однако фамилии были характерны для этих мест свои. В Горохоне – Будуновы, Поломошновы, в хуторе « Касатуя» и « Засулана»- Бекетовы, Филипповы. Для Хулдата же характерны – Тугариновы, Полютовы, Москвитины, Якимовы, Переушины и др.В каждой из этих деревушек были свои часовенки и свои погосты.
Теперь ни « Горохона», ни хуторов на юге нет. Зарастают кладбища, а на пригорках одиноко стоят кресты. Я их сравниваю с « Леванидовыми крестами» вдоль дорог, которыми всегда отмечали умерших в пути людей на Руси. Так и эти деревни, умерли по дороге времени и остались от них эти кресты вдоль дорог. Страшно подумать, но кажется мне, что и мой родной Хулдат ждёт такая –же участь и умереть, тем более что спотыкается моё село всё чаще и чаще.
Сгоревший мост, закрытая школа, закрытый медпункт, массовый исход жителей, апатия властей. Всё это может кончиться тем, что останется на горе Аргалик одинокий крест, но никто не взберётся на гору в Петров день, некому будет.
А может будет всё по – другому, лучше, веселее и радостней, как в 2000 году, когда праздновали 100- летие моей школы, первыми в районе., и вспоминали людей, которые делали историю села, делали ярко и незабываемо. Оставили свой след и в мирной трудовой жизни и в ратных делах на полях многочисленных войн, что вела страна моя. Я не хочу называть в своём рассказе имена людей, не потому , что их много или мало, просто потому что для меня они все мои земляки и обидеть невниманием кого, не знаю или, не смогу вспомнить, я не хочу и не имею права.
Пусть всё будет по другому, пусть возродится моё село и новые люди продолжат его историю также ярко и незабываемо, как это было на протяжении почти трёх веков.
Переушина Полина . Записано со слов отца – Переушина Сергея- Илларионовича, долгое время работавшего учителем истории и директором Хулдатской школы, до её закрытия.
Комментарии