Моя родственница прошла всю войну вместе со своей подругой это Данзанова Цырен- Дулма Доржиевна и Будаева Цырен-Жигмит Бальжинимаевна
Подруги военных лет
Свой большой вклад в дело разгрома врага внесли наши землячки Данзанова Цырен-Дулма Доржиевна и Будаева Цырен-Жигмит Бальжинимаевна.
Когда началась война, они работали на железной дороге станции Селендума, это в с. Билютай. Цырен-Жигмит Бальжинимаевна - дежурной по станции после учебы в Иркутске, а Цырен-Дулма Доржиевна - стрелочницей.
Во время войны на железных дорогах был введен воинский график движения поездов, обеспечивающий ритмичность воинских перевозок и максимальную пропускную способность. Дисциплина была строжайшей, как требовало военное время.
Весной 1943 года получили приказ о немедленной явке в управление ВСЖД, где было сформировано военно-эксплуатационное отделение №32. Повезли в сторону фронта товарным поездом по 80 человек в вагоне. Привезли железнодорожный батальон на Калининский фронт в район Великих Лук. К этому периоду была завершена Великолукская операция и там восстанавливали железнодорожные пути. Потом перебросили в Ржев, где работали на промежуточной станции.
Нужно отметить, что железнодорожники играли огромную роль в транспортном обеспечении фронтов, особенно в период наступательных операций при осуществлении каждой операции использовалось 300-500 тысяч вагонов.
После недолгого времени они были переведены в Латвию, где шли бои за освобождение южных и восточных районов Латвии. Как только перешли границу Латвии их состав стали бомбить. Было много убитых и раненных. Их батальон остановился на большой узловой станции Пядвинис, которую бомбили каждую ночь.
Немецкие самолёты сбрасывали осветительные бомбы-ракетницы, а после начинали бомбить. Люди умирали, от взрывных волн глохли, в домах вылетали окна и двери. Цырен-Дулма Доржиевна, рассказывая о тех тяжелых днях и ночах, проведенных на фронте, говорит, что чудом осталась жива.
Однажды, когда они находились в Ржеве и шли строем по мосту, шальная пуля, задев полы шинели, прошла мимо. Окрестности станции были заминированы, нужно было ходить только по тропинкам. На этой станции она работала постовым стрелком, а Цырен-Жигмит Бальжинимаевна -дежурной по станции.
Ночью на станции стояла темень, с ручным фонарем надо было ходить встречать поезда на 800 м от поста, для того, чтобы дать сигнал, что путь открыт, затем запрыгивали на ходу на подножку и так же на ходу спрыгивали. Во время бомбежки, когда на станции состава нет, можно было спрятаться, укрыться где-нибудь, но когда стоял состав, надо было вагоны расцепить и разбросать по путям.
Бомбы падают то там, то здесь, а Цырен-Дулма Доржиевна со своей подругой обязаны были заниматься своими делами, а не то - трибунал. Огромной радостью для них было то, что иногда получали весточку из дома. Читали письма со слезами на глазах и, жили надеждой, что живыми, невредимыми возвратятся в свои родные края. Этот день наступил.
День Победы встретили в Латвии в 100 км от Риги, радость была огромная. Дела сдали местным рабочим - латышам, батальон отправили домой. В Иркутске их расформировали и девушки попросились в Улан-Удэ.
За участие в Великой Отечественной войне Цырен-Дулма Доржиевна и Цырен-Жигмит Бальжинимаевна награждены орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.
Комментарии