Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

140 лет Новоспасску. Моей родной, карымской деревне.

1 марта 2012

Всему есть свои пределы - уходят из жизни люди, уходят из жизни деревни. А мы бежим и некогда нам остановиться, оглядеться и, за суетой повседневного быта, увидеть главное. А в чем оно, главное?

 

140 лет Новоспасску. Моей родной, карымской деревне.

 

Мерила жизни у каждого свои, но я думаю - почему уходит в прошлое моя деревня? Ведь было же время, когда жизнь в ней была полнокровной и била ключом. И если нельзя в нее вдохнуть второе дыхание, то нужно хотя бы попытаться осмыслить - зачем она жила? Какие боли и страсти бушевали в ней? Какой след она оставила в жизни? Не только в моей жизни, а в жизни вообще?

 

Моя маленькая Брянка! Как хорошо было выйти во двор ранним летним утром, еще до восхода солнца и слушать голосистых петухов и звонкие трели жаворонков. А вечером долго сидеть на лавочке у ворот и слушать кваканье лягушек и пронзительные, щемящие душу крики куликов. Родной мой дядя, Василий Феофанович, вырастив своих многочисленных детей, схоронив жену и приехав как-то погостить в свой родительский дом, долго молча сидел рядом со мной на этой скамье и когда его позвали спать, помедлив мгновение, встал со вздохом и я понял, что за это время он вспомнил всю свою нелегкую жизнь. Он многое мог бы рассказать и о жизни своей и о нашей деревушке. Еще больше мог рассказать мой дед -  Феофан Васильевич. И рассказывал, и слушал я его с удовольствием, но,  к сожалению, не удосужился записать его воспоминания, а память людская, увы, не вечная.

 

И все-таки из рассказов деда моего - Феофана, тетушки Тизы, отца - Петра Феофановича и самого старейшего жителя сегодняшнего - Варфоламеева Антона Ильича, а также небольшого числа архивных материалов можно установить следующее.

 

Маловероятно чтобы, хоть и карымская, но все-таки православная деревня, могла возникнуть на хори-бурятской земле рода кубутов ранее, чем была основана Тугнуйская мессионерская церковь. Земля всегда была одной из важнейших ценностей людских и, наверное, нужны были официальные решения соответствующих полномочных органов по изъятию кубдутской земли для новокрещенных детей церкви православной.

 

Итак, возьмем за дату рождения нового села дату построения церкви.

Эта церковь была построена во многом благодаря попечению купца I-ой гильдии из г.Кяхты Якова Немчинова. Не могу сказать, каким был общественный резонанс на первую попытку убийства революционерами царя-освободителя Александра I  4 апреля 1866г. Дмитрием Каракозовым, но Яков Немчинов решил построить в честь спасения царя храм, посвященный Христу Спасителю в Тугнуйской степи в местности, отведенной для крещеных бурят. Закладка церкви была совершена 3 сентября 1866г. и большая организационная работа была проделана иеромонахом Мелентием (Якимовым) ставшего впоследствии епископом Селенгинским.

 

Постройка и украшение церкви обошлись Я.Немчинову в 18 700 рублей, дом со службами в 4550 рублей, а всего было употреблено 23 250 рублей серебром. Освещена церковь была 26 мая 1868г. Архиепископом Иркутским и Нерчинским Парфением (Поповым) и епископом Камчмтским Вениамином (Благонравовым). 

 

В честь храма Христа Спасителя и было наименовано село - Новоспасск.

 

А другое название, бытовавшее в годы советской власти - Брянка - это по названию речки. Эта речушка, начинающаяся в хребте Цаган-Дабан, протекает, вернее, протекала ранее прямо через деревню, а сейчас от нее осталось практически только русло и вода в ней бывает в дни весеннего половодья и в случае обильных летних дождей. А в детстве мы в ней ловили гальянов, ждали по весне - когда же придет долгожданная вода? И наш сосед, может в ходе повествования я не раз буду упоминать его имя, Иннокентий Александрович Братеньков, мы по-соседски называли его дядя Теха, как и наши родители, так вот - работая луговодом (будучи уже пенсионером) и возвращаясь домой со своего участка - Мухоршибирки - сообщал нам - вода идет. Талая лесная вода - она приходила в начале апреля и мы бегали, пуская кораблики и проблемой было перебраться на противоположный берег.                                                                                                                                        

 

Но я отвлекся. Вернусь к названию - Брянка. Дело в том, что по другую сторону хребта находилось старинное православное село - Старая Брянь, отсюда и название лесного распадка, откуда начинала свой бег до впадения в Тугнуйку наша Брянка и название деревни. Раньше, как говорили старики, речка пробегала западнее села, но перед войной она изменила свое русло и пошла через деревню. И старики говорили: «Не к добру. Выжить нас хочет отсюда река». С высоты сегодняшних лет посмотреть - правы были старики, но тогда - тогда деревня жила полнокровной жизнью. Жили, работали, радовались родившимся и оплакивали умерших Немчиновы, Братеньковы, Варфоламеевы, Бурлаковы, Якимовы, Бекешевы, Лоскутниковы.

 

Каждая из этих фамилий имеет свою, очень самобытную историю. Так Варфоламеев Антон Ильич, 90-летний долгожитель рассказывает, что дед его, а возможно и прадед, будучи подростком, пас овец у богатого бомского улусника и, по объяснимой возрастом беспечности, растерял их. Убоявшись хозяйской расправы, он бежал в Новоспасск и, получив крещение, был избавлен от наказания. Дело в том, что по законам того времени новокрещенные инородцы избавлялись от наказания за мелкие правонарушения, получали одноразовую денежную помощь в размере 15 рублей для холостых и 30 рублей для семейных. Но крещение проводилось только на добровольных началах, к тому же несовершеннолетние могли получить крещение только при согласии родителей. Вероятно и другие новокрещенные из бурят были побуждены к приятию христианства теми же причинами - избавление от наказания за совершенное правонарушение или чисто меркантильными интересами.

 

Во всяком случае, и мой прадед - родоначальник всех Бурлаковых - карымов также обстоятельствами принужден был к принятию новой веры. Бурятский мальчишка из небольшого улуса в местности Намарзан, он был учеником - послушником (хувараком) в дацане и бежал оттуда по неизвестным нам, потомкам, причинам. Бежал не домой, наверное, дома ожидала расправа за свой проступок, бежал в старинную русскую деревню - Старую Брянь. Прожив там в работниках какое-то время, он окрестился, получил фамилию хозяина - Бурлаков и христианское имя - Михаил, женился на русской девушке и переселился на постоянное место жительства в Новоспасск. Он был беден, этот факт я извлек из того, что в Новоспасск вместе со своей молодой женой он явился пешком. Старые - бурятские родственники, думается мне, не хотели оказывать ему необходимой материальной помощи как явному вероотступнику. Новые родственники, со стороны жены, может быть, не имели возможности, а, скорее всего большого желания помочь новобрачным. Думаю, могли бы они заложить лошадь в телегу и отвезти молодых.                                                                                                                                 

 

И другой вывод делаю я из факта обоснования моего предка в Новоспасске. Не могло это село - Новоспасск - возникнуть без законных на то оснований на земле юридически и фактически принадлежавшей коренным жителям. Мой прадед Михаил был самым первым церковным старостой - в 1875-1877г.г., значит, Бурлаковы по праву могут считаться одними из самых первых жителей села.

 

Чем же занимались новопоселенцы? Довольно быстро они не только христианизировались, но и основательно обрусели, т.к. во всех последующих поколениях женились преимущественно на русских девушках из Старой Бряни, Куйтуна, Вознесеновки и других сел. Пахали землю в ближайших распадках - Бильчире, Капчеранге, Тарбагатойке и больше всего в Кашкарге. И поныне каждый уголок в Кашкарге имеет свое личное название - Еремеевская и Лукашина подушки, Васильева гарь, Бурлаковская гора. Каждый волен был распахивать облюбованные участки, их обязательно огораживали от потрав. Выращивали традиционные зерновые - рожь, ячмень, овес, пшеницу. Несколько забытые сейчас - просо, гречиху, а из технических культур - коноплю, из которой вырабатывали грубую ткань и вили веревки, из семени давили конопляное масло. Мельниц своих не было и зерно на размол возили главным образом на старобрянские водяные мельницы. Конечно и разведением скота занимались и многие термины, связанные с этим занятием имели бурятские названия. К примеру черезседельник - чумбур, жеребенок - лончак, ягненок - кургашек, бычок - бурун, бурушек и тому подобное. Кстати упомянуть, что не только в терминах сохранялась связь с бурятским прошлым. Контакты с бурятскими родственниками поддерживались постоянные, многие из карымов знали бурятс

Автор: SDK Tugnuy
Просмотров: 1572

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -