Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Легенды о селе Хамней

16 мая 2012
Легенды о селе Хамней

Предания являются одним из тех жанров устного народного творчества, которые пользуются большой популярностью среди среди всех слоев населения. Как правило, предания носят локальный характер, то есть бытуют только в определенном районе. То, о чем повествуют предания в одной местности, того не рассказывают в другом крае. В каждой области свои предания.

Предания по праву считаются старинным жанром , они испокон веков передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Предания по своей тематике весьма разнообразны, они отражают все многогранные стороны деятельности людей, их отношения к природе, к общественной жизни и социальному строю. Когда-то посредством преданий народ пытался объяснить многие явления в обществе и природе. Это было вполне естественно, потому что простые люди тогда еще не владели научными методами познания, а грамота была доступна немногим.

Как известно, предания берут своё начало в глубокой старине, но они продолжали складываться и в более позднее время.

Когда бы ни возникло то или иное произведение фольклора, на нём всегда видна печать того времени, в котором оно бытует и рассказывается.

Существует много сказаний и преданий о землях Закамны, о названиях селений верховья реки Джиды, но о селе Хамней, его окрестностях их мало. Старожилы не могут вспомнить и рассказать что-то необычное. Почему так названа так долина или гора? Например: Очириха, Омойхо, Дулмашка...

Отвечают, что в названиях нет ничего таинственного, что даны они от имени тех, кто первым там поселился и жил.

Есть интересная быль о том, почему небольшая деревня Усановка так названа. Рассказывают что давным-давно остановились в этом месте на отдых беглые каторжане, построили дом, охотились, но так и не обжились. Заметили, что будто кто-то следит за ними. Собрались в спешке, наскоро прихватили добра что могли и ушли. Остался один: то ли болел, то ли отлучился на охоту. Как бы то ни было, доживал он свой век и вырезал на дощечке свое имя, фамилию. А те, кто поселился там позже, назвали деревню Усановкой.

Поляна у реки под утесом названа Серафиминой, рядом брод через Джиду - именем женщин живших на краю деревни, у них часто чаевали охотники и рыбаки.

Когда вспоминают о событиях гражданской войны о войске барона Унгерна , часто называют его карателем. Но рассказывают еще и такую быль. Будто он остановился на простой заимке и увидел старую женщину-бурятку, одетую очень бедно. Спросил, почему она такая бедная. Послушал её жалобы, что нет скота, что пьёт она черный чай,приказал выделить из стада хорошую корову. Об этом женщина рассказывает людям и благодарила Унгерна до самой смерти (1727)

Хамней по происхождению - казачье село. С давних пор отмечали, что люди в нем зажиточные, трудолюбивые и «гонористые». Рассказывают такую быль. Встретились два казака: донской и наш, хамнейский, т.е. забайкальский. Донской-то высокий, могучий, а наш невысокий, поджарый и на язык острый. Донской наговаривает:

-Вот у нас города так города! Один Киев-батюшка чего стоит!

-Подумаешь, Киев,- отвечает наш - Может и хорош, не видал я. А вот у нас... Шомойхо, Омойхо, Очириха..!

-Поедем к нам поохотимся, и лоси у нас водятся, и медведи, и кабаны,-приглашает донской казак.

-Нет уж, вы к нам наезжайте. У нас этого добра и своего навалом, нас кабанами и зайцами не удивишь. Вот у нас тарбаганы, жумбураны... Замолчал донской казак: такую живность он и вправду не видел.

Трудолюбивый, старательный, немного заносчивый, языкастый народ у нас в Хамнее. Замечено, если человек не понравился хамнеицам, мигом какую-нибудь кличку приклеят, иногда ее передают по наследству детям.

 

Мой прадед, Максимов Евдоким Афанасьевич, в свою бытность иногда гостил в Хамнее у двоюродной сестры. Чем-то видимо, задели его в Хамнее, он всегда с иронией и ехидцей говаривал:

-Хамнейские богачи, упади да хохочи!

Ногой топнут - штаны лопнут,

Хоть сейчас беги в кусты

 

А карманы все пусты!

Неправ дед Евдоким, по зависимости наговаривал, не пустовали дворы и карманы хамнеицев. Рассказывают такое: в одной из верхних деревень разговаривают два старика-бурята. Один побывал в Верхнеудинске и поражал слушателей описанием больших домов, диковинных машин, разных кушаний.

-Это что!- сказал собеседник - Вот в Хамнее - деревне гостил, белый хлеб

ел, чай пил из белой посуды, белым сладким камнем закусывал.

Фарфоровую посуду, белый хлеб, и сахар хамнейцы могли себе позволить, жили в достатке.

Честно несли казаки свою службу. После подписания Буринского договора на службу стали брать бурят, у нас в Хамнее это были Шабартайские буряты. Очирова Ольга Аюшеевна рассказывала: «Местность Дозор , так назвали потому, что там стояла казачья застава-дозор. Там жили пограничники буряты охраняли границу. Рядом большая гора Хасык, на ней проводили молебны только для тех, кто уходил служить в Армию. Прадед Ринчинова Баира Николаевича за воинскую доблесть и отвагу в русско - японской войне 1914г. Был награжден Георгиевским крестом и саблей . У этой сабли интереснаясудьба. Когда дед Доржо умер, нашли ее на дне сундука, и его младшая сестра увезла себе на память в Бургалтай.

В первую же ночь дома никто не мог уснуть. В сенях до утра стоял, шум и грохот, как во время драки. Утром все оказалось в порядке. Обратились за советом к местному ламе. Он сказал: «Принесли вы в дом много крови и боли.» Читали много молитв за души погибших от этой сабли, а саму ее зарыли - похоронили в неизвестном месте. Видно много крови пролила крови эта сабля...»

Много еще былей и небылиц сложат о Хамнее, кто знает что о нас будут рассказывать лет через 100.

Разумеется, к преданиям мы не должны подходить как к историческим, архивным документам, так как в данном случае мы имеем дело прежде всего с устным народным поэтическим творчеством, только основанном на весьма правдоподобных фактах и событиях. Как и в любом другом жанре фольклора, в преданиях широко используются разные художественные приемы и формы повествования. Как известно предания берут свое начало в глубокой старине, но они продолжали складываться и в более позднее время. Когда — бы ни возникло то или иное произведение фольклора, на нем всегда видна печать того времени, в котором оно бытует и рассказывается.

 Автор: Низамеева Галина Николаевна - учитель русского языка и литературы Хамнейской средней школы

(Из архива краеведческого музея Хамнейской школы).

Автор: Аюшеева
Просмотров: 6174

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -