Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

«Воздушные ворота Закамны».

1 марта 2012
«Воздушные ворота Закамны».

автор Дамбаева Соелма Павловна, библиотекарь СП "Дутулурское"

 

В окружении священных гор на левом берегу р. Джида на равнинной территории находится с.Дутулур, ближайшее село к трассе Закаменск-Улан-Удэ-Джида. Кроме этой магистрали до недавнего времени со столицей Бурятии г.Улан-Удэ  связывала авиалиния, и Дутулур называли «воздушными воротами Закамны». Первый самолёт ЛИ-2( 2-х местный американский самолёт «Дуглас») приземлился в 1936 году. Первый прилёт этого самолёта вызвал в тот период восторг и восхищения людей. Посмотреть  на это чудо прибегали люди из Городка. Счастливая судьба быть первым пассажиром этого самолёта выпала на долю Панхаевой Бальжид, 1905 г.р. уроженки села Улентуй .

 

В то время она работала на строительстве электростанции Городка и как передовая стахановка должна  была ехать в столицу нашей Родины г. Москву на ВДНХ. Бальжид до Улан-Удэ долетела самолётом и дальше на поезде доехала до Москвы. С этого момента ЛИ-2 прилетала по необходимости. Во время  войны зэки Джидлага, которых местные жители называли бамбалаками, срок заключения которых составлял 25 лет, добровольно желали отправляться на войну. И за ними специально прилетали самолёты. По рассказам старожилов в период войны недалеко от села потерпел катастрофу грузовой самолёт с зерном. В момент катастрофы лил дождь, и 2 лётчика не смогли справиться с управлением самолёта, но они остались живы. Обломки этого самолёта находились на том до недавнего времени, но в связи с закупом цветных металлов были собраны и проданы перекупщикам.

 

С 1956 года четырёхместный самолёт ЯК-12 стал совершать регулярные рейсы каждый день. С этого момента в наш район периодическая печать и почта стали доставляться самолётами, а до этого привозили на ведомственных машинах. Первая взлётная полоса аэропорта была длиной 600 метров. Начальником аэропорта стал Татарников Пётр Тимофеевич, уроженец с. Торей. Здание аэропорта размещалось в небольшом, маленьком деревянном доме, радиостанция с маленькой метеостанцией находились в специально построенном туфоблочном здании. Радистом и одновременно метеорологом стал работать Таракановский. В 1957 году для работников был построен четырехквартирный дом.

 

Десятиместные самолёты АН-24 с двумя лётчиками начали летать с 1959 года. Время полёта до Улан- Удэ  было 2 часа 30 минут. Желающих лететь самолётами до столицы Бурятии было много. Поэтому для перевозки пассажиров и необходимых грузов стали летать «Элки» 3 раза в день: 8ч, 13ч, 18ч. Таким образом, стало возможным по необходимости улетать утром, а вечером прилетать. Для приёма этих самолётов взлётная полоса была удлинена до 1200м. И вскоре взлётная полоса была ещё раз реконструирована для посадки самолётов АН-24, которые брали на борт 50 пассажиров. Управляли самолётом 3 лётчика и пассажирам помогала стюардесса. Люди за 50 минут оказывались в Улан-Удэ. Для увеличения площади взлётной полосы были вырублены кустарники и изменено русло речки Татлинка. Реконструкция проводилась под руководством Лесикова Виктора Михайловича, инженера наземной службы аэропорта г. Улан-Удэ.

 

Его заместителем работал Аюшеев Геннадий Очирович, уроженец нашего села, который потом стал работать диспетчером. Геннадий Очирович окончил школу высшей лётной подготовки (ШВЛП) в г. Ульяновск. Для скорейшего завершения работы были организованы субботники. В которых приняли участие свыше 1000 человек. Принимали участие местные жители, рабочие предприятий, особенно Джидакомбината, служащие учреждений г. Закаменска. В этот период начальником был Макаров Александр Николаевич. Площадь аэропорта составила 40 га. Было построено новое здание аэропорта с большим залом ожидания, буфетом, кабинетами для специалистов, диспетчерской.

 

Отдельно была построена автономная котельная, оборудована метеоплощадка. Заново была создана заправочная с 2-мя цистернами, емкость каждой составляла 8000 литров. Возили горючее с Улан-Удэ специальной заправочной машиной. Для заправки самолета АН-24 в один конец нужно было 1000 литров горючего. С октября 1969 года АН-24 стал совершать регулярный рейс. Но наряду с ним прилетали еще и «ЭЛКИ». В экстренных случаях для оказания срочной медицинской помощи транспортировки и больных прилетали самолеты специальной санитарной авиации. В пожароопасный период, особенно весной, приземлялись вертолеты МИ-8, они совершали облет территории района и доставляли людей к месту пожаров для их тушения. С 1989-90 годах начались работы для бетонирования взлетной полосы, но в связи с трудными условиями и кризисными явлениями, работы прекратились. Самолеты перестали летать с 1993 года.

 

Таким  образом наше село с аэропортом внесли свою лепту в историю района и история эта очень интересная, запоминающаяся. Будем надеяться , что Дутулур снова станет воздушными воротами Закамны.

Автор: rcibs671950
Просмотров: 2409

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -